logo search
Горбачев

II философия просвещения в россии (XVIII в.)

XVIII в. стал заметной вехой в истории русской философской мыс­ли и культуры, наук и ремесел. Во многом это было обусловлено ре­форматорской деятельностью Петра Великого, который прорубил "окно" в Европу и тем самым открыл шлюзы для интенсивного взаи­модействия русской и европейской культур. В это время был учреж­ден Московский университет, а в нем основан и философский факуль-'гет. Философия стала обретать светский характер, а наибольшее влияние на ее развитие в то время оказывали французские и немецкие мыс­лители. В философии все больше утверждался европейский тип мыш­ления, рациональный по своей сути.

Значительную роль в идейном обосновании петровских реформ сыграли такие ученые, как В.Н.Татищев, Феофан Прокопович, А.Д.Кантемир. И. Т.Посошков, которых называли "ученой дружиной" Петра Великого. Они отстаивали необходимость независимого от цер­кви развития философского и естественнонаучного знания. Ими была разработана первая в России классификация наук, что способствова­ло укреплению позиций науки в общественной жизни.

Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления в XVIII веке внес М.В-Ломоносов — ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт, общественный деятель. Он заложил прочную основу материали­стической традиции в русской науке и философии, основал новые отрас­ли научного познания и практики. Им были сделаны крупные открытия в естествознании, предложен ряд проектов по развитию промышленнос­ти, земледелия и торговли. Ломоносов стоял у истоков образованного в 1755 году первого в стране Московского университета.

В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей и принципов античного атомизма. Он сформу­лировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпус­кулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты. Материю Ломоносов характеризовал как нечто "протяженное, непро­ницаемое, делимое на нечувствительные части". Она есть "то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность". Все свойства материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение. 'покой и др.) обусловлены ее внутренней природой, а не воздействие!^ неких сверхъестественных сил.

По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежа1 мельчайшие частицы (атомы), из которых и слагаются все вещи. При' родные тела занимают определенное место в пространстве и обладаю! протяженностью, тяжестью, инерцией и иными "первичными" свойства­ми. К числу же "вторичных" свойств Ломоносов относил тепло и хо' лод, цвет, запах и вкус, которые выражают определенное состояние тел Материальным телам присуще также движение — вращательное, по­ступательное и колебательное. Исследуя природу, Ломоносов сформу­лировал закон сохранения материи и движения. При сжигании металла в закрытых колбах он пришел к выводу о том, что совокупное количе­ство вещества в ходе реакции не увеличивается и не уменьшается, а все­гда остается одним и тем же. Этот же вывод ученый распространил и на движение. ".. .Все встречающиеся в природе изменения, — писал он, — происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отни­мается у чего-то другого... сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого ... тело, которое своим толчком розбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому".

Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не будет завершено. В непрестанном изменении и развитии находятся и природа, и весь мир в целом. Планета Земля тоже никог­да не была в нынешнем состоянии. Ученый высказал идею бесконеч­ности и неисчерпаемости мира. В 1761 году им было обнаружено на­личие атмосферы вокруг Венеры. Он считал, что научное познание должно опираться как на данные органов чувств и опыта, так и на силу разума. Большое значение в научном исследовании призваны играть гипотезы, которые стимулируют поиск истины.

Творчество М.В.Ломоносова оказало большое влияние на пос­ледующее развитие русской науки, философии и образования. С его именем можно связывать формирование в России философии есте­ствознания.

Важную роль в русском Просвещении сыграл А. Н. Радищев, — пи­сатель, философ и просветитель. В 1790 году он опубликовал книгу "Пу­тешествие из Петербурга в Москву", за что был приговорен к смертной казни (в книге критиковалось крепостное право России) и отправлен в ссылку. Им был также написан философский трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии". Отмечая гражданскую смелость Радищева, Н.А.Бердяев окрестил его "первым интеллигентом" в России. Радищев называл крепостные порядки "наипротивнейшим человеческому есте­ству состоянием". Порабощение человека является преступлением пе­ред ним — такова основная мысль автора "Путешествия из Петербурга в Москву". Крепостной строй не только противоречит естественным правам человека, но и совершенно неэффективен в экономическом от­ношении. Угнетение человека человеком безнравственно и являет со­бой зверский обычай, порождающий "сердце окаменелое и души от­сутствие совершенное". Так же критически Радищев относился и к са­модержавию. Он характеризовал этот строй как препятствие обществен­ному прогрессу в России. По убеждению писателя, самодержавие пред­ставляет собой сферу беспредельной власти, царство произвола. Вот по­чему народ имеет естественное право на революцию как способ защи­ты своих жизненных интересов и человеческого достоинства. Револю­ция — это радикальный способ ломки крепостного строя и самодержа­вия. Тиран должен быть предан смерти, а его деспотичная власть заме­нена народным суверенитетом.

В своих философских взглядах Радищев придерживался в основ­ном материалистического мировоззрения. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" он рассматривал окружающую природу как многообразие различных форм "телесности" (материи), сотворенных из хаоса всесильным Божеством. Природа состоит из множества пред­метов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Она существует вне и независимо от человека и человечества, порождая в ходе своей эволюции все более развитые существа. Человек, эта "совершеннейшая из тварей", тоже представляет собой произведение природы. Ему присущи наличие ра­зума и речи, способности к общественной жизни ("соучаствование" в ней). Большую роль в становлении человека и его последующей дея­тельности сыграла рука как орудие труда. Что касается души, то она после смерти тела возрождается в других телах, и это делает челове­ческий род бессмертным. По убеждению Радищева, основной движу­щей силой общества является человеческий разум в различных его про­явлениях — наука, искусство, ремесла. Большую роль в истории играет как народ, так и выдающиеся личности. Любой народ способен к про­грессу и имеет для этого все необходимые предпосылки и способности.

Во второй половине XVIII столетия имело место творчество боль­шой группы русских просветителей (Д. С.Аничков, С.Е.Десницкий, Н.И.­Новиков и др.). Они критически относились к крепостному праву, хотя и не были сторонниками идеи народной революции. Им представля­лось, что социальные преобразования в России смогут произойти пу­тем просвещения народа и правящих классов, совершенствования за­конодательства, введения более гуманного и справедливого правле­ния. Просветители надеялись на появление образованного государя, который смог бы на деле осуществить их идеи и социальные проекты.

В XVIII веке жил и творил странствующий мыслитель Малорос­сии (ныне Украина) Григорий Сковорода. Он написал ряд сочинений по религии, этике и эстетике, обращая особое внимание на внутрен­ний мир человека — его душу, духовность.

Русское Просвещение заметно усилило позиции философии в ду­ховной культуре российского общества. Это столетие дало имя и пер­вого русского профессора философии — им стал Николай Никитич Поповский, ректор гимназии при Московском университете.

|| ВАЖНЕЙШИЕ ТЕЧЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА II (ПЕРИОД КЛАССИКИ)

XIX столетие по праву называют "золотым веком" русской филосо­фии, — по богатству ярких имен мыслителей, содержательных учений, школ и идей. То был классический период в истории русской философии, эпоха универсализма (многообразия) в ней. В центре внимания находи­лись проблемы философии истории, на осмыслении которых в немалой степени формировалось национальное самосознание, обосновываласьдус-ская идея. В это время философская мысль развивалась, в значительной мере, внутри художественной литературы. Философия и литература XIX века образовали весьма оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры. К началу этого века философия изучалась уже в пяти университетах России.

Начало классического периода было связано с творчеством П.Я.­Чаадаева, а в художественной литературе — с А.С.Пушкиным. В это время в философии и литературе отчетливо обозначилась проблема выбора Россией своего социального идеала, путей и форм ее дальней­шего развития, взаимоотношений с мировым сообществом.

П.Я.Чаадаев одним из первых в XIX столетии поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании. Вначале он высоко оценивал западную цивилизацию и ее достижения, с сожалением писал об от­ставании России от "общего движения": "Мы живем без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя". Позже Чаадаев стал крити­чески относиться к Западу, выделяя в его социальном организме та­кие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов, жизнь по расчету и т.п. Напротив, выделяя достоинства русского народа (сове­стливость, солидарность, открытость и щедрость души), философ раз­мышлял об особой роли России в мире. По его убеждению, эта роль должна состоять в том, чтобы разрешить наиболее сложные пробле­мы человечества, "дать миру какой-нибудь важный урок".

Раздумья Чаадаева об исторической судьбе России дали толчок расколу в русской общественной мысли XIX столетия и возникнове­нию в ней двух противоположных течений — западничества и славя­нофильства. Основным предметом их спора стала тема места России в мировой истории, социального идеала россиян и путей движения к нему, тема соотношения национального и общечеловеческого.

Славянофилы (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, братья И.С. иКС.Ак-саковы и др.) были выразителями "женского" (чувственно-эмоциональ­ного) начала в русском национальном самосознании. Славянофильству, как мировоззрению, была присуща острая критика западной цивили­зации как якобы "безбожной", где все продается и все покупается. Это мировоззрение ориентировалось на православие, которое рассматри­валось в качестве духовной основы русской нации. Религиозная вера считалась подлинным двигателем исторического процесса. Славянофи­лы хотели, по выражению русского философа В.С.Соловьева, "России Христа", т.е. развития общества на основе религиозных ценностей. По их убеждению, формой государственного устройства в России должна быть монархия, как якобы наиболее полно выражающая дух и тради­ции русского народа. Социальной же основой общества призвана стать патриархальная семья. В славянофильстве идеализировалась допетров­ская Русь, где традиции и мораль народа еще якобы не были разруше­ны "тлетворным" и "разрушительным" влиянием западной культуры.

Славянофилы подчеркивали идею соборности, которая рассматри­валась ими как выражение коллективистского духа россиян, их общин­ного ("хорового") начала в образе жизни. Соборность означает собира­ние, соединение всех сил ради общего дела на основе веры в Бога. С точ­ки зрения славянофилов, русский народ — это особый народ {"народ-богоносец", по определению Ф.М.Достоевского), призванный к высо­кой роли в мире. В целом же, мировоззрение славянофилов было осно­вано на трех принципах: православие, самодержавие и народность. По сути дела, славянофильство — это философия религиозно окрашенного коллективизма. Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл и развитие, при сохранении самобытности страны. Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолют­ным ценностям — религии и церкви, государству, своему народу.

Что касается западников (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.П.Огарев и др.), то они по-иному смотрели на проблему прошлого, настоящего и будущего России. Западники были выразителями "мужского" (рациональ­ного) начала в русском национальном самосознании. Они активно выс­тупали за европеизацию страны, ликвидацию феодально-крепостничес­ких отношений и развитие общества по буржуазному пути. В этом смыс­ле это были как бы "агенты" западной культуры в российском обще­стве. Их идеалами являлись гуманистические учения эпохи Возрождения и французского Просвещения, передовые идеи в творчестве Г.Гегеля и Л. Фейербаха. Как правило, они последовательно придерживались атеис­тических взглядов, видя в религии и церкви тормоз общественного про­гресса. Западники давали высокую оценку человеческому разуму и на­уке, уважительно относились к правовым ценностям и нормам общества, положительно воспринимали реформы Петра Великого.

По убеждению западников, основной ценностью и целью обще­ства должен быть индивид, а государство призвано защищать его ин­тересы. Человек вправе быть свободным от предрассудков и обладать независимостью в обществе ("не петь в общем хоре"). Европейскому человеку, как идеалу западников, доступны знания, он владеет свои­ми страстями, способен покорять окружающую природу и преобразо­вывать общественные отношения. Он должен быть трудолюбив, пун­ктуален, воспитан и терпим к инакомыслию. Ему свойственно любить красоту и ценить женщин, которые наиболее полно воплощают в себе совершенство и гармонию. Западничество, таким образом, есть не только мировоззрение, но и установка на определенный (европейс­кий) образ жизни. Это идейное течение было неоднородным: революционное (Герцен, Белинский) и просветительское (Т.Н.Грановский}. Из среды западников вышел писатель Н.Г.Чернышевский и народники, а позже и первые русские марксисты. Как и славянофилы, западники горячо любили Россию, искренне желали ей блага и процветания.

Самой крупной и многогранной личностью в русском западниче­стве был А.И.Герцен, "Вольтер XIX века". В своих произведениях ("Письма об изучении природы", "Дилетантизм в науке", мемуары "Бы­лое и думы") он обратился к философским проблемам естествознания, к рассмотрению исторического процесса и судьбе России. Будучи рево­люционером, Герцен любил подчеркивать, что прошлое русского на­рода темно, настоящее ужасно, и поэтому остается лишь надежда на лучшее будущее. Основным смыслом своей жизни он считал освобож­дение России от крепостничества, и в этих целях им была разработана концепция крестьянского социализма. Герцену представлялось, что ос­новой будущего справедливого общества призвана стать сельская об­щина ("мир") с ее здоровой моралью и духом коллективизма, простей­шими элементами демократии. Однако общину следует "оплодотво­рить" западной наукой и иными достижениями цивилизациями (техни­ка, политические свободы, правовые нормы). По убеждению Герцена, русский социализм станет соединением "храма науки" с "цехом челове­чества", т.е. народными массами. Для становления такого социализма потребуется и новый человек, способный свободно и со знанием дела творить новые общественные отношения и институты.

Славянофильство и западничество являли собой противополож­ные мировоззрения и модели развития русского общества. Но ни одно из этих течений не выразило, да и не могло выразить сложную и мно­гогранную "русскую идею", т.е. национальное самосознание. Со вре­менем эти течения постепенно стали вырождаться, уступив дорогу но­вым социально-философским учениям. Проблема же выбора Россией пути своего исторического развития сохранила свою актуальность, в том числе и в наше время.

Кроме названных выше, в русской философии XIX столетия суще­ствовали и иные идейные течения. Так, заметную роль среди них играл философский материализм Н.Г. Чернышевского. Этот русский ученый и писатель-просветитель внес заметный вклад в философское осмысле­ние сущности и природы человека. В своей статье "Антропологичес­кий принцип в философии" Чернышевский подчеркивал, что человек представляет собой цельное существо и, являясь продуктом эволюции живой природы, он должен исследоваться в первую очередь с позиций естествознания. Сущность антропологического принципа в философии состоит, по Чернышевскому, в том, чтобы рассматривать человека преж­де всего как природное существо. Цель всех устремлений человека — получение наслаждений, счастья. Полагая, что основным качеством (свойством) человека является эгоизм ("Человек любит прежде всего себя"), Чернышевский в связи с этим разработал теорию "разумного эгоизма". Русский ученый подчеркивал, что с помощью разума чело­век может и должен приводить свои поступки в соответствие с интере­сами всего общества. Эта идея была подробно раскрыта им в своем зна­менитом романе "Что делать?" на образах русских революционеров.

Н.Г.Чернышевский активно развивал также теорию социальной фи­лософии. Он стремился вскрыть естественные предпосылки социально-классовой борьбы в обществе, видя их в глубоком различии потребно­стей и интересов людей. Русский ученый был убежденным сторонни­ком идеи крестьянской революции, считая ее самым радикальным спо­собом решения острых социальных проблем (прежде всего — крестьян­ского вопроса) в России с помощью движения самих народных масс. По убеждению Чернышевского, в истории действует закон нарастания прогресса, где особую роль играет знание как основной двигатель про­грессивных изменений в обществе. Но решающей силой все же является революция как коренное преобразование общества.

Социально-философские взгляды и творчество Чернышевского вы­соко оценивал В.И-Ленин. А К. Маркс, по его признанию, специально выучил русский язык для чтения в подлиннике работ Чернышевского.

Заметным явлением русской общественной мысли 60 — 70-х гг. XIX в. было народничество как политическое движение и мировоззрение, в котором основной явилась идея крестьянского социализма. В народни­честве существовали три течения, представленные крупными мыслите­лями: анархистское, пропагандистское и заговорщическое. М.А.Бакунин развивал и проповедовал идеи анархизма, в котором основным является тезис о необходимости замены государства-угнетателя свободной и са­моуправляемой ассоциацией трудящихся. "Упразднение" государства посредством бунта должно произойти "на следующий же день" после революции, иначе она не исполнит своей миссии. П.Л.Лавров призывал постепенно готовить общество к революции с помощью активной про­паганды социалистических идей в народе, чем и должна заниматься ин­теллигенция ("критически мыслящиеличности"). Напротив, 77. Я. Ткачев был убежден в необходимости осуществить революцию немедленно, с помощью бунта и террора. Исполнить такую миссию призвана "партия действия", которая представляет собой революционное меньшинство.

В середине 80-х годов народничество, в силу прежде всего объек­тивных причин, распалось. Из него выделились первые русские мар­ксисты, некоторые либеральные течения. В целом же народничество представляло собой субъективизм в теории, доходящий до волюнта­ризма на практике. Наиболее радикальные и обоснованные подхо­ды к решению социального вопроса в России были предложены русским марксизмом.

Проникновение марксизма с Запада и его укоренение на русской почве происходило по инициативе прежде всего Г.В.Плеханова и его единомышленников. Русские марксисты видели в зарождающемся рабочем классе ту социальную силу, которая на деле способна осуще­ствить социалистическую революцию. В отличие от народников, мар­ксисты стремились опираться не столько на меньшинство (революци­онная интеллигенция), сколько на большинство (народные массы). Они полагали, что противоречивое и конфликтное развитие капита­лизма неминуемо приведет к социальному взрыву и революции, пост­роению в России социализма.

Самой крупной и многогранной фигурой в русском марксизме был В.И.Ленин — мыслитель и революционер, автор огромного теоретичес­кого наследия. Его первые научные работы были посвящены исследова­нию быстро развивавшегося в конце XIX столетия в России капитализ­ма. Необходимыми условиями подготовки и осуществления социалисти­ческой революции Ленин считал создание политической партии и разви­тие сознательности рабочего класса. По сути дела, идея революции яви­лась ключевой во всей социальной философии этого мыслителя и полити­ка. Все иные теоретические изыскания Ленина фактически были подчи­нены решению задачи обоснования необходимости социалистической революции и созидания в России нового типа общественных отношений (социализма и коммунизма). В пролетарской идее и революционной воле Ленин видел основные инструменты для глубоких социально-экономи­ческих и иных преобразований в интересах трудящихся. В целом обще­философские и социально-философские произведения В.И-Ленина ("Ма­териализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради", "Государство и революция") существенно дополнили и обогатили марксизм и его ми­ровоззренческие основы. "Философским завещанием" Ленина принято считать его небольшую статью "О значении воинствующего материа­лизма" (1922 г.), в которой он определил программу развития филосо­фии в советском обществе, подчеркнул важность тесного союза филосо­фии и естествознания, просвещения трудящихся.

Универсализм русской философии XIX столетия проявил себя и в наличии в ней ряда иных течений. Как и вся общественная мысль того времени, они, как правило, социально окрашены, ориентированы на осмысление социальных проблем и исторического процесса, места и роли в нем России.

К числу таких течений следует отнести философию права, в рамках которой развивалась идеология либерализма с его идеей незыблемости прав и свобод человека. Виднейшим представителем этого течения был Б.Н.Чичерин — философ, историк и правовед. В своих произведениях он разработал теорию общественно-политической и правовой жизни. Чичерин подчеркивал, что человек богоподобен, а его основными качествами являются достоинство и свобода. Личность с ее неотчуждае­мыми правами и свободами представляет собой "корень и определяю­щее начало" всех общественных отношений и институтов. Государство призвано существовать лишь для того, чтобы выражать общие интере­сы, издавать законы и следить за их соблюдением. Каждый человек сво­боден, однако эта свобода должна иметь границы в виде законных ин­тересов другого человека. В правовом обществе должна существовать не только свобода человека, но и его ответственность за собственные поступки. По убеждению Чичерина, история человечества являет со­бой не только процесс расширения свободы человека, но и совершен­ствование правовых норм и институтов в обществе.

Во второй половине прошлого столетия большое распростране­ние получила русская философия истории. В ней рассматривались дви­жущие силы и логика развития как мировой, так и отечественной ис­тории. Один из представителей этого течения, Н.Я.Данилевский, в книге "Россия и Европа" разработал теорию обособленных "культурно-ис­торических типов" (цивилизаций), которые находятся в постоянной борьбе друг с другом и внешней средой. Наиболее перспективным Да­нилевский считал славянский тип цивилизации, который, по убежде­нию ученого, наиболее полно представлен в русском народе.

В тот же исторический период заявила о себе и философия консер­ватизма (КН.Леонтьев и др.). В 60-е годы сформировалось почвенни­чество — литературно-философское течение, участники которого {Ф.М.Достоевский и др.) выступали за сохранение "национальной почвы" и "народного духа" как основы социального и духовного раз­вития России.

В это же время в России значительное развитие получил естествен­нонаучный материализм (Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов и др.). Он был ориентирован на философское осмысление данных естествознания и продолжал традиции М.В.Ломоносова, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевс­кого. В работах ученых-естествоиспытателей исследовалась тема ма­терии и ее важнейших свойств, природа человека, деятельность его мозга, проблема смерти и бессмертия. Русские ученые-материалисты подчеркивали особую роль науки и образования в общественной жиз­ни, верили в лучшее будущее России и старались приблизить его.

XIX столетие дало миру и такое интересное явление, как рус­ский космизм (Н.Ф.Федоров и др.). Позднее идеи космизма активно разрабатывал, в частности, К.Э.Циолковский. Этот русский ученый высказывал мысль о возможности обитания в космосе иных разума ных существ, призывал к практическому освоению космического пр< странства, ведь нельзя, по его словам, "вечно жить в колыбели". Ц1 олковский верил, что освоение космоса даст людям "горы хлеба и бе' дну могущества". Ему принадлежит ряд идей, образующих "космическую этику», — равенство всех разумных существ в космосе, их вза­имная ответственность за сохранение жизни, ненасилие.

Особое место в истории русской духовности занимает религиоз­ная философия, всплеск которой произошел во второй половине XIX 0 начале XX веков. В силу своей специфики и богатства идейного содержания данное философское течение заслуживает отдельного рас­смотрения и изучения.

Выше нами было отмечено, что русская философская мысль XIX столетия развивалась в значительной степени внутри художественной литературы, на пересечении этих двух форм духовного творчества. Это делало литературу философичной, а философскую мысль — образной, яркой и выразительной. По выражению А. Ф.Лосева, художественная литература является "кладезем самобытной русской философии". В литературе (особенно в поэзии) глубоко затрагивались вопросы о мире и бытии человека в нем, его свободе и счастье, смерти и бессмертии. Особенностью русской художественной литературы является также ее психологизм, повышенное внимание к духовному миру человека, по­иску им себя в этом мире, смыслу его жизни и призвании (Ф. М.Досто­евский и др.). Русская литература XIX века обращена к теме истории, борьбе в ней сил добра и зла (Д.Н. Толстой и др.). В России существу­ет богатая философская поэзия (Ф.И. Тютчев и др.), которая с полным основанием может рассматриваться как неотъемлемая составляющая отечественной философской культуры. В целом же, русской литерату­ре всегда был присущ дух правдоискательства — настойчивый поиск такого социального идеала, который смог бы наиболее точно и полно выразить чаяния и надежды, национальное самосознание русского человека, т.е. русскую идею.