6. Исламская этика
На арабском востоке под влиянием иудаизма и христианства развивалась исламская этика. Основное ее содержание отражено в Коране – священной книге мусульман, хадисах – сборниках высказываний и наставлений пророка Мухаммеда – основателя ислама (570-632 гг. н.э.), сочинениях арабоязычных философов аль Кинди, аль Фараби, аль Газали, ибн Рушда и др.
В исламе резко акцентирована идея единобожия, что повлекло за собой определенное изменение нравственного пафоса. Этот пафос выразился уже в названии религии и тех, кто ее исповедует: «ислам» в переводе с арабского означает «покорность»; «муслим» (мусульманин) – «тот, кто покоряется». Отношение между Аллахом и людьми основано не на договоре и не на любви, а на повелении, с одной стороны, и покорности – с другой. Конечной целью земной жизни мусульманина является внутреннее преображение – «исхан». Достигнув его, человек как бы рождается заново, становится более совершенным. К этому состоянию ведут вера и нравственность, причем вторая всецело подчинена первой.
Самыми общими понятиями исламской этики стали понятия «хасан» («хорошее») и «кабих» («дурное»). Различие между хорошим и дурным определяется на основе указаний, содержащихся в священных текстах. Сакральное слово получено от Аллаха через посредничество пророка Мухаммеда.
К абсолютно обязательному относится соблюдение так называемых «столпов ислама». В суннизме – одном из двух основных течений ислама – признается пять столпов. Каждому из них соответствует определенная нравственная добродетель «фатила»:
1. Символ веры («шахада»), выраженный словами: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его», порождает добродетель искренности – «сидк».
2. Молитва («салят»), произносимая ежедневно 5 раз в определенное время суток, дает верующему близость к Богу – «курба».
3. Обязательная материальная помощь нуждающимся («закят»), строго соответствующая размерам дохода, воспитывает щедрость – «саха».
4. Соблюдение поста («саум») в месяце рамадан – воздержание от пищи, воды, табака, половых связей в то время суток, пока можно отличить белую нитку от черной – способствует формированию непорочности – «иффа».
5. Хадж (паломничество в Мекку) – своеобразный символ приближения к недостижимому Аллаху укрепляет в душе стремление к загробной жизни – «шавк».
Таким образом, основные суннитсткие добродетели определяются степенью готовности выполнять обязательные предписания.
Приверженцы шиизма – второго, более радикального течения в исламе - считают шестым столпом «джихад» (букв. «усердие») – постоянную борьбу против греха и несправедливости во всех проявлениях. Однако в целом ислам занимает иную позицию, чем Новый завет Христа, в отношении того, что объявляется злом. К непререкаемому авторитету священного слова добавляется упование на силу, в том числе, на вооруженное действие против тех, кто угрожает вере: «Сражайтесь на пути Божием с теми, которые сражаются с вами; но не будьте несправедливы, потому что Бог не любит несправедливых. Убивайте их, где ни застигните их; изгоняйте их, откуда вас они изгнали: искушение губительнее убийства» (Коран, 2, 184-187). Зло подлежит физическому уничтожению, милость по отношению к нему неуместна.
Отсюда вытекает беспощадное отношение к нарушителям запретов. К запрещенным действиям принадлежат грехи, самыми большими из которых являются: многобожие, вероотступничество, детоубийство, прелюбодеяние, воровство и пр. Первые четыре наказываются в мусульманских странах смертной казнью, а посягательство на чужую собственность – отрубанием руки.
Примером рекомендуемых действий считается сверхобязательная благотворительность, нерекомендуемых – употребление табака. Худшим в разряде нерекомендуемых действий считается развод. Расторжение брака разрешено в исламе и для мужей, и для жен, но на разных условиях. Если инициатива развода принадлежит мужу, то жена сохраняет за собой приданое, какое он ей преподнес при заключении брака, и имеет право на полное содержание и даже на продолжение жизни в доме своего бывшего мужа. Если брак расторгается по инициативе жены (что случается намного реже), она обязана вернуть мужу стоимость приданого.
- Введение
- Глава 1. Предмет этики
- 1. Общая характеристика этики
- 2. Происхождение и эволюция нравственности
- 3. Структура этики
- Глава 2. История этических идей
- 1. Античная этика
- 2. Христианская этика: от Тертуллиана до Мартина Лютера
- 3. Англосаксонская этика: от ф. Бэкона до р. Хэара
- 4. Западноевропейская этика: от м. Монтеня до а. Швейцера
- 5. Русская этика: от ф.М. Достоевского до н.О. Лосского
- Глава 3. Основные религиозные нравственные учения
- 1. Нравственность и религия
- 2. Нравственное содержание буддизма
- 3. Этика конфуцианства
- 4. Иудейская этика
- 5. Христианская этика
- 6. Исламская этика
- Глава 4. Категории этики как высшие моральные ценности
- 1. Моральные ценности человека в основных категориях этики
- 2. Добро и Зло
- 3. Свобода и ответственность
- 4. Нравственное содержание Справедливости
- 5. Честь и Достоинство человека
- 6. Совесть
- 7. Смысл жизни
- 8. Счастье как этическая категория
- 9. Любовь как высшая ценность
- 10. Моральные ценности семьи
- Глава 5. Прикладная этика: проблемы и решения
- 1. Что такое прикладная этика
- 2. Экологическая этика
- 3. Биомедицинская этика
- 3.1. Моральные проблемы искусственного аборта
- 3.2. Проблема эвтаназии
- 4. Проблема смертной казни
- 4.1. Насилие и государство
- 4.2. Смертная казнь: аргументы «за» и «против»
- 5. Профессиональная этика
- 5.1. Профессионализм как нравственная черта личности
- 5.2. Инженерная этика
- 5.3. Юридическая этика
- 5.4 Этика бизнеса