49. Эволюционная теория человека. Антропосоциогенез и его исторические формы. Роль труда в возникновении человека.
Ключ к разгадке уникальности человека лежит вовсе не в том, что он является высшей точкой природного развития, самым совершенным биологическим существом. Напротив, философские антропологи доказывают сегодня "несообразность" человеческой натуры и причисляют человека к пасынкам эволюции, объявляют неудачным продуктом природы.
Эволюционные теории человека. Общепринятая до сих пор теория появления современного человека может быть в целом изложена так. Предок человека по некоторым причинам отказался от проживания на деревьях и начал ходить вертикально. Его пальцы развились, и он начал изготавливать орудия. Его мозг был относительно крупнее, чем у других приматов, таких, как антропоиды. Три фактора - вертикальная походка, изобретение орудий и развитие мозга рассматривались как решающие в возникновении современного человека (это отмечено в работе Энгельса).
Прямым прародителем человеческой линии чаще всего считаются африканские австралопитеки. Они имели человекоподобное расположение зубов, вертикальную походку и относительно большой мозг, они скитались семейными группами, собирая растительную пищу, охотясь на мелких животных. Не ясно, имели ли они грубые каменные орудия. Хомо эректус (человек прямоходящий) является первым гоминидом, достаточно развитым, чтобы быть отнесенным к собственно человеческому роду. Вооруженный набором орудий, включающим ручные топоры, он был, по-видимому, значительно более способным охотником, нежели австралопитеки. Следующая ступень неандертальцы. Увеличенный мозг демонстрирует явное продвижение вперед. Возросший объем мозга неандертальца был, вероятно, связан с управлением более массивной и сложной мускулатурой. Набор орудий показывал относительно мало изменений или новшеств. Они были "никудышными охотниками". Современный человек дебютировал около 35 тыс. лет назад, когда неандертальцы все еще бродили по Европе. Он существенно отличается как вид от своих предшественников. Значительную реорганизацию претерпел человеческий череп. По мнению многих современных исследователей, каменный топор сыграл огромную роль в истории человечества. Он явился первым социальным преобразующим средством производства. Вторым была паровая машина, движущая сила промышленной революции XVIII в.. Третьим стал компьютер - эпохальное средство производства знания в том смысле, что он производит большие объемы новой информации, а не материальные ценности.
Существуют следующие теории эволюции:
Неодарвинизм: эволюция биоорганизмов от комочка слизи к человеку совершается благодаря естественному отбору из общего множества мутаций (спонтанных изменений в молекулярной структуре генов) тех, которые полезны для выживания.
Генно-культурная коэволюция. Она является сложным взаимодействием, в котором культура генерируется и оформляется биологическими императивами, в то время как одновременно в генетической эволюции в ответ на культурные нововведения изменяются биологические свойства. По мнению американских ученых Ч. Ламсдена и Э.Уилсона, генно-культурная коэволюция одна и без посторонней помощи создала человека. Общий смысл этой концепции: Человеческие гены воздействуют на то, как разум формируется: какие стимулы осознаются и какие упускаются, как обрабатывается информация, каковы типы воспоминаний, наиболее легко вызываемых в памяти, эволюции, которые они, вероятнее всего, вызовут и т.д. Процессы, которые создают подобные эффекты, называются эпигенетическими нормами. Эти нормы коренятся в особенностях человеческой биологии, и они влияют на формирование культуры. Вторая сторона – то воздействие, которое культура оказывает на лежащие в ее основе гены. Определенные эпигенетические нормы, т.е. конкретные способы, которыми развивается ум, вынуждают индивидов принимать культурные альтернативы, дающие им возможность выжить и воспроизводиться более успешно. В течение многих поколений эти нормы и гены, определяющие их, обладают тенденцией к росту у населения. Следовательно, культура воздействует на генетическую эволюцию, так же как гены воздействуют на культурную. В то время как поступки обычных животных односторонне определяются генами, человек создает культуру на основе действия мозга и умственных способностей. Характеристики культуры, выработанные в ее истории, развиваются, культура в свою очередь начинает воздействовать на генетическую эволюцию. Таким образом, человеческие гены и культура следуют курсу коэволюции, обоюдно воздействуя друг на друга.
Антропосоциогенез и его исторические формы. Антропосоциогенз - процесс становления человека как общественного существа.
Средние века: теистическая концепция происхождения человека.
Новое время: концепции, основанные на деятельностной парадигме. Они предполагают комплексный подход, включающий такие факторы, как труд, язык, сознание и т.д. Все они претендуют на научность. Но по-прежнему много загадок. Поэтому эти концепции нередко сочетаются с теистическими и инопланетными подходами. Например. Одна из проблем - проблема "недостающего звена", то есть отсутствие морфологически определенной формы между нашими обезьяноподобными предками и современным человеком разумным. По мнению Т. де Шардена (теистически ориентированный философ), "парадокс человека" состоит в том, что переход осуществился не через морфологические изменения, а внутри, и поэтому не оставил заметных следов. Однако возникает вопрос: почему развитие ушло вовнутрь и было столь интенсивным, что появился человек. Другой пример - вопрос о сверхвозможностях мозга. Бехтерева (специалист в области физиологии психической деятельности) отмечает, что требования, которые предъявляют земные условия мозгу во много раз ниже, чем его возможности и делает вывод об инопланетарном происходжении человека. НО где та планета, где требования к мозгу настолько высоки?
Трудовая теория происхождения человека. Труд создал человека. В ходе труда рука становится все более гибкой, развивается мозг. Решающие факторы превращения обезьяны в человека - орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление. Затем добавляются регулирование брачных отношений, нравственность и т.д. Но: что такое труд? "Труд - это целесообразная деятельность". Но целесообразной деятельностью занимаются все животные. Некоторые животные преобразуют саму среду обитания, координируют совместные действия. Но это еще не труд. Как человек перешел от инстинктообразных к целеполагающим формам труда? Возможно, труд сыграл решающую роль в возникновении принципиально новой формы наследования, открывшей безграничные формы становления человека (сдвиг с генетических форм наследования на социальные). Животные осуществляют орудийную деятельность, известную под названием "ручного интеллекта" или "практического мышления", но опыт не аккумулируется, развитие животных не происходит. Существенной чертой антропосоциогенеза является именно то, что изготовляемые человеком орудия труда аккумулируют в себе способы деятельности с ними. Это достигается тем, что в процессе изготовления предмету придается целесообразная форма. Распредмечивание этих форм осуществляется как развитие человеческих способностей.
Но целесообразность опредмечивается только тогда, когда применяемые человеком предметы опосредованы системой общественных отношений. Без включения в систему общественных отношений социальное наследование невозможно. Сама же система общественных отношений невозможна без общественных предметов. Последние есть форма, в которой реализуются социальные связи. Общественные предметы - это как бы призрачная оболочка природной вещи (без нее деньги - лишь "бумажки", поступки - только телодвижения и т.д.).
- 1. Философия, ее предмет и структура, функции в культуре.
- 2. Основной вопрос философии как историко-философская проблема.
- 3. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 4. Философия традиционных обществ Индии и Китая.
- 5. Античная философия: этапы становления и специфика.
- 6. Философия средневековья: патристика и схоластика. Номинализм и реализм.
- 7. Философия Возрождения; ее основная направленность, проблематика, социальная роль.
- 8. Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм. Теория общественного договора т. Гоббса.
- 9. Философия эпохи Просвещения. Естественный материализм и.Ньютона и французских энциклопедистов. Социальная философия Вольтера и Руссо.
- 10. Проблема познавательных возможностей человека в философии Канта.
- 11. Диалектика, идеализм и материализм в воззрениях представителей немецкой классической философии.
- 12. Идейные источники и социально-экономические предпосылки философии марксизма.
- 13. Классический и современный марксизм. Франкфурская школа и ее социально-философские идеи.
- 14. Позитивизм и прагматизм и их роль в становлении современной философии науки
- 15. Философия экзистенциализма: отчужденный человек и пограничные ситуации.
- 16. Современная философия истории в воззрениях о. Шпенглера, п. Сорокина, к. Ясперса, ф. Фукуямы.
- 17. Проблема человека в религиозной философии хх века: неотомизм и персонализм
- 18. Русская философия. Её основная тематика и этапы развития.
- 19. Белорусская философская мысль xyi-xXвв.
- 20. Бытие, его философский смысл и основные формы
- 21. Категории субстанции и материи. Ленинское определение материи и его методологическое значение.
- 22. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Механицизм. Редукционизм. Витализм.
- 23. Субстанциальная и реляционная концепции пространства-времени. Концептуальное, перцептуальное и социальное пространство и время.
- 24. Философия монизма и проблема единства мира. Современная научная картина мира.
- 25. Диалектика как теория и метод познания и освоения действительности
- 26. Диалектические законы развития бытия, их статус, функции.
- 27. Философские концепции детерминизма и их естественнонаучная аргументация. Причинность и теологизм. Детерминизм и синергетика.
- 28. Философские категории, выражающие ценность и структурную организованность бытия (система, структура, элемент, часть, целое)
- 29. Проблема сознания в философии и естествознании.
- 30. Индивидуальное и общественное сознание, их структура, взаимосвязь, функции.
- 31. Эволюция сознания: основные этапы и социокультурная обусловленность. Сознание и отражение.
- 32. Проблема идеального в философии. Сознание и самосознание.
- 33. Мышление и язык. Аналитическая философия и герменевтика.
- 34. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм и скептицизм.
- 35. Деятельная концепция познания. Чувственное и рациональное познание.
- 36. Проблемы истины в философии. Основные концепции истины.
- 37. Многообразие видов и форм практической деятельности. Научный эксперимент и социальная практика как критерии истины.
- 38. Субъект-объектные отношения в познании. Основные гносеологические модели.
- 39. Наука как предмет философского анализа и специфика научного знания.
- 40. Структура научно-познавательной деятельности. Эмпирический и теоретический уровни познания
- 41. Формы и методы эмпирического познания
- 42. Формы и методы теоретического познания.
- 43. Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза.
- 44. Проблема метода в философии. Методология, ее предмет и задачи.
- 45. Методология в сфере инженерной деятельности. Техникознание и конструктивистская методология.
- 46. Основания науки: научная картина мира, идеалы и нормы науки.
- 47. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс.
- 48. Человек как предмет философского анализа. Проблема сущности и существования.
- 49. Эволюционная теория человека. Антропосоциогенез и его исторические формы. Роль труда в возникновении человека.
- 50. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
- 51. Проблема гуманизма. Гуманизм и антропоцентризм.
- 52. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль личности в истории.
- 58. Философия свободы и ее взаимосвязь с формами общественного сознания.
- 59. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс.
- 60. Культура и цивилизация.