13.5. Потенциальное бессмертие
До сих пор я говорил о реальном бессмертии в плане различных форм деятельности (любви и творчества). Теперь “развернемся” на 90°и рассмотрим проблему “делания” бессмертия в плане разграничения самой деятельности и ее плодов. Реальное бессмертие в таком случае выступает в двух формах: какактуальноеипотенциальное.
Хотя источник бессмертия один — деятельность человека в широком смысле, — само оно (бессмертие) расщепляется как бы на два вида соответственно тому, как деятельность “раздваивается” на процессдеятельности иплодыдеятельности. Последние, хотя и являются результатами, следствиями процесса деятельности, живут затемсвоей самостоятельной жизнью, независимо от породившего их субъекта деятельности. Такова диалектика деятельности и она-то служит основой разграничения двух форм бессмертия — актуального и потенциального.
Люди прежде всего заметили, осознали вторую форму — потенциальное бессмертие. И до сих пор больше всего сказано и написано о потенциальномбессмертии (как в превращенной форме — в виде религиозных-мистических сказок о потусторонней, загробной жизни, — так и в реалистической форме — в виде представлений о посмертной славе, памяти потомков, об оставленных следах. Еще две с половиной тысячи лет назад Гераклит утверждал: “Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу — бренным вещам, а большинство набивает свое брюхо, подобно скоту”. Сказано несколько грубо, резко, но верно по существу. Действительно, лучшие люди сознательно стремились через свои дела к жизни в веках. Люди не просто поняли, осознали возможность потенциального бессмертия, но и сделали его объектом своих сознательных устремлений. Поэты, как никто другой склонные раскрывать свой внутренний мир, интимные мысли и переживания, прямо пишут о своем желании обрести такого рода бессмертие. Вспомним крылатое выражение Exegi monumentum. Этим выражением начинается одна из од древнеримского поэта Горация. В ней высказывается надежда, что весь он не умрет, что лучшая его часть — поэтические творения “меди /бронзы/ нетленнее” — избежит смерти. На русском языке известны две вариации горациевского Exegi monumentum. Это стихотворения Державина и Пушкина. Они интересны не только талантливой передачей основных тем оды Горация, но и самим фактом своего существования, тем, что поэты вновь и вновь усматривают смысл своего творчества, своей жизни в “делании” бессмертия.
Говоря о потенциальном бессмертии как объекте сознательных устремлений человека нельзя не упомянуть о двух крайностях в подходе, отношении к бессмертию. Одна крайность — это когда стремятся обессмертить свое имя любойценой, идут на какие угодно ухищрения и даже преступления, чтобы прославиться. Известный в истории пример: сожжение Геростратом в 356 г. до н. э. великолепного храма Артемиды Эфесской — одного из семи чудес света. Герострат сжег его с единственной целью — прославиться. Отсюда выражение — геростратова слава. В сущности, геростратовой славой обладают такие деятели как Гитлер. Стремление к славе ради самой славы — распространенный порок среди людей. В основе этого стремления лежит гипертрофированное представление о ценности, важности, значимости потенциального бессмертия.
Другая крайность — игнорирование возможности потенциального бессмертия или, попросту говоря, наплевательское отношение к тому, что будет после смерти. Наиболее ярко это отношение выражено в известном высказывании Людовика XV — “После нас — хоть потоп”. В самом деле, некоторых не прельщает перспектива жизни после смерти. Стремление к бессмертию им кажется проявлением пустого тщеславия или даже выражением мистического умонастроения. Эти люди упускают из вида, что потенциальное бессмертие — не просто жизнь после смерти. Правильнее понимать его в более широком смысле — как эстафету жизни. Нам дали жизнь, нас воспитали, образовали, мы пользуемся плодами культурной деятельности предшествующих поколений. Поэтому и мы должны дать жизнь другим, внести свою лепту в сокровищницу человеческой культуры. На нас жизнь не замыкается; она лишь звено в цепи жизни человечества.
В эстафете родовой жизни человек должен стремиться к тому, чтобы факел его жизни не угас прежде, чем он передаст огонь другим людям, другим поколениям.
Жизнь — самоподдерживающийся процесс и, как видим, не только в смысле самосохранения, но и в смысле продолжения рода, сохранения и развития-прогресса культуры. “Жизнь истинная, — писал Л.Н. Толстой, — есть только та, которая продолжает прошедшую, содействует благу жизни современной и благу жизни будущей”. Как просто и вместе с тем сильно сказано!
Потенциальное бессмертие одинаково “смотрит” в будущее и прошлое. В будущее — с точки зрения того, что оставляет после себя человек. Это проблема следа. В прошлое — с точки зрения того, как продолжается жизнь и дело других в нем самом. Это проблема продолжения рода, освоения культуры, “вживления” подрастающего поколения в культуру.
В первом случае потенциальное бессмертие — дело самого субъекта бессмертия. Во втором случае оно переживается и осваивается теми, кто принял от ушедших, уходящих людей-поколений эстафету жизни.
Человек, стремящийся к бессмертию, должен рассматривать себя не просто в плане жизни для будущего, для других, следующих поколений, а как звено в цепи бессмертия, т. е. и в том смысле, что в нем самом продолжается жизнь предыдущих поколений. Чтобы иметь право на свое собственное бессмертие, человек должен пережить в себе бессмертие других, живших до него людей. Если этого нет, то можно сказать заранее, что он обречен на бесплодие и забвение.
Как жизнь предков продолжается в жизни потомков, так и жизнь гениев прошлого продолжается в нас самих, в жизни сегодняшних гениев. Ньютон как-то сказал, обращаясь к Гуку: “То, что сделал Декарт, было шагом вперед. Вы прибавили к этому новые возможности... Если я видел дальше, то потому, что стоял на плечах гигантов”. Видите, как считает Ньютон: он стал гигантом мысли потому, что стоял на плечахгигантов. Какое удачное выражение! Ясно, что стоять на плечах гигантов — не такая уж простая задача. Нужно ведь на них “вскарабкаться”, соответствовать, быть конгениальным. В другую эпоху и в другой связи Р. Шуман сказал, что понять гения может только гений. И в самом деле, если ты понял, осмыслил, пережил труд и творчество другого, то заслужил этим право нести факел бессмертия. Да дело не только в том, что ты “заслужил”, а в том, что тызагорелсяи волей-неволей несешь в себе эстафетный факел.
Выше приводились разные примеры потенциального бессмертия. Они указывают на то, что потенциальное бессмертие многообразно по своему содержанию, выражается в различных видах и формах. Здесь впору говорить об упорядочивании, классификации видов и форм этого феномена жизни.
Мы видим, по крайней мере, два параметрапотенциального бессмертия: полноту и глубину (степень).
Полнотапотенциального бессмертия — это бессмертие, обусловленное полнотой жизни, наличием в ней основных моментов: любви, приносящей детей, и творчества. Если одного из этих моментов нет, то и жизнь представляется неполной и даже ущербной. В таком случае и потенциальное бессмертие не обладает нужной полнотой.
Глубина(степень) потенциального бессмертия — это то, как далеко вглубь прошедшего проникает взор человека и как долго сохраняется оставленный им след.
Наверное, самое короткое бессмертие — это бессмертие любви, продолжение жизни в детях. Ведь оно ограничено рамками жизни детей после смерти родителей. Внуки лишь отчасти продолжают жизнь дедов, а потомки, родившиеся после смерти предков, имеют с ними еще более отдаленную связь. Однако и это короткое потенциальное бессмертие имеет различную глубину, определяется тем, как к нему относится человек. Если он не только дал жизнь детям, но и воспитал их так, что они в свою очередь продолжают родовую жизнь, воспитывают своих детей в том же духе, то его потенциальное бессмертие глубже, значимее того продолжения жизни в детях, которое не идет дальше детопроизводства. Человек должен быть по-своему дальновиден в любви и в семейной жизни вообще. Ему нужно думать не просто о детях, а о том, чтобы заложить в них уважение к предкам и сознательное стремление к дальнейшему продолжению рода. Ведь не секрет, что родители часто не думают об этой стороне воспитания детей. Они либо стремятся воспитать просто хороших людей (а это утопия: просто хороших людей не бывает), либо думают лишь о профессиональной или творческой судьбе детей. Дети же, помимо всего прочего, должны продолжить род. Воспитание их в духе уважения к детопроизводству, животворчеству — отнюдь не простая задача. Жизнь мстит тем, кто об этом забывает. Сколько уже родов, генеалогий кануло в лету из-за пренебрежительного отношения к животворчеству! Вырождение, вымирание грозит тем человеческим сообществам, которые легкомысленно относятся к ценностям продолжения рода.
Бессмертие дела, творчества тоже может иметь различную глубину. Об этом я говорил выше, в предыдущем разделе. Бессмертие творчества может быть не только долговечнее продолжения жизни в детях, но и, как сказал поэт, “бронзы литой прочней”. Все зависит от человека. Совершенно ясно, например, что бессмертие гения неизмеримо обширнее, долговечнее бессмертия таланта.
Конечно, не каждый может стать гением. Но стремиться в творчестве ко все более значительным достижениям — долг каждого творческого человека. В нравственном смысле все более значительные достижения суть не что иное как все более значительные услуги человечеству. Да и самчеловек получает наибольшее удовлетворение отнаиболеевысоких результатов своей деятельности.Человек должен заботиться о благе и счастье не только в рамках своего личного “я”, а в масштабе всего общества. Только тогда он будет истинно счастлив, а имя и дело его переживут века.
- Москва 2003
- Isbn Балашов л. Е., 2003 г.
- Глава 16. Деятельность, субъект, объект 379
- Глава 17. Мышление 402
- Глава 18. Творчество 429
- Для чего нужно изучать философию?
- Раздел Первый. Что такое философия? Глава 1
- 1.1. Любовь к мудрости
- 1.2. Предмет и «части» философии
- 1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений
- 1.4. Практическая философия
- Раздел второй. Краткий очерк истории философии глава 2. Философия древнего мира и средневековья
- 2.1. Зачем нужно знать историю философии?
- 2.2. Протофилософия
- 2.3. Ранние греческие философы
- 2.4. Сократ
- 2.5. Платон
- 2.6. Аристотель
- 2.7. Киники
- 2.8. Древняя философия после Аристотеля
- 2.9. Философия средневековья
- Глава 3. Философия XV-xviiIвеков
- 3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—xvIвека)
- 3.2. Ф. Бэкон
- 3.3. Р. Декарт
- 3.4. Б. Спиноза
- 3.5. Т. Гоббс
- 3.6. Д. Локк
- 3.7. Г. Лейбниц
- 3.8. Дж. Беркли и д. Юм
- 3.9. Вольтер и Руссо
- 3.10. Французские философы-материалистыXviiIв.
- 3.11. И. Кант
- Глава 4. Философия в XIX веке
- 4.1. Гегель
- 4.2. Послегегелевская философия
- 4.3. О. Конт
- 4.4. Л. Фейербах
- 4.5. Марксистская философия
- 4.6. А. Шопенгауэр
- 4.7. С.Кьеркегор
- 4.8. Ф. Ницше
- Глава 5. Русская философияXix–xXвеков
- 5.1. Общая характеристика русской философии
- 5.2. Западники и славянофилы
- 5.3. П. Я. Чаадаев
- 5.4. В. Г. Белинский и а. И. Герцен
- 5.5. В. С. Соловьев
- 5.6. Н. А. Бердяев
- 5.7. Русский космизм
- 5.8. В. И. Ленин
- Глава 6. Философия хх века
- 6.1. З. Фрейд
- 6.2. Феноменология
- 6.3. Экзистенциализм
- 6.4. Прагматизм
- 6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия
- 6.6. К. Поппер
- 6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды.
- 6.8. Постмодернизм
- 6.9. Современная философская мысль
- Раздел третий. Философская картина мира глава 7. Философское понимание мира
- 7.1. Картины мира
- 7.2. Бытие, существование
- 7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное)
- 7.4. Источники построения категориальной картины мира
- 7.5. Категориальная структура мира
- 7.6. О категориальном детерминизме
- 7.7. Категориальная картина мира
- М и р :
- 7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями
- 7.9. Материя и движение
- Глава 8. Материя
- 8.1. Структура материи
- 8.2. Качество
- 8.3. Количество
- 8.4. Мера
- 8.5. Виды материи
- Тело, мезоматерия, группа
- 8.6. Тело
- 8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент
- 8.8. Виды тела
- 8.9. Группа (групповая материя)
- 8.10. Мезоматерия
- 8.11. Органические виды материи: организм, сообщество
- Виды организма и сообщества
- Глава 9. Движение
- 9.1. Общая характеристика движения
- 9.2. Пространство
- 9.3. Время
- 9.4. Виды движения Движение в пространстве
- Движение во времени
- 9.5. Развитие
- Глава 10. Противоречие
- 10.1. Общая характеристика противоречия
- 10.2. Структура противоречия
- Простые (внутренние и внешние) противоречия
- 10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение)
- 10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей)
- 10.5. Сложные (органические) противоречия
- 10.6. Гармонические и антагонистические противоречия
- 10.7. Золотая середина
- 10.8. Противоречия в мышлении
- Глава 11. Становление
- 11.1. Общая характеристика становления
- 11.2. Становление и развитие
- 11.3. Возможность
- 11.4. Действительность
- 11.5. Закон и явление
- 11.6. Причина — действие — следствие
- 11.7. Вещь — свойство — отношение
- 11.8. Сущность
- 11.9. Форма и содержание
- 11.10.Старое и новое
- 11.11. Эволюция и революция
- Раздел четвертый. Философия человека глава 12. Учение о человеке (философская антропология)
- 12.1. Что такое человек?
- 12.2.Человек-общество-природа
- 12.3. Сущность человека
- 12.4. Происхождение человека
- 12.5. Организация человека
- 12.6. Типология человека
- Глава 13. Жизнь, смерть, бессмертие
- 13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни
- Смысл жизни
- Цель жизни
- 13.2. Смерть и бессмертие
- 13.3. Живая связь смертности и бессмертия
- 13.4. Как мы “делаем” бессмертие? Продолжение человеческого рода, любовь
- Творческое бессмертие
- 13.5. Потенциальное бессмертие
- 13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем)
- 13.7. Активное долголетие
- Почему люди стремятся жить как можно дольше и почему надо жить как можно дольше?
- Как поправить-укрепить свое здоровье?
- Что надо делать для того, чтобы жить долго и счастливо?
- 13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни
- 13.9. Человеческое счастье Взаимосвязь смысла жизни и счастья
- Что такое счастье?
- Счастье: и результат везения, и результат борьбы-труда
- Счастье — единство удовлетворенности и неудовлетворенности
- Основа счастья — в единстве личного и общего
- Можно ли сделать людей счастливыми, а тем более заставить их быть счастливыми?
- 13.10. Любовь
- 13.11. Человеческий смысл творчества
- Какую профессию выбрать?
- Глава 14. Гуманизм, либерализм и свобода
- 14.1. Гуманизм — философия человечности
- 14.2. Либерализм
- 14.3. Cвобода
- Противоположные взгляды на свободу
- О так называемом парадоксе свободы
- Свобода как возможность выбора
- Способность выбора
- Формула свободы
- Зависимость и независимость
- Глава 15. Учение об обществе (социальная философия)
- 15.1. Общество — взаимодействие людей
- 15.2. Структура общества
- 15.3. Государство
- Смена форм государственной власти
- 15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация)
- 15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм
- 15.6. Отношения между людьми. Справедливость
- Cправедливость
- 15.7. Коллективизм и/или индивидуализм
- 15.8. Критика идей социализма и коммунизма
- Механистический тоталитаризм
- 15.9. Мораль, право, политика
- 15.10. Золотое правило поведения
- Золотое правило — главный принцип человеческого общежития
- 15.11. Добро и зло Отличие моральных понятий добра и зла от общих понятий блага и зла
- Что такое добро?
- Добро и зло в плане соотношения действительности и возможности
- Человек по своей природе добр. Добро и зло относятся друг к другу как норма и патология
- Как бороться со злом и надо ли с ним бороться?
- 15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении
- 15.13. О культуре поведения
- 15.14. Культура
- Феномен антикультуры
- 15.15. Наука
- 15.16. Искусство
- 15.17. Религия
- Об атеизме и свободомыслии
- Мистика
- 15.18. Цивилизация
- 15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. Наше время и ложный объективизм
- Глобальные проблемы. Глобализм и антиглобализм
- Экогуманизм
- Человечество на рубеже веков
- Человечество на рубеже тысячелетий
- В чем состоит исторический прогресс?
- Периодизация человеческой истории
- Эволюция и революция в человеческом обществе
- Философия деятельности. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология
- Глава 16. Деятельность, субъект, объект
- 16.1. Деятельность
- 16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность
- 16.3. Цель, средство, результат
- 16.4. Субъект и объект
- Идеальное и реальное (психическое и физическое)
- 16.5. Виды человеческой деятельности
- Мышление
- Физический
- Т р у д
- Ф и з и ч е с к о е
- (Материальное)
- 16.6. Труд, отдых, игра, творчество
- 16.7. Психика
- Вера и убеждение
- 16.8. Сознание
- Несчастное и преступное сознание
- Самосознание
- 16.9. Язык
- 16.10. Опыт
- Глава 17. Мышление
- 17.1. Как мы думаем?
- 17.2. Способности мышления
- 17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость) Хитрость
- Мудрость
- 17.4. Рассудок (дедуктивная логика) Рассудок и логика
- Дедукция, рассуждение
- 17.5. Вероятностное мышление
- Предположение
- 17.6. Ум (интуиция) Чутье, наитие, умонастроение, догадка
- Что нужно для развития чутья, интуиции?
- Ограниченность и абсолютизация интуиции
- 17.7. Разум (диалектическое мышление) Идея — мысль Разума
- Диалектика идеи
- Место идеи в творческом процессе
- Глава 18. Творчество
- 18.1. Жизнедеятельность
- 18.2. Сущность творчества
- Талант и гений
- 18.3. Познание
- 18.4. Индивидуальное и коллективное познание
- 18.5. Формы индивидуального познания
- 18.6. Наука (коллективное познание)
- Гипотеза
- 18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции
- 18.8. Практика
- Благо (ценность)
- Виды практики
- 18.9. Игровая деятельность
- 18.10. Искусство (художественная деятельность)
- 18.11. Спорт
- Задачи и упражнения по философии
- Литература
- Книги автора
- Указатель имен
- Лев Евдокимович Балашов ф и л о с о ф и я Систематический курс