8. Философия античного атомизма: Левкипп, Демокрит, Эпикур.
Демокрит (460 -370 до н. э.) является одним из первых представителей античной атомистической школы; иногда его даже считают родоначальником этой школы. Ряд источников, однако, рассказывает о загадочном учителе Демокрита Левкиппе. По противоречивым данным Левкипп родился в Милете, а затем много странствовал, посетив Элею (где встречался с Зеноном - см. 2.2.3), и, в конце концов, обосновался в городе Абде-ры. Сам Демокрит был урождённым абдерцем; его называли «смеющимся философом» (в противоположность «плачущему» Гераклиту - Огонь как первоначало), поскольку он «несерьёзно воспринимал то, что делалось всерьёз». Работы Левкиппа известны лишь в пересказах Демокрита, поэтому, по мнению некоторых исследователей, они были выдуманы последним для «усиления» позиций собственной концепции.
Демокрит выбрал в качестве первоначал атомы и пустоту. Атом - единая, неделимая часть всего сущего (все атомы одинаковы качественно); пустота - ничто. Все тела состоят из атомов, а между атомами - пустота. Атомы различаются лишь формой и размерами; качества вещей определяются тем, из каких атомов (и в каком порядке) эти вещи составлены. Пустота, по Демокриту, это пространство между атомами, в нём нет ничего и оно не может создать нечто; при этом, однако, философ не использует термин «небытие» а представляет пустоту как «бытие».
Атомы находятся в постоянном движении, подчиняясь закону притяжения подобного. Движение атомов приводит к появлению вихрей, а вихри образуют миры. Миров (как и атомов) бесконечно много - они появляются, существуют и вновь распадаются на разупорядоченные атомы. Этот процесс бесконечен, не имеет ни начала, ни конца также, как сами атомы не были рождены и никогда не исчезнут.
Учение о познании. Душа - движущее начало, орган ощущения и мышления; она и сама всё время находится в движении, а потому состоит из очень гладких атомов сферической формы. Жизнь связана именно с наличием атомов души - они входят в организм и выходят из него при дыхании; смерть вызывается остановкой дыхания - в этом случае атомы души выходят из организма, а новые туда уже не попадают, жизнь прекращается.
Демокрит различает первичные и вторичные качества предметов: первые обусловлены видом и порядком расположения атомов (это, например, форма), а вторичные - как атомами, так и органами чувств человека (вкус, цвет, запах).
Недостатки.(Особенности позиции Киселёва).Существует явное доказательство ущербности и бессмысленности атомистической концепции. На помощь приходит пример с кошкой: если мысленно разбить кошку на атомы, а затем вновь собрать, живая кошка уже не получится.
Эпикур (342 - 270 до н. э.) родился на острове Самос; в восемнадцатилетнем возрасте переехал в Афины, а после смерти Александра Македонского перебрался в Колофон; затем странствовал по городам Малой Азии. В 310 году он основал собственную школу,а в 306 г. переселился в Афины, где купил дом с садом; по этой причине школа эпикурейцев носила название «Сада». В Академии Эпикур слушал лекции Ксенократа, а затем в Малой Азии познакомился с учениями Демокрита и Платона; тем не менее, он не считал себя чьим-либо учеником. Сохранилась характеристика философа, сообщающая, что «Эпикур больше любил себя в философии, нежели философию в себе».
Физика. Основные принципы физики Эпикура таковы: 1) ничего не возникает из ничего и в ничто не превращается; 2) вселенная всегда была такою, какова она теперь, ибо нет ничего, во что она может превратиться; 3) вселенная состоит из тел (об их существовании говорят ощущения) и пустоты (без неё невозможно движение); 4) тела либо неделимы и неизменяемы (атомы), либо составлены из первых; 5) Вселенная бесконечна по числу составляющих её тел. Таким образом, Эпикур придерживается атомистической концепции, но вносит в неё некоторые изменения: атомы характеризуются не только формой, размерами, но и тяжестью. Размеры атомов не произвольны, а таковы, что атомы малы и незаметны. Все качества присущи телам, а не атомам и являются свойствами тел; при этом Эпикур различает устойчивые качества (те, что всегда характерны для данного тела - цвет, вкус, запах) и случайные признаки (например, время, поскольку его можно мыслить только в связи с движением и покоем).
Из-за наличия свойства тяжести атомы в пространстве двигаются «сверху вниз», но, поскольку пространство бесконечно, имеется в виду лишь то, что траектории атомов параллельны, а понятия «верха» и «низа» относительны. Однако в таком случае атомы не могут сталкиваться, то есть не могут образовывать предметы; по этой причине Эпикуру приходится ввести понятие случайного отклонения атомов от прямолинейных траекторий; он не объясняет причин такого отклонения, считая его заложенным в природе атомов изначально. Подобное «допущение» позволяет Эпикуру «освободиться» от необходимости Демокрита и развить самостоятельное этическое учение.
Итоги. Атомистическая концепция Демокрита - последнее достижение античной физики. Несмотря на то, что философ находится как бы в «отрыве» от основного для V века направления - поиска сущности вещей в человеке - и лишь продолжает старое, результаты оказываются достаточно серьёзными. Именно Демокрит показывает, что утверждения элеатов, вообще говоря, совершенно неочевидны и вряд ли могут быть признаны истинными; к тому же самому приходят Платон с Аристотелем - никакого единства первоначала нет, поскольку оно не способно объяснить множественность вещей.
- 1. Философия, ее специфика и место в культуре.
- 2. Структура философского знания. Историческое изменение предмета философии.
- 3. От мифа к логосу. Возникновение первых философских систем античности.
- 4. Космоцентризм античной философии, главные представители.
- 5. Онтология и космология досократиков. Диалектические идеи Гераклита.
- 6. Философия пифагорейцев.
- 7. Учение о бытии элейской школы. Апории Зенона.
- 8. Философия античного атомизма: Левкипп, Демокрит, Эпикур.
- 9. Жизнь и философия Сократа. Сократические школы.
- 10. Теория идей Платона
- 11. Модель идеального государства Платона.
- 12.Метафизика Аристотеля.
- 13. Этическое учение Аристотеля.
- 14. Философия стоиков и эпикурейцев.
- 20. Основные проблемы средневековой философии: проблема доказательства бытия Бога, соотношение веры и разума, спор об универсалиях. Схоластический метод исследования.
- 20. Основные проблемы средневековой философии: проблема доказательства бытия Бога, соотношение веры и разума, спор об универсалиях. Схоластический метод исследования.
- 21 Гуманизм и натурализм философии эпохи Возрождения.
- 22.Наукоцентризм философии Нового времени. Проблема метода познания.
- 23 Проблема субстанции в новоевропейской философии.
- 24. Ф. Бэкон – родоначальник эмпирической традиции. Индуктивный метод познания. Учение об идолах.
- 25. Принципы рациональной философии р. Декарта.
- 26. Спиноза: учение о субстанции и мышлении.
- 27. Трактовка проблемы первичных и вторичных качеств Локком и Беркли.
- 28 Монадология г. Лейбница.
- 29. Философия Просвещения и метафизический материализм.
- 30 Новоевропейский скептицизм. Агностицизм д. Юма и и. Канта.
- 21 Гуманизм и натурализм философии эпохи Возрождения.
- 22.Наукоцентризм философии Нового времени. Проблема метода познания.
- 23 Проблема субстанции в новоевропейской философии.
- 24. Ф. Бэкон – родоначальник эмпирической традиции. Индуктивный метод познания. Учение об идолах.
- 25. Принципы рациональной философии р. Декарта.
- 26. Спиноза: учение о субстанции и мышлении.
- 27. Трактовка проблемы первичных и вторичных качеств Локком и Беркли.
- 28 Монадология г. Лейбница.
- 29. Философия Просвещения и метафизический материализм.
- 30 Новоевропейский скептицизм. Агностицизм д. Юма и и. Канта.
- 41. Сравнение классического и современного типов философствования
- 42.Иррационализм и антисциетизм.
- 43. Позитивистская философия в 19-20вв.
- 44. Проблема демаркации научных и ненаучных знаний. Принципы верификации и фальсификации.
- 45.Феноменология
- 46.Экзистенциализм
- 47.Герменевтика
- 48.Основные направления и главные проблемы отечественной философии 19в.
- 50.Философия в России после 1917 года.