29 Философия экзистенциализма. К. Ясперс, ж.- п. Сартр, а. Камю.
Современный экзистенциализм: К. Ясперс и М. Хайдеггер; А. Камю и Ж.-П. Сартр. Экзистенциализм - наиболее яркий и последовательный иррационализм. Крупнейшие представители экзистенциализма - Сёрен Кьеркегор (1813-1855) в Дании, Карл Ясперс (1883-1969) и Мартин Хайдеггер (1889-1976) в Германии, Альбер Камю (1913-1960) и Жан-Поль Сартр (1905-1980) во Франции. Экзистенциализм философски выражает глубокие потрясения европейской цивилизации, наиболее полно проявившиеся в первой половине ХХ века. У поколения интеллигенции, перенесшей первую мировую войну войну, обманчивую стабильность 20-30-х годов, фашизм и гитлеровскую оккупацию, экзистенциализм вызвал интерес прежде всего тем, что эта философия обратилась к проблеме кризисных ситуаций ("хождение по мукам") для чело- века, претерпевающего жестокие социальные потрясения и испытания, обнаружившего свою "заброшенность" (излюбленное выражение М. Хайдеггера) в иррациональный, не контролируемый им поток событий. События этого периода европейской истории обнаружили неустойчивость, хрупкость, неустранимую конечность всякого человеческого существования, и не только индивидуального, но и родового. Отсюда самым адекватным и глубоким знанием о природе человека экзистенциализм признает осознание ("тревогу", "страх", "отчаяние") человеком собственной смертности и несовершенства. Центральное место в философии экзистенциализма (философии существования) занимает понятие экзистенции (лат. exsistentia - существование). Под экзистенцией понимается специфический человеческий способ бытия, в корне отличающийся и от вещественного предметного мира, и от сверхчувственного бытия "по ту сторону" социально-природной реальности. Отсюда существование понимается как "промежуточное" бытие, проявляющееся в своей подлинной реальности за порогом сознания, никогда не становящееся предметом понятийного мышления. Подлинно реальное существование может быть лишь пережито человеком "изнутри" как особое "экзистенциальное озарение" (К. Ясперс) или же как эмоциональное "понимание", опирающееся на интуицию (М. Хайдеггер). Обратимся к К. Ясперсу. К. Ясперс ввел в философию экзистенциализма понятие "пограничной ситуации" и связанное с ним понятие "раковины", или "футляра". Человек в целях самосохранения живет как бы в "раковине", прячась от острых кризисных положений ("пограничных ситуаций"). Но спрятаться трудно, поэтому человека всю жизнь сопровождает страх, отчаяние, страдание, вина (как понятия, это одни из центральных категорий экзистенциализма). "Пограничные ситуации" по существу неразрешимы, они ведут либо к параличу, либо к конфликту. И то, и другое - не выход. Где же он? К. Ясперс предлагает человеку в катастрофических случаях уповать на Бога. Поэтому Ж.-П. Сартр называет К. Ясперса христианским экзистенциалистом. М. Хайдеггера, так же как и самого себя, Ж.-П. Сартр относит к экзистенциалистам-атеистам. Французский экзистенциалист Ж.-П. Сартр в своих произведениях понимает проблемы соотношения существования и сущности, свободы, выбора и ответственности. В трактате "Экзистенциализм - это гуманизм" Сартр пояснял смысл категорий существования и сущности так: ремесленник, изготавливающий, скажем, нож, представляет себе, что он хочет сделать, он делает нож, - здесь сущность предшествует существованию вещи. Другое дело с человеком. Дитя рождается, оно уже существует, но ему еще предстоит обрести человеческую сущность, стать человеком. Здесь "существование предшествует сущности". Приведя эту формулу, Сартр формулирует первый принцип экзистенциализма, позволяющий нам перейти к пониманию мыслителем проблемы свободы. Вот этот принцип (в силу его значимости, приведем его полностью): "Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма". Теперь о свободе. В той же работе "Экзистенциализм - это гуманизм" Сартр приводит пример некоего молодого человека, который не знает, пойти ли ему защищать родину от оккупантов или остаться с матерью, для которой он единственная опора. Юноша колеблется между любовью к своей матери и ратным подвигом для спасения родины. Юноша - христианин и решает посоветоваться со священником. Но к какому же священнику обратиться за советом? Сартр пишет: "Но есть священники-коллаборационисты, священники-выжидатели, священники - участники Сопротивления. Так кого же выбрать? И если юноша останавливает свой выбор на священнике-коллаборационисте, то он уже решил, каким будет совет". Так что, практически, выбирая советчика, выбор молодой человек всё равно делает сам. Конечно, легче было выбрать коллаборационизм (сотрудничество с фашизмом), но те, кто выбрал Сопротивление, действовали не по расчету, а рискуя жизнью и ее благами, зато не изменяли себе (своему существованию). Человек, по Сартру, может оставаться свободным или рабом вне зависимости от обстоятельств. Закованный в кандалы может быть свободным, а живущий на свободе и весьма обеспеченный может быть рабом. Человек сам "выбирает" себе свободу или несвободу. Последний из философов экзистенциалистов, к кому мы обратимся, А. Камю. Для Камю существует лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Камю писал в "Мифе о Сизифе", в котором исследовал абсурдность мира, "выскальзывающего" из наших рук (мир чужд нам так же, как чужд Сизифу камень, который он вынужден катить в гору всю свою жизнь): "Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум десятью или двенадцатью категориями, - второстепенно". Как определить большую неотложность одного вопроса в сравнении с другим? – опрашивал Камю. И отвечал так: Нужно судить по поведению людей. Я никогда не видел, - говорил он, - чтобы кто-то умирал за онтологический аргумент. Так, Галилей, хотя и ценил научную истину, но в то же время и отрекся от нее, как только отстаивание ее стало угрожать его жизни. И он был прав. Эта истина не стоила костра. Земля ли вертится вокруг Солнца, Солнце ли – вокруг Земли. Не все ли равно? Вопрос пустой. Но в то же время можно увидеть, как умирает множество людей только потому, что, по их мнению, жизнь не стоит того, чтобы ее прожить. Поэтому, заключил Камю, "вопрос о смысле жизни я считаю неотложным из всех вопросов". А. Камю был идеологом молодежного движения 50-60-х годов в Западной Европе и США. Участники этого движения цитировали фразу Камю из "Бунтующего человека" (1951): "Я бунтую, следовательно, мы существуем", которую он употреблял в противовес декартовскому "я мыслю, следовательно я существую". Отталкиваясь от философии абсурда, Камю утверждает, что "первая и единственная очевидность", которая дается в опыте абсурда - это бунт. Камю рассматривал различные виды бунта: "метафизический" (восстание человека против своего удела и всего мироздания), "исторический", "художественный". Лучшее выражение бунта, считал он, - в искусстве, в котором человек наиболее свободен, а свобода есть высшая цель человека.
- Истоки философии. Значение мифологии и религии.
- 2 Философия Древнего Востока. Оппозиция традиционализму.
- 3 Онтологический аспект философии Древнего Востока. Бытие и небытие.
- 4 Гносеологический аспект философии Древнего Востока. Пределы и методы умопостижения.
- 5 Антропологический аспект философии Древнего Востока. Значение человека в философии и культуре.
- 6 Древнегреческая философия. Онтологизм античной классики.
- 10 Средневековая философия. Приоритет воли над разумом.
- 11 Философия в Византии (4-15 века) как источник религиозной философии и христианства в России.
- 12 Философия эпохи Возрождения. Человек - творец самого себя.
- 13 Философия эпохи Возрождения. Пантеизм и совпадение противоположностей Кузанского.
- 14 Европейская философия 17 века. Бекон: знание - сила.
- 15 Европейская философия 17 века. Декарт: мыслю - следовательно, существую.
- 19 Философия Просвещения 18 века. Проблема восприятия и познания ж.-ж. Руссо.
- 20 Классическая немецкая философия. "Критическая философия" и. Канта.
- 21 Классическая немецкая философия. Антропологический материализм Фейербаха.
- 22 Классическая немецкая философия. Диалектический метод Гегеля.
- 23 Классическая немецкая философия. Философская система Гегеля.
- 24 Материалистическая философия к. Маркса и ф. Энгельса.
- 25 Философская мысль России (11-20 вв.). Анализ характерных черт русской философии в философской системе одного из мыслителей России данного периода.
- 26 Европейская философия 19-20 вв. Иррационализм а. Бергсона.
- 27 Европейская философия 19-20вв. Иррационализм а.Шопенгауэра.
- 28 Европейская философия 19-20 вв. "Воля к мощи" ф. Ницше.
- 29 Философия экзистенциализма. К. Ясперс, ж.- п. Сартр, а. Камю.
- 30 Философия как форма общественного сознания.
- 31 Понятие мировоззрения и его структура.
- 32 Философия и наука.
- 33 Основной вопрос философии. Антитеза материализма и идеализма.
- 34 Основные философские категории. Их смысл и взаимосвязь.
- 35 Понятие материи. Свойства материи. Способы движения материи. Пространство и время.
- 36 Проблема познания в философии. Структура знания.
- 37 Сознание как философская проблема. Отражение как свойство сознания
- 38 Наука и ее функции. Методы научного познания.
- 39 Проблема личности в философии. Соотношение личности и общества.
- 40 Проблема антропосоциогенеза. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 41 Природа как объект философского осмысления. Будущее человечества и глобальные проблемы современности.