logo
философия, ОТВЕТЫ

Вопрос 31. Татарская философская мысль, ее проблематика, особенности, направления развития.

Философская мысль татарского народа до сих пор остается малоизвестной  мировой науке. Не случайно в историях философии народов мира, написанных не только европейскими, но и мусульманскими учеными, не упоминается о философском наследии татарского народа, только о его отдельных представителях, которые квалифицируются в основном как религиозные деятели. Тем не менее, хотя у татар нет общеизвестных философов мирового масштаба, каждая историческая эпоха – Средневековье, Новое и Новейшее время рождала своих талантливых философов, некоторые из которых были известны во всем тюркском и части мусульманского мира. Средневековая татарская философия X-XII веков – времени расцвета булгарского государства богата своими источниками и находилась под влиянием арабо-мусульманской, общетюркской философской мысли. Татарская философия, особенно Нового времени, выполнявшая цивилизаторскую миссию для многих тюркских народов России, и сформировавшаяся под влиянием русской, западноевропейской философской традиции, для своего развития отбирала необходимые ей  области философского знания. Таким образом, многовековая татарская философская мысль в разные периоды своего развития имеет свою специфическую направленность. Средневековая татарская философская мысль X-XVIII вв. имеет свою особенность развития – социально-этическую направленность, в то время как татарская философия конца XVIII-XIX вв. характеризуется  двумя направлениями: религиозным реформаторством и просветительством. Эта особенность татарской философской мысли вызвала две взаимоисключающие тенденции в исследованиях. Одни ученые пишут только о татарском религиозном реформаторстве, включая в него и элементы просветительства (А.Сагди, Л.Климович, А.Беннигсен и Ш.Келькеже)[3]. Другие пишут только о татарском просветительстве, включая в него элементы реформаторства (М.Гайнуллин, Я.Абдуллин)[4], тем самым, интерпретируя понятие просветительство в очень расширительном виде.

Возникновение татарского реформаторства и просветительства современными учеными также оценивается неоднозначно. Одни исследователи связывают возникновение татарского религиозно-реформаторского движения с рубежом XVIII-ХIХ веков, а просветительского движения со второй половиной ХIХ века (М.Усманов, автор этих строк)[5], различая  типологически  и стадийно эти два направления философской мысли – реформаторство предшествует просветительству и допуская также возможность для этого периода мировоззрений синтетическо-синкретического характера, то есть мировоззрения, сочетающего одновременно реформаторскую и просветительскую составляющую. Другие авторы начало просветительского движения относят к первой половине ХIХ века (С.Михайлова, Я.Абдуллин),[6] тем самым не оставляя места реформаторству, растворяя его в просветительстве.

Другой феномен татарской культуры рубежа XIX-XX вв., который вызывал и  до сих пор вызывает споры в среде ученых – джадидизм. Поскольку джадиды являлись проводниками новых идей в образовании, их деятельность часто ассоциировалась со всем новым, что проникало в татарскую общественную мысль, как с Запада, так и с Востока. Поэтому, во многом необоснованно, джадидизм квалифицировали то, как реформаторское движе­ние, то, как форму просветительства и либерализма. В результате джадидизм, как движение особенное для татарской культуры, ставился в один ряд с реформаторством, просветительством и либерализмом, идеи которых ошибочно выдавались за джадидские. Таким образом, происходила под­мена, смешение историко-философских понятий.

Джадидизм во многих исследованиях называют идеоло­гией татарской нации, полноценным общественным движе­нием. При этом не уточняется, что это за идеология и в чем суть этого общественного движения. При таком расшири­тельном понимании джадидские идеи отождествляются как с реформаторскими, так и с просветительскими и либераль­ными идеями.

Философская мысль начала XX века также имеет свои особенности: ее религиозно-реформаторская и просветительская составляющие образуют единое направление реформаторско-просветительское, представленное наследием Р.Фахраддина, М.Биги, А.Баязитова, другая особенность –  ее политическая направленность: деятельность С.Максуди, Г.Исхаки, Ю.Акчура и М.Вахитова.

Как следует из вышеизложенного, при изучении наследия татарских мыслителей накопилось немало нерешенных проблем, которые возможно частично решит данная монография.