4.2. Понятие личности
Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является «индивид». Отдельный человек рассматривается как единичный представитель человеческого рода и как член какой-то социальной группы. Это самая абстрактная и простая характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен от других индивидов. Отделенность не составляет его сущностную характеристику.
Намного более содержателен термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Индивидуальность – характеристика единичности и своеобразия человека.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, то есть в процессе социализации. Человек учится выполнять социальные роли, которые имеют культурный контекст и зависят от стереотипа мышления.
Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами развития (ее сущностным основанием) являются не ее природные качества, а качества социально значимые: взгляды, способности, потребности, интересы, убеждения и т. д.
Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Комплекс своеобразных неповторимых качеств и действий, характерных для данной личности, выражается в понятии «индивидуальность».
Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т.д.) и отдельного (индивидуального). Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на раскрытие индивидуальных способностей и самореализацию.
В конкретно-исторических обстоятельствах личность выступает как целостность, тип которой формируется определенной социальной системой. Личность – это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только объективного познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них.
Познание структуры личности возможно как в общетеоретическом плане, так и в плане эмпирических исследований тех или иных аспектов этой структуры отдельными науками (биологией, психологией, физиологией, социологией, педагогикой и др.).
Определяющее воздействие социальных и природных факторов на формирование, развитие и становление личности происходит через ее субъективность. Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир – это не результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней работы индивида, в процессе которой внешнее субъективно перерабатывается, осваивается и применяется им в практической деятельности.
Сложившаяся система воспитанных и выработанных самим индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, мотивы, направленность интересов), отражающей взаимодействие личности с окружающим миром. В зависимости от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид может оказывать большее или меньшее влияние на факторы своего развития.
Личность – это активный субъект социальных отношений. Вместе с тем каждый человек – не только субъект, но и объект деятельности, и совокупность социальных функций, которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, в силу принадлежности к той или иной социальной группе, классу с их идеологией и психологией.
Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков. Социальная структура личности формируется как в производственной, так и во внепроизводственной сферах, иными словами, как в сфере труда, так и в сферах общественной деятельности, семьи и быта.
Степень развитости личности прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Это определяет и объективные предпосылки для всестороннего развития человека.
Социально-философская теория личности рассматривает развитие личности в ее взаимодействии с обществом. Она решает вопросы конкретно-исторического развития человека, становления индивидуальности, свободы личности и ее ответственности за выбор общественного развития и взаимоотношения с природой.
Теория личности строится как образ сложного взаимодействия человека и общества. Человек создает общественную систему отношений, социальных институтов. Сложившиеся общественные отношения и институты воздействуют на личность, формируют ее потребности, интересы, ценности, ориентации, характер.
Субъектом, то есть активным деятельным индивидом, в обществе является личность. Общество не существует вне конкретных индивидов, личностей. Оно представляет собой социокультурную систему, в которой происходит процесс объективации субъекта в создаваемых им предметах, в индивидуальных и общественных духовных продуктах. Это социальное «тело» человека, его общественное продолжение. Объективация является не самоцелью, а способом человеческой жизнедеятельности, в которой и происходит становление, развитие и осуществление человека в конкретной субъективной форме. Процесс общественного восполнения личности субъекта через усвоение им созданных обществом социокультурных ценностей называется субъективацией. Личность является субъектом общественного развития. Она не пассивно относится к усвоению определенных ценностей, а делает индивидуальный свободный выбор.
Человек изначально выступает как экономический, нравственный, эстетический, религиозный, а затем, с образованием государства, и как политико-правовой индивид. Но все эти родовые качества человека проявляются в нем по-разному, в зависимости от того типа общества, которое он же, человек, создал.
Отдельный человек не в состоянии изменить сложившийся тип отношений, поэтому он, социализируясь, преломляет в себе эти отношения, и соответственно с этими образующимися социально-значимыми чертами формируется в соответствующий тип личности.
Можно выделить следующие особенности, характерные для всех исторических типов личности:
наличие потребности трудиться;
потребность самосохранения, что составляет содержание таких социальных явлений, как социализация, адаптация в деятельностном варианте;
потребность связи с окружающим миром, которая вытекает из коммуникативной природы человека.
При анализе следует учитывать внутренние психологические качества личности, которые в процессе ее социализации приобретают мощную мобилизующую силу в ее деятельности, ведущей к дальнейшему развитию общества и личности.
Итак, личность – это не сумма врожденных биологически закрепленных побуждений, не безжизненный слепок с социальных условий. Личность – это субъект социальной деятельности и продукт ее исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и определенными неизменными факторами социальной сущности человека.
- А.А. Корниенко, и.В. Брылина, м.А. Макиенко и др. Философия
- 1. Место и роль философии в культуре
- 1.1. Возникновение и развитие культуры
- История мировых цивилизаций
- 1.2. Возникновение философии. Проблема бытия
- Мир как хаос и дисгармония. Всеобщая бессмыслица существования
- Кризис мифологии
- Стремление к правде как источник возникновения философии
- Философское сомнение как еще один источник философии
- Превращение диалектического метода в метафизику
- Философское сомнение как преображение иррационального сопротивления свободы воли. Возможность познания истинного бытия
- Истинное бытие в восточной и западной философии
- 1) Что человечество, по крайней мере, в избранной своей части, приближается к заключительной и блаженной поре своего существования,
- 2. Предмет философии
- 2.1 Специфика философского знания Философия как любовь к мудрости
- О природе философских проблем
- Философия и наука
- 2.2. Проблема начала философии
- 2.3. Предмет философии
- Предмет философии в структуре философского знания
- Предмет философии в истории философии
- Предмет философии в человеческой деятельности. Основные функции философии
- 3. Научное и философское понимание мира: вселенная и человек
- 3.1. Научная картина мира
- Формирование дисциплинарных онтологий. Роль картин мира (дисциплинарных онтологий) в построении завершенной научной теории
- Общая научная картина мира
- Научные представления о динамической и статистической закономерностях
- Представления о системе
- Представления о линейной, многолинейной и нелинейной эволюции
- Представления о времени
- Различия в представлении о времени
- Представления о внешнем и внутреннем системе пространстве и движении
- 3.2. Смена научных картин мира. Место человека в научной картине мира
- 3.3. Бытие как основная категория философской картины мира. Концепции бытия
- 4. Смысл человеческого бытия
- 4.1. Философская антропология. Человек как философская проблема
- Место человека в истории философии
- Философская антропология как наука
- Биосоциальная природа человека
- 4.2. Понятие личности
- Смысл человеческого существования
- Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- Аксиология Аксиология как учение о ценностях
- Понятие ценности. Виды ценностей
- Право и мораль. Нравственные ценности
- Свобода как ценность
- 5. Возможности и границы познания
- 5.1. Сильная и слабая гносеологические версии науки
- 5.2. Формы познания
- 5.3. Субъект и объект познания
- 5.4. Предмет и метод познания
- 5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь
- 6. Человек в мире культуры
- 6.1. Понятие «культура»
- 6.2. Общество. Человек. Культура
- 6.3. Человек как творец и творение культуры
- 6.4. Типы культуры
- 7. Философия истории
- 7.1. Становление философии истории
- 7.2. Духовно политическая история г.В.Ф. Гегеля
- 7.3. Исторический материализм (истмат) к. Маркса
- 7.4. История как технологическая модернизация
- 7.5. Концепции циклического развития, культурологичекий подход Шпенглера
- 7.6. Историческая концепция Тойнби
- 7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
- 7.8. Человек и исторический процесс
- 7.9. Концепции исторического развития к. Ясперса
- 7.10. Гражданское общество и государство
- 7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Человек в информационно-техническом мире
- 8.1. Развитие науки и человечество
- 8.2. Отношение «человек-техника» в современном мире
- 8.3. Информационная революция и человек