logo search
Анализ взаимосвязи философии и науки

3. Опосредованная проверяемость философских знаний

Уточняя или конкретизируя вопрос об истинности философии, необходимо учесть, что существуют разные виды знания. Они по-разному представлены в различных научных дисциплинах, религии, философии и так далее. Применять к ним один и тот же способ проверки невозможно.

Есть знание фактуальное - это знание о неких фактах, данных человеку непосредственно. Например, таким знанием является знание о текущем времени года. Убедиться в его истинности несложно. Для этого достаточно просто посмотреть в окно. В более сложных случаях фактуальное знание приборно опосредованно и проверяется экспериментом, а также технически оснащённым наблюдением.

Следующий вид знания - это знание концептуальное. Если факт является знанием о каких-то отдельных вещах, процессах и явлениях, их конкретных свойствах, то концептуальное знание представляет собой некую обобщенную модель целого класса изучаемых явлений. Так, говоря о строении газа, мы имеем в виду не конкретный газ, а газ вообще. Концептуальное знание, в отличие от знания фактуального, не поддается простой экспериментальной проверке. Концептуально представляемый класс явлений уложить в эксперимент просто-напросто нельзя. Прибегают поэтому к другому способу проверки. Во-первых, идет испытание данных концепций на их внутреннюю непротиворечивость и согласованность. Во-вторых, из них делаются частные выводы в форме предсказания каких-то новых, но ожидаемых фактов. Сделанные предсказания (ожидаемые факты) затем экспериментально подтверждаются или опровергаются. Следовательно, проверка концептуального знания осуществляется косвенным образом.

Еще один вид знания - знание методологическое. Оно не утверждает что-либо о реальности, а лишь говорит о том, как надо правильно познавать и действовать. Иными словами, методологическое знание учит правилам построения деятельности для достижения того или иного результата. В свою очередь, в качестве такого результата может выступать концептуальное знание. Тогда оценивать методологическое знание можно по его эвристичности и концептуальной продуктивности, т.е. по тому, насколько методология способствует построению правильных концепций. Прямого сопоставления методологического знания с экспериментом провести невозможно - проверка идет еще более косвенно.

Какие виды знания присутствуют в философии? Есть ли в философии фактуальное знание? Это очень спорный вопрос. Рассмотрим самый простой случай - утверждения: <Основателем идеализма был Платон> и <Основателем материализма был Демокрит>. Если мы принимаем такую классификацию, то далее, изучая соответствующие исторические тексты, мы можем произвести проверку. Данные утверждения, на первый взгляд, можно считать фактуальным философским знанием. Но оно все же классифицирующее и оценочное, а не непосредственно предметное. И говорит скорее об истории философии, а не о философской проблеме, которую решали данные философы. То есть собственно (строго) фактуальным это знание не является.

Теперь о концептуальном знании. Оно, несомненно, присутствует в философии. Философия создает самые разные концепции. Но можно ли из них получить однозначные предсказания, то есть перевести в фактуальное знание, которое будет проверено? Видимо, нет. Опять сошлемся на конкретный пример. За пять веков до нашей эры Демокрит создал учение о том, что весь мир состоит из мельчайших неделимых частиц - атомов. В девятнадцатом веке эта теория, казалось, была блестяще подтверждена в многочисленных экспериментах. Однако в двадцатом веке была обнаружена делимость атомов, его сложная структура. Подтверждена или опровергнута теория Демокрита? Однозначно утверждать нельзя, так как совсем не обязательно интерпретировать демокритовские «неделимые частицы» как те химические атомы, с которыми мы имеем дело в эксперименте. Следовательно, философские концепции не дают однозначных предсказаний. Когда же они делают это, то перестают быть философскими концепциями, переходя в разряд конкретной науки, что неоднократно совершалось в истории философии.

Наконец, философия содержит методологическое знание. Его концептуальная продуктивность неоднократно получала подтверждение в истории познания (та же теория Демокрита сыграла очень важную роль в истории физики и химии). Вообще вопрос философии и методологии науки сложен и поэтому рассмотрен в отдельном разделе.