logo
УМКД Философия часть 2

Тема 2. Античная философия

Вопросы:

1. Особенности и основные этапы античной философии.

2. Античная натурфилософия. Милетская школа. Пифагорейская школа. Элейская школа. Гераклит. Демокрит.

3. »Золотой век» античности: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

4. Основные направления в философии поздней античности: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

Античная философия - это философия Древней Греции и Древнего Рима VI в. до н.э. - V в. н.э. Античная философия является первой формой философии, внесшей исключительный вклад в развитие западноевропейской культуры, задавшей основные темы философствования последующих тысячелетий. В идеях античной философии черпали вдохновение философы различных эпох. Именно античность предложила термин «философия» и определила особенности этого типа духовной активности человека.

Прежде чем приступить к рассмотрению непосредственно античной философии, необходимо сказать о ее генезисе, о том, что способствовало реализации возможности возникновения античной философии. При этом, говоря о причинах возникновения античной философии, необходимо отметить то, что античная философия - философия рабовладельческого общества, что, несомненно, наложило свой отпечаток на ее формирование и развитие. Вместе с тем античная философия - грандиозная попытка построения рационализированной картины мира разумно решить основной вопрос мировоззрения, при этом в ней были заложены основы практически всех дальнейших разновидностей философских видов мировоззрения, как философского идеализма, так и философского материализма.

Кроме того, при рассмотрении античной философии необходимо ознакомиться с периодизацией античной философии и дать краткую характеристику каждому из периодов, назвать представителей каждого периода, кроме того, указать проблематику, которой занимались указанные философы.

1. Досократовская философия (VI-V вдо н.э.) - период формирования собственно греческого философского мышления - необходимо рассмотреть главную проблему, волнующую философов этого периода - поиск первоначал сущего, в качестве которых признавались огонь, вода, земля, воздух, эфир, апейрон, числа. Эта философия представлена учениями Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита, Пифагора, Парменида, Зенона и др.

2. Классическая философия (V-IV ввдо н.э.) - эпоха деятельности Сократа, Платона, Аристотеля. В этот период возникают знаменитые философские школы, закладываются основы философской проблематики, значительно расширяется сфера обсуждаемых философских проблем, начинается дифференциация знания.

3. Эллинистическая философия (IV-II ввдо н.э.) - период возникновения многочисленных философских школ и направлений.

4. Римский период (I вдо н.э. - VI в.) - это период характеризуется постепенным угасанием ведущих философских школ.

Античная философия в целом имеет следующие характерные особенности:

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божественен).

2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира (у Фалеса это вода, у Гераклита - огонь, у Демокрита - атомы и т.д.).

3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.).

4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого является единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.).

5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики. Чувства не являются источником знания, их область лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

6. Античная философская антропология исходила из враждебности души и тела, которую может преодолеть разлитая по всему миру любовь, стремящаяся ко всему прекрасному, совершенному, справедливому, мудрому (Платон). Античная философия не знала понятия «личность», философы Древней Греции имели дело с обобщенным, а не индивидуальным бытием человека, социальность которого вытекает из его природы. Он - центр культуры, ее активный творец (софисты); его призвание - познавать и совершать добро (Сократ).

7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. В истории античной философии наибольшую известность получили:

- рационалистическая мораль Сократа (источник благодетели - знания);

- релятивистская мораль Протагора (мерило нравственного поведения - субъективные представления человека);

- идеалистическая мораль Платона (в основе поведения человека - нравственные идеальные атрибуты: любовь, дружба, красота и др.);

- реалистическая мораль Аристотеля (детерминанты нравственности - знания, хотения, умения);

- натуралистическая мораль Сенеки (критерий нравственности - законы природы и разума.

8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве. Так, Платон считал, что наиболее совершенным государством, является аристократическая республика, в которой правят - философы, охраняют - воины, производят материальные блага - ремесленники, при этом только ремесленники могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. В идеальном утопическом государстве Платона утверждается единомыслие, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям.

9. Мыслители античности создали проекты идеальной системы образования. В этих проектах предусматривалось, что управление образованием осуществляется государством (обществом) в соответствии со своими интересами, а не частными лицами по своему произволу. Предназначением системы образования считалось воспитание разумного, добродетельного человека, восполнение того, что недодала ему природа. По замыслу античных философов (Платон, Аристотель) характер и уровень образования должен быть адекватен сословному делению общества. Привилегированные слои (правители, воины, судьи, жрецы и др.) должны получать многостороннее образование, изучая математику, грамматику, философию, музыку, рисование, гимнастику. Первостепенное значение в образовании придавалось заботе о здоровье человека и его телесных силах. «...Забота о теле, - писал Аристотель, - должна предшествовать заботе о душе, а затем, после тела, нужно позаботиться о воспитании наклонностей, чтобы воспитание их послужило воспитанию ума, а воспитание тела - воспитанию души». Что касается лиц, исключенных из числа полноценных граждан (рабы, чужестранцы и др.), то они не имеют возможности получить образование, так как заняты физическим трудом, который их принижает и лишает досуга, необходимого для учения.

Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира, основанная на вере в видимость, «кажимость».

Кроме того, необходимо отметить, что античная философская литература практически не сохранилась. Все труды философов досократовского периода погибли, от них уцелели лишь фрагменты, благодаря тому, что они приводились в трудах более поздних античных авторов. Труды классического периода также не дошли в полном объеме, за исключением работ Платона и Аристотеля. Такая же ситуация наблюдается в эллинистическом и римском периоде, однако в них число философских произведений, дошедших до нас, больше.

Тем не менее, философию можно понять, только читая произведения философов. А значит, изучать эту науку следует, прежде всего, по первоисточникам.

Основные понятия темы: автаркия, акциденция, апатия, апейрон, апории Зенона, атараксия, гедонизм, генезис, гносис, демиург, диалектика, дуализм, идея, калокагатия, катарсис, категория, логика, логос, майэвтика, материя, метафизика, мимесис, нус, объективный идеализм, понятие, психе, риторика, силлогизм, скептицизм, софизм, стоицизм, физика, форма всех форм, фюзис, хаос, энтелехия, эпикуреизм, эпистеме, этика.