logo search
Античный атомизм Левкиппа, Демокрита и Эпикура

3. Атомизм Эпикура

Эпикур родился на острове Самосе и жил в 342-270 гг. до н.э. Был создателем одной из самых известных философских школ. Учителем Эпикура был Навсифан.

Эпикур к свойствам атомов, которые были описаны Демокритом, добавил еще и вес атома. Под действием своего веса атома образую различные дела, следовательно, вес тела связан с весом атома. Такое дополнение не противоречило той логике, которая была предложена Левкиппом и Демокритом.

Дальше Эпикур преследовал цель более глубокого обоснования атомистической концепции. Он старался описать внутреннюю логику этой концепции, в отличие от Демокрита, учение которого в большой мере были направлены к натурфилософии. Эпикур пытался выяснить для чего понадобился атомизм.

Эпикур рассуждал, что вселенная состоит из пространства и тел. О существовании тел свидетельствуют ощущения людей. Если бы не было пустоты, то тела не имели бы того, через что они осуществляют движение. Одни тела являются сутью соединения, другие же тела являются материалом для соединения. Последние тела неизменяемы и неделимы. Необходимо, чтобы первоначала были неделимыми телесными природами.

Другой идеей Эпикура являлось то, что полные и неделимые тела имеют множество форм, потому что множество различий в предметах не могло образоваться из ограниченных по числу форм. В каждой форме атомы безграничны по числу, а различие форм безграничным не является, а только необъятным.

Также безграничны миры, которые похожи на наш мир и которые не похожи. Атомы, из которых создаются и образуются миры, не могут быть все израсходованы на создание миров, которые похожи на наш мир и которые на него не похожи. Следовательно, нет ничего препятствующего признанию того, что существует безграничное количество миров.

Эпикуру также принадлежала идея о свойствах тел. Он утверждал, что все, что касаемо постоянных свойств тела, которые присуще всем телам и познаются через чувственное восприятие, нельзя представлять как сущность; нельзя отрицать их существование; нельзя считать, что они являются частью тела. Однако нужно понимать то, что тело обязано своим существованием этим свойствам, не в том смысле, что тело сложилось из этих свойств, а в том смысле, что они обеспечивают постоянное его существование. Эти свойства имеют специальные возможности, с помощью которых могут быть познаваемыми и различаемыми.

Это размышление о свойствах тела очень важно и здесь углубляется спор с теми, кто провозглашал эти свойства самостоятельными материями. Эпикур утверждал, что свойства тел существуют, но между телом и его свойством существует разница. Свойства присущи телу, но тело не является лишь совокупностью свойств.

Эпикур развивал учение Демокрита о чувственном восприятии и осмысливал его концепцию идолов. Эпикуру было ясно, что истечения, которые исходят от тела, увидеть нельзя, но они являются телесными. Он утверждает, что существуют различные отпечатки, оттиски, которые похожи на тела, но по тонкости с предметами несравнимы. Такие истечения проникают сквозь воздух. Образы обладают тонкостью и быстротой. Возникновение образа приравнивается к быстроте возникновения мысли.

Еще одно дополнение атомистической теории состояло в допущении большей свободы в движении атомов. Атому должна быть присуща определенная свобода в движении, случайность. Атомы движутся в различных направлениях, а не в каком-то одном. Происходит беспорядочное, свободное движение атомов и поэтому сочетания, которые получаются в ходе этого движения, не лишены элементов случайности, происходит отклонение от жесткого порядка. Здесь необходимость содействует со случайностью.

атомистический левкиппа демокрит эпикур