logo
Ответы на экзаменационные билеты / Билеты-- Examination

44. Проблема метода в философии. Методология, ее предмет и задачи.

Методология- учение о способах построения и развития систем знаний. Это конкретная последовательность приемов получения знаний. Социокультурная основа возникновения методологии - это появление ориентации на полезную науку, на обеспечение устойчивого прироста знания. Декарт: "Под методом я разумею простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное, и без излишней траты умственных сил постепенно и непрерывно увеличивает знание".

Общая идея методологии: весь познавательный процесс надо разложить на элементарные шаги и обосновать условия и способы перехода от одного этапа к другому.

К основным вариантам ранней методологии относятся индуктивный метод Бэкона, аналитический метод Декарта.

Ранняя методология включала также аналитический аспект, т.е. анализ помех познанию, источников ошибок и заблуждений. У Бэкона выделяется четыре класса "идолов" - источников заблуждений - "идолы" рода, пещеры, площади, театра.

Основное различие классической и современной методологии. Ранняя методология считала, что можно найти универсальный, единый для всех наук метод. Современная методология считает, что способ изучения очень сильно зависит от объекта и цели познания. Поэтому надо разрабатывать разные методы и обосновывать границы применимости каждого.

Уровни методологии:

1. Всеобщие методы, как абстрактные принципы мышления.

2. Общелогические методы - абстрагирование,индукция,дедукция,анализ,синтез,аналогия.

3. Общенаучные методы - наблюдение,эксперимент,мысленный эксперимент,математическое моделирование,аксиоматический и гипотетико-дедуктивныйметоды.

4. Конкретно-научные методы - приемы и процедуры исследования, используемые в отдельных науках.

5. Методики - способы реализации методов.