II философия просвещения в россии (XVIII в.)
XVIII в. стал заметной вехой в истории русской философской мысли и культуры, наук и ремесел. Во многом это было обусловлено реформаторской деятельностью Петра Великого, который прорубил "окно" в Европу и тем самым открыл шлюзы для интенсивного взаимодействия русской и европейской культур. В это время был учрежден Московский университет, а в нем основан и философский факуль-'гет. Философия стала обретать светский характер, а наибольшее влияние на ее развитие в то время оказывали французские и немецкие мыслители. В философии все больше утверждался европейский тип мышления, рациональный по своей сути.
Значительную роль в идейном обосновании петровских реформ сыграли такие ученые, как В.Н.Татищев, Феофан Прокопович, А.Д.Кантемир. И. Т.Посошков, которых называли "ученой дружиной" Петра Великого. Они отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания. Ими была разработана первая в России классификация наук, что способствовало укреплению позиций науки в общественной жизни.
Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления в XVIII веке внес М.В-Ломоносов — ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт, общественный деятель. Он заложил прочную основу материалистической традиции в русской науке и философии, основал новые отрасли научного познания и практики. Им были сделаны крупные открытия в естествознании, предложен ряд проектов по развитию промышленности, земледелия и торговли. Ломоносов стоял у истоков образованного в 1755 году первого в стране Московского университета.
В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей и принципов античного атомизма. Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты. Материю Ломоносов характеризовал как нечто "протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части". Она есть "то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность". Все свойства материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение. 'покой и др.) обусловлены ее внутренней природой, а не воздействие!^ неких сверхъестественных сил.
По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежа1 мельчайшие частицы (атомы), из которых и слагаются все вещи. При' родные тела занимают определенное место в пространстве и обладаю! протяженностью, тяжестью, инерцией и иными "первичными" свойствами. К числу же "вторичных" свойств Ломоносов относил тепло и хо' лод, цвет, запах и вкус, которые выражают определенное состояние тел Материальным телам присуще также движение — вращательное, поступательное и колебательное. Исследуя природу, Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения. При сжигании металла в закрытых колбах он пришел к выводу о том, что совокупное количество вещества в ходе реакции не увеличивается и не уменьшается, а всегда остается одним и тем же. Этот же вывод ученый распространил и на движение. ".. .Все встречающиеся в природе изменения, — писал он, — происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого... сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого ... тело, которое своим толчком розбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому".
Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не будет завершено. В непрестанном изменении и развитии находятся и природа, и весь мир в целом. Планета Земля тоже никогда не была в нынешнем состоянии. Ученый высказал идею бесконечности и неисчерпаемости мира. В 1761 году им было обнаружено наличие атмосферы вокруг Венеры. Он считал, что научное познание должно опираться как на данные органов чувств и опыта, так и на силу разума. Большое значение в научном исследовании призваны играть гипотезы, которые стимулируют поиск истины.
Творчество М.В.Ломоносова оказало большое влияние на последующее развитие русской науки, философии и образования. С его именем можно связывать формирование в России философии естествознания.
Важную роль в русском Просвещении сыграл А. Н. Радищев, — писатель, философ и просветитель. В 1790 году он опубликовал книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", за что был приговорен к смертной казни (в книге критиковалось крепостное право России) и отправлен в ссылку. Им был также написан философский трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии". Отмечая гражданскую смелость Радищева, Н.А.Бердяев окрестил его "первым интеллигентом" в России. Радищев называл крепостные порядки "наипротивнейшим человеческому естеству состоянием". Порабощение человека является преступлением перед ним — такова основная мысль автора "Путешествия из Петербурга в Москву". Крепостной строй не только противоречит естественным правам человека, но и совершенно неэффективен в экономическом отношении. Угнетение человека человеком безнравственно и являет собой зверский обычай, порождающий "сердце окаменелое и души отсутствие совершенное". Так же критически Радищев относился и к самодержавию. Он характеризовал этот строй как препятствие общественному прогрессу в России. По убеждению писателя, самодержавие представляет собой сферу беспредельной власти, царство произвола. Вот почему народ имеет естественное право на революцию как способ защиты своих жизненных интересов и человеческого достоинства. Революция — это радикальный способ ломки крепостного строя и самодержавия. Тиран должен быть предан смерти, а его деспотичная власть заменена народным суверенитетом.
В своих философских взглядах Радищев придерживался в основном материалистического мировоззрения. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" он рассматривал окружающую природу как многообразие различных форм "телесности" (материи), сотворенных из хаоса всесильным Божеством. Природа состоит из множества предметов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Она существует вне и независимо от человека и человечества, порождая в ходе своей эволюции все более развитые существа. Человек, эта "совершеннейшая из тварей", тоже представляет собой произведение природы. Ему присущи наличие разума и речи, способности к общественной жизни ("соучаствование" в ней). Большую роль в становлении человека и его последующей деятельности сыграла рука как орудие труда. Что касается души, то она после смерти тела возрождается в других телах, и это делает человеческий род бессмертным. По убеждению Радищева, основной движущей силой общества является человеческий разум в различных его проявлениях — наука, искусство, ремесла. Большую роль в истории играет как народ, так и выдающиеся личности. Любой народ способен к прогрессу и имеет для этого все необходимые предпосылки и способности.
Во второй половине XVIII столетия имело место творчество большой группы русских просветителей (Д. С.Аничков, С.Е.Десницкий, Н.И.Новиков и др.). Они критически относились к крепостному праву, хотя и не были сторонниками идеи народной революции. Им представлялось, что социальные преобразования в России смогут произойти путем просвещения народа и правящих классов, совершенствования законодательства, введения более гуманного и справедливого правления. Просветители надеялись на появление образованного государя, который смог бы на деле осуществить их идеи и социальные проекты.
В XVIII веке жил и творил странствующий мыслитель Малороссии (ныне Украина) Григорий Сковорода. Он написал ряд сочинений по религии, этике и эстетике, обращая особое внимание на внутренний мир человека — его душу, духовность.
Русское Просвещение заметно усилило позиции философии в духовной культуре российского общества. Это столетие дало имя и первого русского профессора философии — им стал Николай Никитич Поповский, ректор гимназии при Московском университете.
|| ВАЖНЕЙШИЕ ТЕЧЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА II (ПЕРИОД КЛАССИКИ)
XIX столетие по праву называют "золотым веком" русской философии, — по богатству ярких имен мыслителей, содержательных учений, школ и идей. То был классический период в истории русской философии, эпоха универсализма (многообразия) в ней. В центре внимания находились проблемы философии истории, на осмыслении которых в немалой степени формировалось национальное самосознание, обосновываласьдус-ская идея. В это время философская мысль развивалась, в значительной мере, внутри художественной литературы. Философия и литература XIX века образовали весьма оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры. К началу этого века философия изучалась уже в пяти университетах России.
Начало классического периода было связано с творчеством П.Я.Чаадаева, а в художественной литературе — с А.С.Пушкиным. В это время в философии и литературе отчетливо обозначилась проблема выбора Россией своего социального идеала, путей и форм ее дальнейшего развития, взаимоотношений с мировым сообществом.
П.Я.Чаадаев одним из первых в XIX столетии поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании. Вначале он высоко оценивал западную цивилизацию и ее достижения, с сожалением писал об отставании России от "общего движения": "Мы живем без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя". Позже Чаадаев стал критически относиться к Западу, выделяя в его социальном организме такие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов, жизнь по расчету и т.п. Напротив, выделяя достоинства русского народа (совестливость, солидарность, открытость и щедрость души), философ размышлял об особой роли России в мире. По его убеждению, эта роль должна состоять в том, чтобы разрешить наиболее сложные проблемы человечества, "дать миру какой-нибудь важный урок".
Раздумья Чаадаева об исторической судьбе России дали толчок расколу в русской общественной мысли XIX столетия и возникновению в ней двух противоположных течений — западничества и славянофильства. Основным предметом их спора стала тема места России в мировой истории, социального идеала россиян и путей движения к нему, тема соотношения национального и общечеловеческого.
Славянофилы (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, братья И.С. иКС.Ак-саковы и др.) были выразителями "женского" (чувственно-эмоционального) начала в русском национальном самосознании. Славянофильству, как мировоззрению, была присуща острая критика западной цивилизации как якобы "безбожной", где все продается и все покупается. Это мировоззрение ориентировалось на православие, которое рассматривалось в качестве духовной основы русской нации. Религиозная вера считалась подлинным двигателем исторического процесса. Славянофилы хотели, по выражению русского философа В.С.Соловьева, "России Христа", т.е. развития общества на основе религиозных ценностей. По их убеждению, формой государственного устройства в России должна быть монархия, как якобы наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа. Социальной же основой общества призвана стать патриархальная семья. В славянофильстве идеализировалась допетровская Русь, где традиции и мораль народа еще якобы не были разрушены "тлетворным" и "разрушительным" влиянием западной культуры.
Славянофилы подчеркивали идею соборности, которая рассматривалась ими как выражение коллективистского духа россиян, их общинного ("хорового") начала в образе жизни. Соборность означает собирание, соединение всех сил ради общего дела на основе веры в Бога. С точки зрения славянофилов, русский народ — это особый народ {"народ-богоносец", по определению Ф.М.Достоевского), призванный к высокой роли в мире. В целом же, мировоззрение славянофилов было основано на трех принципах: православие, самодержавие и народность. По сути дела, славянофильство — это философия религиозно окрашенного коллективизма. Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл и развитие, при сохранении самобытности страны. Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям — религии и церкви, государству, своему народу.
Что касается западников (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.П.Огарев и др.), то они по-иному смотрели на проблему прошлого, настоящего и будущего России. Западники были выразителями "мужского" (рационального) начала в русском национальном самосознании. Они активно выступали за европеизацию страны, ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути. В этом смысле это были как бы "агенты" западной культуры в российском обществе. Их идеалами являлись гуманистические учения эпохи Возрождения и французского Просвещения, передовые идеи в творчестве Г.Гегеля и Л. Фейербаха. Как правило, они последовательно придерживались атеистических взглядов, видя в религии и церкви тормоз общественного прогресса. Западники давали высокую оценку человеческому разуму и науке, уважительно относились к правовым ценностям и нормам общества, положительно воспринимали реформы Петра Великого.
По убеждению западников, основной ценностью и целью общества должен быть индивид, а государство призвано защищать его интересы. Человек вправе быть свободным от предрассудков и обладать независимостью в обществе ("не петь в общем хоре"). Европейскому человеку, как идеалу западников, доступны знания, он владеет своими страстями, способен покорять окружающую природу и преобразовывать общественные отношения. Он должен быть трудолюбив, пунктуален, воспитан и терпим к инакомыслию. Ему свойственно любить красоту и ценить женщин, которые наиболее полно воплощают в себе совершенство и гармонию. Западничество, таким образом, есть не только мировоззрение, но и установка на определенный (европейский) образ жизни. Это идейное течение было неоднородным: революционное (Герцен, Белинский) и просветительское (Т.Н.Грановский}. Из среды западников вышел писатель Н.Г.Чернышевский и народники, а позже и первые русские марксисты. Как и славянофилы, западники горячо любили Россию, искренне желали ей блага и процветания.
Самой крупной и многогранной личностью в русском западничестве был А.И.Герцен, "Вольтер XIX века". В своих произведениях ("Письма об изучении природы", "Дилетантизм в науке", мемуары "Былое и думы") он обратился к философским проблемам естествознания, к рассмотрению исторического процесса и судьбе России. Будучи революционером, Герцен любил подчеркивать, что прошлое русского народа темно, настоящее ужасно, и поэтому остается лишь надежда на лучшее будущее. Основным смыслом своей жизни он считал освобождение России от крепостничества, и в этих целях им была разработана концепция крестьянского социализма. Герцену представлялось, что основой будущего справедливого общества призвана стать сельская община ("мир") с ее здоровой моралью и духом коллективизма, простейшими элементами демократии. Однако общину следует "оплодотворить" западной наукой и иными достижениями цивилизациями (техника, политические свободы, правовые нормы). По убеждению Герцена, русский социализм станет соединением "храма науки" с "цехом человечества", т.е. народными массами. Для становления такого социализма потребуется и новый человек, способный свободно и со знанием дела творить новые общественные отношения и институты.
Славянофильство и западничество являли собой противоположные мировоззрения и модели развития русского общества. Но ни одно из этих течений не выразило, да и не могло выразить сложную и многогранную "русскую идею", т.е. национальное самосознание. Со временем эти течения постепенно стали вырождаться, уступив дорогу новым социально-философским учениям. Проблема же выбора Россией пути своего исторического развития сохранила свою актуальность, в том числе и в наше время.
Кроме названных выше, в русской философии XIX столетия существовали и иные идейные течения. Так, заметную роль среди них играл философский материализм Н.Г. Чернышевского. Этот русский ученый и писатель-просветитель внес заметный вклад в философское осмысление сущности и природы человека. В своей статье "Антропологический принцип в философии" Чернышевский подчеркивал, что человек представляет собой цельное существо и, являясь продуктом эволюции живой природы, он должен исследоваться в первую очередь с позиций естествознания. Сущность антропологического принципа в философии состоит, по Чернышевскому, в том, чтобы рассматривать человека прежде всего как природное существо. Цель всех устремлений человека — получение наслаждений, счастья. Полагая, что основным качеством (свойством) человека является эгоизм ("Человек любит прежде всего себя"), Чернышевский в связи с этим разработал теорию "разумного эгоизма". Русский ученый подчеркивал, что с помощью разума человек может и должен приводить свои поступки в соответствие с интересами всего общества. Эта идея была подробно раскрыта им в своем знаменитом романе "Что делать?" на образах русских революционеров.
Н.Г.Чернышевский активно развивал также теорию социальной философии. Он стремился вскрыть естественные предпосылки социально-классовой борьбы в обществе, видя их в глубоком различии потребностей и интересов людей. Русский ученый был убежденным сторонником идеи крестьянской революции, считая ее самым радикальным способом решения острых социальных проблем (прежде всего — крестьянского вопроса) в России с помощью движения самих народных масс. По убеждению Чернышевского, в истории действует закон нарастания прогресса, где особую роль играет знание как основной двигатель прогрессивных изменений в обществе. Но решающей силой все же является революция как коренное преобразование общества.
Социально-философские взгляды и творчество Чернышевского высоко оценивал В.И-Ленин. А К. Маркс, по его признанию, специально выучил русский язык для чтения в подлиннике работ Чернышевского.
Заметным явлением русской общественной мысли 60 — 70-х гг. XIX в. было народничество как политическое движение и мировоззрение, в котором основной явилась идея крестьянского социализма. В народничестве существовали три течения, представленные крупными мыслителями: анархистское, пропагандистское и заговорщическое. М.А.Бакунин развивал и проповедовал идеи анархизма, в котором основным является тезис о необходимости замены государства-угнетателя свободной и самоуправляемой ассоциацией трудящихся. "Упразднение" государства посредством бунта должно произойти "на следующий же день" после революции, иначе она не исполнит своей миссии. П.Л.Лавров призывал постепенно готовить общество к революции с помощью активной пропаганды социалистических идей в народе, чем и должна заниматься интеллигенция ("критически мыслящиеличности"). Напротив, 77. Я. Ткачев был убежден в необходимости осуществить революцию немедленно, с помощью бунта и террора. Исполнить такую миссию призвана "партия действия", которая представляет собой революционное меньшинство.
В середине 80-х годов народничество, в силу прежде всего объективных причин, распалось. Из него выделились первые русские марксисты, некоторые либеральные течения. В целом же народничество представляло собой субъективизм в теории, доходящий до волюнтаризма на практике. Наиболее радикальные и обоснованные подходы к решению социального вопроса в России были предложены русским марксизмом.
Проникновение марксизма с Запада и его укоренение на русской почве происходило по инициативе прежде всего Г.В.Плеханова и его единомышленников. Русские марксисты видели в зарождающемся рабочем классе ту социальную силу, которая на деле способна осуществить социалистическую революцию. В отличие от народников, марксисты стремились опираться не столько на меньшинство (революционная интеллигенция), сколько на большинство (народные массы). Они полагали, что противоречивое и конфликтное развитие капитализма неминуемо приведет к социальному взрыву и революции, построению в России социализма.
Самой крупной и многогранной фигурой в русском марксизме был В.И.Ленин — мыслитель и революционер, автор огромного теоретического наследия. Его первые научные работы были посвящены исследованию быстро развивавшегося в конце XIX столетия в России капитализма. Необходимыми условиями подготовки и осуществления социалистической революции Ленин считал создание политической партии и развитие сознательности рабочего класса. По сути дела, идея революции явилась ключевой во всей социальной философии этого мыслителя и политика. Все иные теоретические изыскания Ленина фактически были подчинены решению задачи обоснования необходимости социалистической революции и созидания в России нового типа общественных отношений (социализма и коммунизма). В пролетарской идее и революционной воле Ленин видел основные инструменты для глубоких социально-экономических и иных преобразований в интересах трудящихся. В целом общефилософские и социально-философские произведения В.И-Ленина ("Материализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради", "Государство и революция") существенно дополнили и обогатили марксизм и его мировоззренческие основы. "Философским завещанием" Ленина принято считать его небольшую статью "О значении воинствующего материализма" (1922 г.), в которой он определил программу развития философии в советском обществе, подчеркнул важность тесного союза философии и естествознания, просвещения трудящихся.
Универсализм русской философии XIX столетия проявил себя и в наличии в ней ряда иных течений. Как и вся общественная мысль того времени, они, как правило, социально окрашены, ориентированы на осмысление социальных проблем и исторического процесса, места и роли в нем России.
К числу таких течений следует отнести философию права, в рамках которой развивалась идеология либерализма с его идеей незыблемости прав и свобод человека. Виднейшим представителем этого течения был Б.Н.Чичерин — философ, историк и правовед. В своих произведениях он разработал теорию общественно-политической и правовой жизни. Чичерин подчеркивал, что человек богоподобен, а его основными качествами являются достоинство и свобода. Личность с ее неотчуждаемыми правами и свободами представляет собой "корень и определяющее начало" всех общественных отношений и институтов. Государство призвано существовать лишь для того, чтобы выражать общие интересы, издавать законы и следить за их соблюдением. Каждый человек свободен, однако эта свобода должна иметь границы в виде законных интересов другого человека. В правовом обществе должна существовать не только свобода человека, но и его ответственность за собственные поступки. По убеждению Чичерина, история человечества являет собой не только процесс расширения свободы человека, но и совершенствование правовых норм и институтов в обществе.
Во второй половине прошлого столетия большое распространение получила русская философия истории. В ней рассматривались движущие силы и логика развития как мировой, так и отечественной истории. Один из представителей этого течения, Н.Я.Данилевский, в книге "Россия и Европа" разработал теорию обособленных "культурно-исторических типов" (цивилизаций), которые находятся в постоянной борьбе друг с другом и внешней средой. Наиболее перспективным Данилевский считал славянский тип цивилизации, который, по убеждению ученого, наиболее полно представлен в русском народе.
В тот же исторический период заявила о себе и философия консерватизма (КН.Леонтьев и др.). В 60-е годы сформировалось почвенничество — литературно-философское течение, участники которого {Ф.М.Достоевский и др.) выступали за сохранение "национальной почвы" и "народного духа" как основы социального и духовного развития России.
В это же время в России значительное развитие получил естественнонаучный материализм (Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов и др.). Он был ориентирован на философское осмысление данных естествознания и продолжал традиции М.В.Ломоносова, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского. В работах ученых-естествоиспытателей исследовалась тема материи и ее важнейших свойств, природа человека, деятельность его мозга, проблема смерти и бессмертия. Русские ученые-материалисты подчеркивали особую роль науки и образования в общественной жизни, верили в лучшее будущее России и старались приблизить его.
XIX столетие дало миру и такое интересное явление, как русский космизм (Н.Ф.Федоров и др.). Позднее идеи космизма активно разрабатывал, в частности, К.Э.Циолковский. Этот русский ученый высказывал мысль о возможности обитания в космосе иных разума ных существ, призывал к практическому освоению космического пр< странства, ведь нельзя, по его словам, "вечно жить в колыбели". Ц1 олковский верил, что освоение космоса даст людям "горы хлеба и бе' дну могущества". Ему принадлежит ряд идей, образующих "космическую этику», — равенство всех разумных существ в космосе, их взаимная ответственность за сохранение жизни, ненасилие.
Особое место в истории русской духовности занимает религиозная философия, всплеск которой произошел во второй половине XIX 0 начале XX веков. В силу своей специфики и богатства идейного содержания данное философское течение заслуживает отдельного рассмотрения и изучения.
Выше нами было отмечено, что русская философская мысль XIX столетия развивалась в значительной степени внутри художественной литературы, на пересечении этих двух форм духовного творчества. Это делало литературу философичной, а философскую мысль — образной, яркой и выразительной. По выражению А. Ф.Лосева, художественная литература является "кладезем самобытной русской философии". В литературе (особенно в поэзии) глубоко затрагивались вопросы о мире и бытии человека в нем, его свободе и счастье, смерти и бессмертии. Особенностью русской художественной литературы является также ее психологизм, повышенное внимание к духовному миру человека, поиску им себя в этом мире, смыслу его жизни и призвании (Ф. М.Достоевский и др.). Русская литература XIX века обращена к теме истории, борьбе в ней сил добра и зла (Д.Н. Толстой и др.). В России существует богатая философская поэзия (Ф.И. Тютчев и др.), которая с полным основанием может рассматриваться как неотъемлемая составляющая отечественной философской культуры. В целом же, русской литературе всегда был присущ дух правдоискательства — настойчивый поиск такого социального идеала, который смог бы наиболее точно и полно выразить чаяния и надежды, национальное самосознание русского человека, т.е. русскую идею.