logo
Философия французского экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю)

Экзистенциализм как философское направление

Согласно Пиаме Гайденко, экзистенциализм (от позднелат. existentia - существование), или философия существования, - философское направление, возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель, выступивший с идеями экзистенциализма еще во время 1-й мировой войны, (Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар) Гайденко, П.П. Экзистенциализм и проблема культуры: (Критика философии М. Хайдеггера) М. Высшая школа, 1963. 119 с. .

Однако, следует отметить, что экзистенциализм берет свое начало еще с Сократа. Именно он впервые поставил в центр своего философствования - человека, его сущность и внутренние противоречия души. Именно Сократу принадлежит фраза: "я знаю, что я ничего не знаю" и "познай самого себя", призывающая к достижению истины через процесс самопознания. В XIX веке получает развитие теология датского мыслителя Сьёрена Кьеркегора, "философия жизни" немецкого философа Фридриха Ницше, интуитивизм французского философа Анри Бергсона, феноменология немецкого философа-идеалиста Эдмунда Гуссерля. Электронная энциклопедия Франции [Электронный ресурс]: URL: http: //modfrancelit.ru/ (дата обращения 11. 05.2014). - Загл. с экрана.

Экзистенциальная философия - это философия бытия человека Ясперс, К.Т. Смысл и назначение истории. М. Политиздат, 1991. 527 с. , так утверждал Карл Ясперс. И действительно, во всех работах посвященных данному направлению философии на первый план выдвигается человек и всего его переживания, волнения и страхи.

В самом экзистенциализме принято различать два направления развития: религиозная ветвь, к которой относится философия К. Ясперса, Г. Марселя, М. Бубера (в России Н. Бердяев, Л. Шестов) и атеистическая - М. Хайдеггер. Ж. - П. Сартр, А. Камю.

Религиозный экзистенциализм обращен к вере в Бога и его существованию. Ответственность, которую в христианстве берёт на себя Бог, искупая вину людей, в экзистенциализме целиком и полностью взваливает на свои плечи каждый человек, а неизбежность смерти, о которой говорится в атеистическом экзистенциализме есть не что иное, как просто утрата веры во Всевышнего.

Атеистическая ветвь ищет основания для своей философии в замкнутой человеческой экзистенции. Но и абсурдность атеистической ветви экзистенциализма тоже имеет место быть, т.к. признание того, что Бог умер, сопровождается (в частности, у Хайдеггера и Камю) утверждением невозможности и абсурдности жизни без Бога. Гайденко, П.П. Экзистенциализм и проблема культуры: (Критика философии М. Хайдеггера) М. Высшая школа, 1963. 119 с.

В основе экзистенциализма лежит понятие экзистенции (латин. exsistentia/existentia от exsisto/existo - выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) т.е. существования. Главными особенностями существования являются: страх, совесть, забота, отчаяние и др. Человек в повседневной спокойной жизни не может постичь сути своего существования, это происходит лишь в "пограничном состоянии" перед "лицом смерти". Когда он постигает свою суть, то начинает понимать свою личную ответственность за все то, что происходит в окружающем мире.

Главной особенностью экзистенции является её конечность т.е. человеческая смерть как логическое завершение всей его жизни.

Основным преимуществом экзистенции человека является его свобода. Свободу человека нельзя рассматривать однобоко. С одной стороны, это высшая степень блага для человека, он является абсолютно свободным в своих поступках и действиях, с другой - нужно говорить о "страшном бремени свободы" т.к. основой экзистенциализма является ответственность каждого человека за человечество в целом, поэтому каждое принятое человеком решение может повлиять на ход общей истории.

Несмотря на различие направлений в экзистенциализме можно выделить три основных принципа на основании которых строится данное философское направление:

1. Существование человека - это свободное существование. Свобода подразумевается не как "свобода духа", а "свобода выбора", которую никто не может отнять у человека.

2. Существование человека включает в себя ответственность: не только за себя, но и за окружающих.

3. Временное и конечное существование. Человеческое существование - это бытие, обращённое в смерть. Сайт Свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]: URL: http: //ru. wikipedia.org (дата обращения 14. 04.2013). - Загл. с экрана.