logo
filosofia_Nazarov_Uchebnik

Основа и условия взаимосвязи науки и философии

Наука и философия тесно взаимосвязаны. Еще с эпохи античности, высоко ценившей единство разума и нравственности, европейская традиция связывала философию с наукой. Эти формы общественного сознания возникли в Древней Греции. Выросли они из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились.

В соотношении философии и науки различают три основных исторических периода и три типа отношений.

В первом историческом периоде было первоначальное совокупное знание древних, именовавшееся натурфилософией и обращенное к самым различным предметам. Наряду с данными конкретных наблюдений, выводами практики, начатками различных наук оно охватывало обобщенные размышления людей о мире и о себе, об обществе. Первичное знание заключало в себе одновременно пранауку и прафилософию.

Во втором периоде произошла специализация знаний, формирование конкретных наук, их отделение от натурфилософии. Одновременно шло развитие философии как особой области знания, ее размежевание с конкретными науками. Этот процесс длился многие века, но наиболее интен­сивно происходил в XVII - XVIII веках. Новые знания возникают и в наше время и будут формироваться в будущем.

В третьем периоде происходит формирование теоретических разделов целого ряда наук, их постепенная интеграция и синтез.

В течение первых двух периодов знание носило, в основном, опытный, описательный характер. Обобщение, выявление общих закономерностей и тенденций падало на долю философии. Недостаток знания дополнялся весьма умозрительными концепциями и домыслами, которые как бы стояли над фактами. Односторонне используя метод дедукции, объясняя конкретные свойства объектов при помощи общих принципов, сторонники натурфилософии пытались решить такие проблемы, которые требуют специального изучения. Натурфилософия содержала в себе ряд гениальных догадок, но также и много ошибочных положений.

В течение третьего периода многие теоретические задачи, которые решались до этого лишь в умозрительной философской форме, наука стала решать сама. Становится ясно, что универсальную теоретическую картину мира философия должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки, а вместе с наукой, на основе обобщения научных данных. Причем с развитием науки, с ее бурным прогрессом потребность в союзе с философией возрастает.

В чем же основы взаимосвязи науки и философии? Окружающая нас действительность многообразна, объекты материального мира обладают различными свойствами. Для их познания требуются усилия всего комплекса современных наук. И каждая конкретная наука познает определенную область действительности. Так физика и химия изучают строение материи и ее свойства, геология изучает происхождение и развитие Земли, ее структуру. В то же время мир един в своей материальности, объективности существования, в наличии определенных законов. В нем действуют не только частные, но и общие законы. Эти наиболее общие законы развития и изучает философия. Философия изучает отношение мышления к материи и наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Другими словами, наука изучает специфические закономерности основных форм движения материи: физической, химической, биологической, социальной, а философия изучает законы, общие для всех этих форм. Поэтому философия и наука связаны между собой как две стороны процесса познания единого объекта – окружающего нас мира. Объективной основой взаимосвязи философии и науки является единство единичного, частного и общего. Всеобщий закон не существует вне и независимо от специфических и частных законов, а проявляется через них. Например, закон перехода количественных изменений в качественные в химии демонстрируется периодической системой элементов Д.И. Менделеева, в физике – при плавлении тел. Закон единства и борьбы противоположностей обнаруживает свое действие в математике как плюс и минус, дифференциал и инте­грал, в химии – диссоциация и ассоциация атомов, в биологии как обмен веществ организма со средой.

Философия не изучает природу и общество непосредственно, она начинает с анализа знания, но не для того, чтобы замкнуться в нем, а для того, чтобы с помощью анализа понятий и законов науки вскрыть более общие законы объективного мира.

Сказанное позволяет сделать вывод о неразрывной связи философии и науки. Причем эта связь является объективной, независимой от воли и признания отдельными исследователями. Некоторые из них могут и не признавать эту связь, игнорировать ее, от этого она не перестает существовать.

Ф. Энгельс писал по этому поводу: «Какую бы позу не принимали естествоиспытатели, над ними властвует философия. Вопрос лишь в том, желают ли они, чтобы над ними властвовала какая-нибудь скверная модная философия, или же они желают руководствоваться такой формой теоретического мышления, которая основывается на знакомстве с историей мышления и ее достижениями»1.

Единство философии и науки основано на общей потребности в достоверных знаниях, ибо не только конкретные науки, но и философия подчинена принципу видеть жизнь такой, какая она есть, без всяких посторонних добавлений.

В истории взаимоотношений науки и философии можно увидеть две крайности в оценке роли философии: переоценка и недооценка этой роли.

Первой исторически сложившейся формой воздействия философии на науку была натурфилософия. Недостающие знания дополнялись философскими гипотезами, которые привносились в науку извне. Считалось, что философия изучает сущность мира, получает вечные и абсолютные истины, тогда как наука дает относительные и неполные знания. Так Аристотель полагал, что в отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, философия является учением о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Высоко оценивая теоретическую мощь философии, восхищаясь ею, он называл ее «госпожою наук», считая, что науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. Во взглядах Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация, когда аристотелевский подход господствовал в сознании философов, сохранялась в течение многих веков. Гегель, следуя этой традиции, называл философию «наукой наук».

Натурфилософия существовала в период низкого уровня развития науки и донаучного характера самой философии. Создавая единую систему знания из разрозненных и частных знаний, натурфилософия дополняла последние догадками и вымыслами. Философский ответ в таких условиях был единственным средством объяснения, единственным возможным способом связать в единое целое отрывочные знания о природе и обществе. Энгельс отмечал, что натурфилософия заменяла «неизвестные еще действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные пробелы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора»2. Ряд положений натурфилософии совсем не примитивны и не бесплодны. Таковы, например, представления об атомах, о несотворимости и неуничтожимости движения. В натурфилософии были сформулирова-

______________

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.С.525.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.С. 304-305.

ны идеи развития, всеобщей связи явлений мира, материального единства мира. Натурфилософия в определенной мере противодействовала плоскому эмпиризму с его полным отрицанием теории, нежеланием постигнуть сложную структуру и процесс познания. Пережитки натурфилософии сейчас проявляются в стремлении отдельных философов решать конкретные проблемы науки без учета их специфики, объявлять одни теории диалектическими и материалистическими, а другие – метафизическими и идеалистическими. Философы не должны навязывать конкретным наукам умозрительные схемы, которые ничего, кроме вреда, не могут принести. Философия не может и не должна предписывать, чем именно должна заниматься наука. Желания стоять на правильных философских позициях еще недостаточно для того, чтобы претендовать на конкретный ответ по сложным и спорным вопросам естественных и общественных наук. Тем более, что опровержение или даже изменение существующих выводов может происходить при наличии новых фактов и вытекающих из них новых положений. Философия не вправе прямо и непосредственно давать окончательное объяснение или конечную оценку конкретным положениям науки. А такие пережитки натурфилософии нередки. Так, некоторые философы и ученые отвергали как якобы идеалистические современные естественнонаучные теории и учения, в том числе физические (теория относительности), биологические (генетическая теория), неверно истолковывали кибернетику, математическую логику.

Ограниченность и слабость натурфилософии все чаще обнаруживались по мере распространения метафизического метода, который превращался в догматическую схему, препятствующую развитию науки. Крушение метафизической натурфилософии по мере развития конкретных наук, в особенности химии, геологии и биологии, стало неизбежным. Она должна была отойти в прошлое, уступив место научной философии и теоретической науке. Науки уже не нуждались в особой «науке наук», выполняющей роль организатора научного познания.

Революция в науках о природе и обществе приводит к осознанию диалектического характера изучаемых ими процессов. К тому времени, когда стало возможным постигнуть мир с точки зрения его собственных связей, «…натурфилософии пришел конец. Всякая попытка воскресить ее не только была бы излишней, а была бы шагом назад»1 .

В XIX, а еще резче в XX веке стали появляться противоположные су­ждения: о величии науки и неполноценности философии. Прогрессивный процесс преодоления натурфилософии в сознании ученых выглядел как избавление от философии вообще. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившее под сомнение по-

___________________

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С.305.

знавательные возможности философии, ее научность, развенчивающее «королеву» в «служанку».

Позитивизм полагал, что философия имела право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. После становления науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными. Утверждается, что зрелая наука – сама себе философия, что она может решить все частные и общие проблемы познания. Аргументы в защиту такой позиции выдвигаются следующие: у философии нет ни одной своей предметной области, все они со временем попали в ведение конкретных наук; у нее нет экспериментальных средств и вообще надежных опытных данных, фактов, нет четких способов отличить истинное от ложного, иначе споры не растягивались бы на века. В философии все расплывчато, неконкретно, ее история есть история погони за миражами, наконец, не видно ее воздействия на решение практических задач.

Между тем приведенные доводы можно опровергнуть. Философия, в отличие от конкретных наук, изучающих частные законы, является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В теории познания, являющейся разделом философского знания, разрабатываются принципы познания и теория всеобщих и общенаучных методов познания, в том числе и эмпирических. Роль философии в развитии культуры, в формировании мировоззрения людей не вызывает сомнений, об этой роли мы скажем позднее.

Материалистическая философия, в отличие от натурфилософии и позитивизма, не абсолютизирует ни философские, ни частнонаучные методы познания. Действительный путь развития современной науки – это путь взаимодействия философии и частных наук, современная разработка проблем, которые не могут быть решены в отдельности ни философией, ни науками.

Развитие материалистической философии теснейшим образом связано с прогрессом науки, на достижения которой она опирается. Наука не только обслуживает знаниями производство, общество, но снабжает ими также философию. Прогресс наук существенно обогащает философию, каждое крупное научное открытие есть вместе с тем шаг вперед в развитии способа мышления. Так, например, замена геоцентрического учения Птолемея на гелиоцентрическое Коперника не только знаменует начало новой эпохи в астрономии, но имеет громадное философское значение. Это открытие опровергло религиозное представление о Земле как центре Вселенной и тем самым способствовало укреплению материалистического мировоззрения. Энгельс отмечал, что с каждым, составляющим эпоху открытием даже в естественноисторической области, материализм неизбежно должен изменять свою форму. Здесь имеются в виду кардинальные открытия, преобразующие наши представления о реальности.

Естествознание в ХVII и ХVIII веках носило метафизический характер, наибольшее развитие получила механика, и материализм был механическим и метафизическим. Но успехи естествознания (в космогонии – гипотеза Канта, в геологии – учение Лайеля, в химии – синтез органических тел) способствовали выработке диалектического мировоззрения. В подготовке диалектического взгляда на природу, как отмечал Энгельс, большое значение имели три великих открытия: клеточная теория строения растительного и животного мира, закон сохранения и превращения энергии и теория происхождения видов Дарвина. Естествознание вскрыло всеобщую связь явлений природы и доказало способность материи к развитию.

Известно влияние на философию таких открытий в науке, как периодическая система элементов Менделеева, учение о высшей нервной деятельности Сеченова и Павлова. Большое значение для философского вопроса о связи материи, движения, пространства и времени имела теория относительности Эйнштейна, для выяснения структуры материи – достижения атомной физики и квантовой механики.

С другой стороны и философия оказывает огромное влияние на науку. Если философия без опоры на успехи науки может превратиться в нечто отсталое и догматическое, то наука без философии рискует остаться на уровне эмпирических исканий. Ибо философия не есть простое объединение частных наук в единое целое, а переход к философскому обобщению, которое представляет качественно новую ступень в развитии научного знания. Здесь философия выполняет функцию обобщения, интеграции знания. Она систематизирует полученные факты, выявляет внутренние связи и закономерности открытых явлений, вскрывает основные тенденции развития науки. Взаимодействие философии и науки обнаруживается в совершенствовании логического аппарата, который развиваться вместе с прогрессом науки и формируется философским мышлением. В начале ХХ века В.И. Вернадский писал: «Аппарат научного мышления груб и несовершенен; он улучшается, главным образом, путем философской работы человеческого сознания. Здесь философия могущественным образом в свою очередь содействует раскрытию, развитию и росту науки»1.

Философия выполняет и важную эвристическую функцию. Она формирует гипотезы об общих принципах, тенденциях развития, о природе конкретных явлений, еще не изученных той или иной наукой. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях знания, практики, она создает философские эскизы тех или иных природных или общественных про-

_________________________

1 Вернадскии В.И. О научном мировоззрении // О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна , 1997.С.54.

цессов. Философия способна генерировать категориальные матрицы, необходимые для научного исследования, до того, как последнее начинает осваивать соответствующие типы объектов. Развивая свои категории, философия готовит для естествознания и социальных наук своеобразную предварительную программу их будущего понятийного аппарата. Напри­мер, кардинальная для естествознания идея атомистики первоначально возникла в философии Древней Греции, а затем развивалось внутри различных философских школ до тех пор, пока естествознание и техника не достигли необходимого уровня, который позволил превратить предсказа­ние философского

характера в естественнонаучный факт.

Прогностическая функция философии по отношению к специальному научному исследованию проявилась в фундаментальных для нынешней науки представлениях о саморазвивающихся объектах, категориальная сетка для осмысления которых разрабатывалась в философии задолго до того, как они стали предметом естественнонаучного исследования.

Естествознание приступило к исследованию объектов, учитывая их эволюцию, только а XIX столетии. В философии к этому времени уже был развит категориальный аппарат, необходимый для теоретического осмысления саморазвивающихся объектов. Наиболее весомый вклад в разработку этого аппарата был внесен Гегелем.

Создавая единую, цельную картину мира, философия способствует правильной постановке проблем. Многие руководящие идеи, лежащие в фундаменте современной науки, впервые были выдвинуты философами. Например, гениальная гипотеза Демокрита об атомном строении материи, к Декарту восходят идеи рефлекса и сохранения во Вселенной одного и того же количества движения. Причем роль философии значительна не только в выдвижении новых идей, но и в их оценке и разработке.

Важную роль философия играет в разрешении проблемных ситуаций, тупиков в развитии науки, характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, разделов науки при их дифференциации. Речь идет о всевозможных парадоксах, апориях, антиномиях, познавательных дилеммах, в осмыслении и преодолении которых философской мысли принадлежит весьма существенная роль. В кризисные эпохи развития науки философия играет особую роль в выработке новых ценностей и мировоззренческих ориентиров. Не случайно многие выдающиеся ученые были и крупными философами: Бор, Вернадский, Бернал, Гейзен-берг, Эйнштейн и другие.

Степень взаимосвязи философии и различных наук неодинакова и зависит от ряда причин и условий.

Во-первых, она зависит от степени общности науки, характера предмета ее исследования. Если наука изучает фундаментальные структуры материального мира, то связи ее с философией более тесные. Общие пробле­мы ядерной физики, теории относительности, термодинамики в этом отношении значительно отличаются от проблем частных и прикладных разделов физики. В биологии проблемы сущности жизни, ее эволюции теснее связаны с философией, чем вопросы систематики и строения организмов.

Во-вторых, взаимосвязь философии и науки зависит от уровня развития последней, глубины исследования, вскрытия сущности объектов. На эмпирическом уровне развития науки исследователи решают проблемы зачастую без обращения к философии, по крайней мере последовательного применения ее положений. Индуктивное обобщение фактического материала, нахождение эмпирических закономерностей происходят в науке большей частью стихийно. Для перехода к теоретическому уровню развития науки этого недостаточно. Необходимо обращение к таким понятиям, как теория, научная картина мира, стиль научного мышления, использование таких методов познания, как аксиоматический, идеализация, формализация. При этом выясняются теоретико-познавательные основы науки, дается их анализ, разрабатываются пути создания новой картины мира (реальности), нового стиля научного мышления – иного видения объектов науки.

В-третьих, взаимосвязь философии и науки зависит от конкретных условий развития последней: проходит ли она эволюционный или революционный этапы развития, переживает ли период кризиса, теоретических и методологических трудностей. В первом случае обращение ученых к философии носит случайный, эпизодический характер, в других случаях оно становится систематическим и более глубоким. Именно трудности развития конкретной науки вынуждают исследователей обращаться к другим сферам знания в поисках выхода, для чего анализируется история и общие тенденции развития знания, закономерности этого сложного процесса. Общий путь развития научного знания от познания явления к выявлению сущности, достижения объективной истины, разрабатывается именно фи­лософией. Она играет важную роль в разрешении кризисов, испытываемых наукой, в поиске выхода из тупиковых ситуаций, выборе перспективных направлений.

Процесс взаимодействия философии и науки осуществляется сложным образом, противоречиво. Его осложняют как утверждения, отрицающие или недооценивающие роль философии в развитии науки, так и утверждения о том, что философия может решать любые проблемы наук, в том числе и прикладных. Нередко и в настоящее время используются философские (и политические) аргументы для оценки истинности тех или иных предметных положений науки, ее теорий и законов. Так, И.Ф. Зубков выдвигал против научной гипотезы движения материков (новой глобаль­ной тектоники) доводы философского и политического характера: «Нельзя, безусловно, игнорировать научные достижения геологов капиталистиче­ских стран. Но нельзя принимать за последнее слово науки любую модную их концепцию. При широких теоретических обобщениях не может не ска­зываться давление буржуазного мировоззрения, метафизической методо­логии»1. Здесь видно стремление философа решать судьбу конкретной научной гипотезы без учета ее фактической обоснованности, просто объявляя ее метафизичской.

В-четвертых, взаимосвязь философии и науки зависит от основных тенденций развития науки. Такие тенденции, как быстрое возрастание количества информации, интеграция и дифференциация, математизация усиливают это взаимодействие, выдвигают ряд философских и методологических проблем.

В-пятых, взаимосвязь философии и науки зависит от значимости последней, ее роли в жизнедеятельности общества. Участвуя в развитии производства, наука привлекает к себе, к решению научных проблем внимание представителей различных сфер познания, в том числе и философии.