logo search
Анализ роли "Беседы и суждения" как исторического источника по изучению жизнедеятельности Конфуция

2. "Беседы и суждения" как труд по изучению философских воззрений Конфуция

Данный труд учеников Конфуция о его жизнедеятельности уводит нас во вторую половину V века до н.э., - время "Илиады" и "Одиссеи" Гомера, отшельничества принца Сиддхарха Гаутамы и его претворения в Будду, первых ветхозаветных пророков и предсказания Исайи. Он вобрал в себя мудрость не только самого мыслителя, но и опыт, традиционные устои, нравы жителей Поднебесной империи, своеобразным образом отражая менталитет китайского общества.

Структурно труд "Беседы и суждения", созданный учениками Конфуция включает в себя двадцать глав, структурно отражающих становление философа в процессе формирования его жизненного опыта и духовных ценностей. Среди них: "Учиться", "Правитель", "Восемью рядами", "Там, где человечность", "Гунье чан", "Вот юн …", "Я продолжаю", "Великий первенец", "Учитель редко …", "В своей деревне", "Прежде люди, изучая …", "Янь Юань", "Цзы Лу", "Сянь спросил", "Князь чудотворный из удела Вэй", "Младший", "Ян-хо", "Владетель Вэй", "Цзы - чжан" и "Яо сказал".

Повествование в философском трактате ведется, главным образом, в форме взаимного диалога, а так же констатации философских мыслей Конфуция, что придает трактату несколько художественный стиль. Кроме того, труд учеников Конфуция представляет собой важный памятник, сборник китайской поэзии, народного песенного искусства и художественного повествования.

При исследовании данного труда стоит учесть тот факт, что Конфуций и его ученики трудились в атмосфере исключительного духовного подъема в обществе, подъема, который многие называют "осевым временем" или "эпохой прорыва", приведя в состояние интеллектуального поиска широкие слои общества, недовольные обычной жизнью и состоянием "обычного", "естественного" человека.

Свой труд ученики Конфуция создавали в период изгнания и скитаний, собирая материал для повествования из своего личностного опыта, личных наблюдений, записывая мысли, изречения и поучения Конфуция на бамбуковых дощечках. Позже "Беседы и высказывания" стали своего рода каркасом, на котором удерживались нравственность, жизнеспособность и само существование китайского государства.

Сложность в изучении труда представляет трудность в лингвистическом переводе. Так, например, автор данного реферата исследовал труд Конфуция, последовательно представленный переводом трех исследователей: В.П. Васильева, П.С. Попова и В.А. Кривцова, что создает сложность в понимании смысловой нагрузки философских мыслей. Таким образом, перевод каждой из глав может быть совершенно разным и трудным для анализа. Однако это не мешает восхищаться ходом философской мысли учения Конфуция, изложенного в данном труде.

Учение Конфуция, основывалось на естественном стремлении человека к счастью, занималось вопросами этики и житейского благоразумия, совершенно не касаясь при том сверхчувственной области веры. Основными этико-философскими концепциями учения Конфуция, изложенными в "Беседах и высказываниях", стали основные аспекты, отражающие понимание Конфуцием государственного устройства, социальной организации общества, сферы человеческого взаимодействия, человеческой морали и справедливости, религиозных устоев общества. Сама постановка Конфуцием и его учениками данных проблемных вопросов вполне отражала нестабильную ситуацию в сложнейший переходный период в истории Китая и в социально-экономическом и в политическом и в социальном плане.

Конфуций утверждал, что если люди будут поступать не в угоду субъективному произволу и личным желаниям каждого, которые разнообразны, противоречат друг другу и потому раскалывают общество, а в силу векового устоя традиций, порядка, единого для всех, тогда человеческое общежитие также будет одним целым, спаянным нерушимым единым общественным организмом, незыблемым и постоянным. "Будь великодушен. Не делай другим того, чего не желаешь себе", - призывал Конфуций. Этот принцип, известный и в других различных культурах, получил название "золотого правила нравственности".

Мудрец из княжества Лу придавал своекорыстию в человеке такое большое значение, что даже в наставлениях своим ученикам постоянно возвращался к этой теме, трактуя ее в различных аспектах.

Стабильное общество, живущее по своему неизменному установлению, веками не будет меняться, а течение людской жизни будет столь же размеренным, сколь "движение солнца по небосводу". Внутренние изменения, потрясения, неведомы такому обществу, а от влияний извне оно гарантировано, ибо, живя исключительно своими автономными законами, является совершенно изолированным от остального мира. Таким образом, даже, несмотря на изменения, происходящие вокруг, такое общество будет сохранять свои устои, так как оно имеет свое определенное назначение, свой определенный путь и свое определенное разумение.

Первая концепция - концепция "Жень" (доктрина "гуманности", "гуманизма", "человеколюбия") и "Ли" ("правила", "этикет", доктрина надлежащих норм взаимоотношений между людьми). "Ли" провозглашалось высшим проявлением "Жень". Эти два компонента отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную организацию китайского общества.

Основа второй концепции - важность преданности, честности, устойчивости моральных качеств граждан, сановников, уважения и почитания власти, старшинства, опыта. Она охватывала целый комплекс проблем, связанных с системой управления и, прежде всего с нормами взаимоотношения главы государства и чиновничества в Китае.

Третья концепция обозначена как "следование среднему пути" ("Чжун юн") или "учение о середине", которым Конфуций предостерегает от увлечения крайностями и проповедует важность преобладания ума над сердцем.

Рассуждая о проблеме власти, Конфуций считал, что все дела должны решаться на основе принципа справедливости - его четвертой концепции, Таким образом, Конфуций объединил такие расхожие понятия, как "власть" и "справедливость".

В пятой концепции Конфуций затрагивает отношения человека к сфере личностного вероисповедания: "Будь непреклонно верен нашему учению, старательно овладевай им; рискуя жизнью, оберегай его". В ней выражены начальные представления Конфуция о Воле Неба, выразившее критическое отношение к повсеместно распространенной даосской вере.

Во время посещения царства Вэй Конфуций со спутниками выдвинул одну из своих основных концепций - концепцию "Чжен мин" - или необходимости периодических преобразований, как залог оздоровления общественных нравов. Краткий смысл концепции заключался в том, что каждый человек в государстве и обществе соответствовал своему месту в нем. В данной реальности родители должны строить свою жизнедеятельность исключительно как родители, дети - как дети, правитель - как правитель, а подданный - как подданный. Конфуций утверждал: "Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник - чиновником", т.е. пусть люди в мире хаоса, беззакония и беспорядка займут свои места и будут твердо знать свои права, выполнять свои обязанности. Подобный призыв Конфуция побуждал людей следовать своему долгу и предназначению, занимать подобающее их качествам место в социальной иерархии.

Особое внимание к этой концепции объяснялось внутриполитической ситуацией в Вей, где власть была получена незаконно и Чу-гун, незаконный правитель Вей, чтобы укрепить власть попытался привлечь на должность главного советника Конфуция. Жажда претворения в жизнь своего Учения и принцип "Чжен мин" составили дилемму для Конфуция.

Центральную роль в своих философских размышлениях Конфуций уделяет обществу и его развитию. В учении Конфуция ярко выражено преобладание общего над индивидуальным, понимание общества как целостного организма, консервативная преданность традициям, иерархичность, патриархальность, мудрая и естественная, но не тираническая в своей основе. Так, например, позже духовный наследник Конфуция Мэн-цзы в споре с цинскими властями скажет: "В Поднебесной больше всего почитаются три вещи: титул, возраст и добродетельная сила Дэ. Как может тот, кто обладает всего одной почитаемой вещью, проявлять неуважение к тому, кто обладает двумя?".

Государство рассматривается философом как большая семья, а семья - как малое государство, одинаково основанные на безусловном, но сознательном и добровольном повиновении и подчинении низших высшим. Будущее мудрец воспринимает не как нечто новое и светлое, но как возвращение к утерянным корням, истокам. Конфуций пристально анализирует легендарное прошлое, пытаясь на его основе предусмотреть будущее. Ритуал, традиция, предписания, а не новаторство и не насилие клались им в основу всей своей социальной жизни, учении, трудов. При этом под ритуалом понимается человеческая культура, творящая и покоряющая природный хаос.

Конфуций рассматривает личность самого человека, несовершенного по своей природной сути, лишь как основу общества, основу большой семьи, основу государства, рассматривая преобладание общего над частным. Людей Конфуций, первый из деятелей Древнего Китая, делит на пять разрядов, проводя классификацию по нравственным и умственным качествам.

К первому, низшему, разряду - "сяо жэнь" ("маленькие", "низкие" люди) он причислял людей, не отличающихся никакими особыми качествами, - людей, которые говорят только для того, чтобы говорить, не думая о том, говорят ли они дело или пустяки, - людей привычки, живущих жизнью чисто животной изо дня в день, не умеющих ничего сделать без указания. Понятия этого разряда людей, по мнению Конфуция, далее глаз, ушей и рта не простираются. Однако это не означает, что Конфуций свысока относится к простому народу. Наоборот, все высказывания Конфуция пронизаны глубокой симпатией к простым людям, жертвам несовершенного правления и своекорыстного поведения правителей. Данный разряд людей Конфуций видит по своему составу наиболее многочисленным, нерасчленимым целым, естественным единством.

Ко второму разряду Конфуций причисляет грамотных, образованных людей, настолько развитых, что они способны иметь понятия о вещах, недоступных понятиям простого народа. Эти люди живут сознательною жизнью, соображаясь с законами и обычаями.

К третьему разряду принадлежат люди здравого смысла, которые ни в чем не отступают от него. Они одинаковы в горе и в радости, невозмутимы, добродетельны, умеют говорить и молчать. Этих людей Конфуций называл философами.

Четвертый разряд составляют люди прямодушные и истинно добродетельные, и, наконец, самый малочисленный, пятый, разряд - люди совершенные во всех отношениях. Только такие люди ("жэнь чжи") и могут стоять во главе государства, будучи принципиальными, по складу своего ума, говорит Конфуций.

Править обществом, по мнению Конфуция должны не знатные и не отличающиеся своими богатствами, но мудрые и знающие. Следствием этой позиции Конфуция, легшей позже в основу государственной карьеры чиновника китайского общества, стала сложная система экзаменов при переходе от одного ранга к другому.

Таким образом, преклонение перед идеализированной древностью, когда правители отличались своей мудростью, чиновники были бескорыстны и преданны своему долгу, а народ благоденствовал - пронизывает всю структуру философских мыслей и трудов Конфуция. При этом Конфуций считает, что народ может быть неразумным и необразованным, а поэтому он остро нуждается в опеке, управлении и воспитании со стороны "благородных мужей": "Народ следует заставлять идти должным путем, но не нужно объяснять, почему". Философ утверждал, что: "Нрав правителя подобен ветру, а нрав народа - траве; куда дует ветер, туда клонится и трава".

Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения. "Подобно Сократу, он не отбывал "рабочее время" со своей философией. Не был он и "червем", зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа". В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой.

В целом, конфуцианское учение, изложенное в "Беседах и суждениях", как нельзя лучше соответствовало историческим процессам экономической, политической и культурной консервации и изоляции Китая и на долгое время стало официальной доктриной, способствуя внутренней целостности, консервативности и национальной самобытности китайской цивилизации, непостижимой и загадочной для остального мира.