Анализ роли "Беседы и суждения" как исторического источника по изучению жизнедеятельности Конфуция

реферат

1. Биография философа

Конфуций родился в царстве Лу (нынешней провинции Шаньдун) около 551 до н.э. в обедневшем, но знатном роду. Китайские хронологические таблицы указывают рождение Конфуция на 21-й день 10-го месяца 20-го года царствования богдыхана Линг-Ванга (мудрого царя). При рождении Конфуцию было дано имя Киеу - (холм), в знак памяти о холме, на котором молилась его мать. Сам мальчик унаследовал родовую фамилию - Кун. Сведения о детском периоде жизни Конфуция очень скудны, чего нельзя сказать о его родословной.

Китайские летописцы ведут генеалогию Конфуция от полумифического богдыхана Хоан-ти, царствовавшего за 2637 лет до н.э. до рождения Конфуция. По их данным, большая часть предков Конфуция отличалась выдающимися способностями и занимала важные административные, военные и гражданские посты в государстве. Об отце Конфуция, которого звали Шу-лиан-хо, летописи повествуют следующее: Хо служил в военной службе и отличался необыкновенным ростом, силой и удивительной храбростью, о которой рассказывают чудеса.

Мальчику не исполнилось и двух лет, как скончался любящий его отец. Материальное же обеспечение оставляло желать лучшего. Конфуций сам говорил: "В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими презрительными делами" (выращивать овощи, переносить тяжести, убирать дом и т.п.). Только благодаря трудолюбию и скромности матери и сына они смогли кое-как обеспечить себе бедное существование. Попреки и худая молва не могли не пригнуть бедную женщину. Она замкнулась в своем горе, и это состояние передавалось и ребенку. Он часто расставлял подносы для жертвоприношений.

Но было бы ошибочным представлять Цю за вечными молитвами: мальчик рос веселым и жизнерадостным, часто играл со сверстниками. Но уже тогда он отличался знанием траурных церемоний, обостренным восприятием несправедливости, особенно со стороны родственником, и чувством особой любви к родителям. Зерна будущей концепции почитания родителей были заложены в нем матерью.

Нелегкий физический труд закалил Цю, приучил к невзгодам. Хотя судьба и нанесла ему ряд тяжких ударов в детстве и юности, она как бы компенсировала умом, отменным здоровьем и силой. Кун-цзы. Юноша увлеченно занимается самообразованием в надежде, что со временем знания смогут прокормить его и помогут в карьере.

О школьном воспитании Конфуция сохранилось немного достоверных сведений. Существует предание, что, когда Киеу исполнилось семь лет, его мать хотела найти ему учителя, но, будучи еще очень молодой, не решилась взять к себе кого-либо в дом и отдала Киеу в общественное училище. В этих училищах давалось воспитание всему юношеству без различия званий. Каждый ребенок, достигший восьми лет, мог поступить сначала в низшее училище, где ему, прежде всего, преподавали правила вежливости, затем обучали обрядам, музыке, стрельбе из лука, конной езде и счету. По достижении 15 лет более даровитые, кто бы они ни были, сыновья ли богдыхана, или сыновья крестьянина, поступали в высшее училище, где им преподавали нравственную философию. Однако в данных училищах воспитание мало развивало самостоятельное мышление, а сводилось главным образом к заучиванию на память нравственных сентенций и сведений, завещанных предками.

В такую школу поступил и Конфуций, где его стали звать Чунг-ни. Вскоре Чунг-ни затмил всех сотоварищей своим прилежанием, кротостью, скромностью и успехами в ученье. На 17-м году он был назначен помощником своего учителя, известного ученого Пинг-Чунга, который был вместе с тем и градоправителем того города, где жили Конфуций и его мать. Молодой Чунг-ни, исполняя свою обязанность репетитора, старался по возможности не задевать самолюбия товарищей и возбуждал их рвение скорее собственным поведением, чем наставлениями. Все время своего пребывания в училище он занимался с неустанным прилежанием, изучая сочинения древних авторов, имевших огромное влияние на развитие его ума и сердца. Конфуцию удалось приобрести именно в молодые годы много разнообразных сведений, обилие которых впоследствии поражало и удивляло его слушателей.

По окончании своего образования Конфуций, уступая желанию матери, поступил на государственную службу. Ему было дано место торгового пристава, хранителя амбаров, обязанность которого состояла в надзоре за свежестью припасов на рынках и в лавках. Заняв эту скромную должность, Конфуций вовсе не считал себя обесчещенным, несмотря на то, что происходил из знатного рода, и не старался уклониться от возложенных на него обязанностей, но, напротив, тщательно и добросовестно относился к ним и сам во все вникал. Он сознавал, что и на этом скромном месте может быть полезен своим согражданам и родине. С раннего утра Конфуций, сопровождаемый опытными людьми, обходил рынки и лавки, осматривая овощи, мясо и хлеб, поощряя честных торговцев и строго преследуя мошенников. Благодаря этим мерам он достиг блестящих результатов.

Время, свободное от службы, Конфуций посвящал занятиям наукой и проводил его дома, изредка делая прогулки за город с целью поближе ознакомиться с бытом и хозяйством земледельцев или посещая запасные хлебные магазины. Время, посвященное этим прогулкам, не пропадало для него даром, - здесь он старался добыть себе те знания, каких не находил в своих книгах. Одним словом, он не пренебрегал ничем, что имело хоть малейшее отношение к его обязанности. Наградой ему было за это всеобщее глубокое уважение со стороны его сограждан и слава о его мудрости, которая осталась за ним навсегда.

На 19-м году своей жизни Конфуций вступил в брак с девушкой из знатного рода Ци, по имени Ки-коан-ши. Через год у них родился сын, узнав о появлении, на свет которого князь-правитель царства Лу - Чжао Гун, прислал в подарок Конфуцию пару рыб породы карпов ("Ли") как символ благожелания семье. Конфуций же, в знак благодарности, дал имя новорожденному Ли, а впоследствии именовал - Бо Юй ("первая рыба"). Кроме сына у Конфуция была еще и дочь.

Одновременно Конфуций получает повышение и по служебной лестнице. Князь Лу назначает его, по единодушному желанию сограждан и непосредственного начальства Конфуция, инспектором пахотных полей, амбаров, лесов и стад, дав ему при этом полное право отменять прежние порядки и вводить новые. В этой должности Конфуций выказал блестящие реформаторские способности и умению учиться. Так, например, он тщательным образом анализирует государственный строй царства Лу и других княжеств, а так же роль правил этикета, личностного поведения как элемента общественной жизни.

Он вникал в малейшую мелочь сельского хозяйства и не упускал из виду ничего, что могло содействовать улучшению сельскохозяйственного быта. Он достигал своей цели убеждениями и просьбами, угрозами и наказаниями, а так же вовремя поданной помощью. Усилия его увенчались блестящим успехом. При его управлении быт земледельцев изменился к лучшему, заброшенные поля обратились в богатые нивы, стада и породы домашних животных умножились: "Быки и овцы должны быть хорошо откормлены - вот моя забота", - таковы были слова мудреца.

Благодаря своим заслугам и плодотворной деятельности Конфуций быстро выделился из основной массы чиновничества княжества, и все сулило ему впереди самую блестящую карьеру. Однако внезапная смерть матери в 528 г. до н.э. принудила его оставить службу и, в соответствии с китайскими традициями исполнения траура по близким, удалиться от общественной деятельности на целых три года. Это время Конфуций провел в одиночестве, отойдя от трудов и восполняя недостаток тех знаний, которые он не смог получить ранее.

По истечении срока траура Конфуций вновь возвратился к общественной жизни. Однако он не пожелал занять прежнюю должность, решив продолжить ученые занятия. Вскоре слава о его учености и мудрости распространилась по всему Китаю, и к нему стали стекаться со всех сторон жаждавшие знания и истины.

Большую часть своей жизни Конфуций провел в царстве Лу, существовавшем с XI до III в. до н.э., что нашло свое отражение в книге Конфуция "Чунь-цю" (летопись удела Лу 722-481 гг.). В 22 года Конфуций начал учить, прославившись, как самый знаменитый педагог Китая. В школе Конфуция преподавались четыре дисциплины и изучались соответственно четыре книги: мораль ("Шицзин"), язык ("Шуцзин"), политика ("Лицзи"), литература ("Юэцзин").

Вследствие интриг, Конфуций был вынужден уйти со службы и покинуть высокий пост, который занимал. Он 13 лет путешествовал по китайским государствам, - например, княжествам Ци, Цзы, Вэй, Чэнь, Чу, и т.д., где, зачастую являясь важным советником правителей, а часто и изгнанником, занимался, в том числе исследованием традиционных устоев местного населения, государственного устройства, социальных взаимоотношений в обществе, исследованием, переводом и анализом древних письменных источников.

Особенное внимание Конфуций обратил на книгу превращений (И-кинг) Фу-си-шы. Вместе с И-кингом он занимался обработкой другого древнего сочинения китайцев Шу-цзинь, древней истории Китая, содержащей в себе события с 2365 года до н.э. Конфуций, желая сделать это сочинение основанием законодательства, исключил из него все несообразное со здравым смыслом и, сократив его до 50 глав, начал летоисчисление в истории с государя Яо.

Одновременно Конфуций начинает писать свое историческое сочинение, известное под названием "Весна и Осень" (Чунь-цю). Не оставил Конфуций без внимания и книгу стихов "Ши-цзин". Эти стихи были созданы в эпоху Шань-Ин и в эпоху Чжоу из народных песен. Другие же стихотворения слагались для пения в торжественных случаях при дворах правителей и удельных князей, при жертвоприношениях и т.д. Всего стихов насчитывалось до трех тысяч. Конфуций же сократил их до 311 и положил их в основу своего религиозного учения - конфуцианства.

У Конфуция не было разработанного плана скитаний по царствам Поднебесья. Им владела лишь одна мысль - о возможности реализовать хотя бы основные разработки, связанные с его представлениями об истинном правлении. На пути его ждали неожиданные встречи, неприятности и теплые приемы.

В 484 г. до н.э. Конфуций вернулся в Лу и вновь занялся преподаванием. Преподавал он в школах, набор в которые проводился по принципу социального равенства. "Кун-цзы учил четырем вещам: вень - письменным памятникам, син - действиям в жизни, чжун - преданность учению и синь - правдивость". Одновременно с этим он собирал, редактировал и распространял книги Шуцзин, Шицзин, Ицзин, Юэцзин, Лицзи, Чуньцю, вошедших в классику китайской культуры и сильным образом повлиявших на национальный менталитет жителей Китая.

В 485 г. до н.э. умирает жена Конфуция, даже во время изгнания из царства Лу своего мужа, боровшаяся за честь его имени В 482 г. до н.э. скончался его сын, а в 481 г. до н.э. и самый любимый ученик - Цзы Лу. Эти беды ускорили смерть Конфуция. Великий Учитель, Великий Философ и Великий Деятель скончался в 479 г. до н.э. на 73 году жизни. Конфуция похоронили на берегу р. Сышуй, положив с ним в могилу вещи, востребованные им при жизни. Это место стало местом паломничества и самым священным местом в Китае более чем на 2000 лет.

Делись добром ;)