logo
1-74_filosofia

63 Проблема истины.

Вопрос «что есть истина» остается одним из главных в философии.

Существует несколько пониманий истины.

Первое понимание сформулировал еще Аристотель. Его понимание получило название классической концепции истины и является основным до сих пор.

Согласно этой концепции истина есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Поскольку главной здесь является идея соответствия , то эту концепцию истины называют корреспондентской теорией истины.

Например, Маркс родился 5 мая 1818 года – это положение является истинным или ложным в зависимости от того, действительно ли соотношение этого события таково, как говорится в данном утверждении. Казалось бы, классическая теория истины настолько ясна, что не может порождать каких-либо серьезных проблем. И длительное время ее представляли как что-то очевидное и само собой разумеющееся. Однако постепенно стали выявляться и слабые стороны этой теории.

Во-первых, дискуссию вызывало само понятие «соответствие» Как можно сравнивать знание, которое является идеальным, с вещами, которые материальны?

На самом деле мы сравниваем знание с фактами, но факты также выражаются в некоторых утверждениях. Таким образом, мы устанавливаем соответствие одних утверждений другим.

Во-вторых, как быть с утверждениями типа «энергия сохраняется» или «все имеет причину» С какого рода объектами можно соотносить подобные утверждения, которые относятся ко всему на свете?

Эти трудности привели к тому, что появились другие концепции истины.

Вторая концепция – когерентная концепция.

В когерентной теории основным критерием истинности является согласованность знания с общей охватывающей системой знаний. Сторонником такой концепции был Гегель, который считал, что мир – это единое целое и поэтому все, даже самые мельчайшие явления связаны между собой и входят в это единое целое. Поэтому знание об отдельной вещи должно согласовываться с системой знаний о мире в целом. Как таковая истина одна, а частные истины должны быть элементами этой единой и всеохватывающей абсолютной истины. Хотя такое понимание истины нашло немного сторонников, но в нем есть рациональный смысл. Мы действительно склонны принимать за достоверное знание такое знание, которое не противоречит уже имеющейся системе взглядов.

Но одной лишь самосогласованности знаний недостаточно, иначе не могли бы совершаться новые открытия, которые противоречили имеющейся системе знаний.

Третья концепция истины - прагматистская концепция истины.

С позиции прагматизма истинным признается такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике. Один из основателей прагматизма, американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842-1910) полагал, что истинность суждения «Бог существует» не зависит от реальности существования Бога и обусловлена тем, что убежденность в Его существовании благотворна для человеческого общежития. Истинность нашего знания определяется также его практической применимостью. Если на основе определенного знания строятся самолеты или мосты, которые не падают вниз , значит это знание истинно.

В этом понимании практика есть критерий истины.

Однако и прагматисткой концепции истины свойственны недостатки. Например, известно, что в мореплавании весьма удобным и практически эффективными являются навигационные расчеты на основе геоцентрической

Модели. Но нельзя на этом основании полагать, что она более достоверна, чем гелиоцентрическая. Знаменитый философ и социолог Б. Рассел указывал, что сведение истинности к проверке последствиями может привести к парадоксальным результатам. Представим себе на минуту, что нацисты выиграли войну. Получается, что их идеология явилась бы истинной.

Таким образом, вопросы истины вызывают много нерешенных проблем.