logo
мгта философия / мгта философия / Философия

Лев Евдокимович Балашов ф и л о с о ф и я Систематический курс

Лев ЕвдокимовичБалашов, философ-писатель, автор 20-и книг, родился в 1944 г., окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат философских наук, в 1990-1993 гг. был депутатом Моссовета, доцент, преподает философию и логику в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова и в Московском государственном университете инженерной экологии, член редколлегии Вестника Российского философского общества.

1Рационализм — это когда утверждается верховенство разума в жизни человека, когда разум объявляется или признается последней инстанцией, которая может разрешить те или иные вопросы. См. ниже, п. 1.3, стр. 16.

1От греч.empeiria— опыт.

2Абсолютизация — преувеличение, гипертрофирование сверх всякой меры, возведение в абсолют, в нечто безусловное, самодовлеющее.

1Холизм (холос — целое) — концепция, утверждающая абсолютный примат целого над частями.

1Теоцентризм — представление, согласно которому Бог является главным предметом внимания и забот (почитания, поклонения, умилостивления). Мир и человек вторичны, производны от Бога и управляются им.

2Теизм (от греч.theos– бог) — вера в Бога, согласно которой он существует вне и над миром, является сверхъестественным личным существом, творцом и властителем мира.

1Сенсуализм (от лат. словаsensus– чувство, ощущение) – учение, признающее ощущение единственным источником знания.

2Средневековый тезис, восходящий к Аристотелю.

3Tabularasa(лат. — чистая доска) — чистая, неисписанная доска, каковой, по мнению Локка и всех сенсуалистов, является душа до всякого опыта. Это выражение идет от Альберта Великого, но сама проблема была поставлена еще в античной философии. — См. Краткая философская энциклопедия, стр. 574.

1На это Вольтер язвительно замечал: “Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес”.

1Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2., М., 1965. С. 323.

1Кант И. Соч. в 6-и томах. Т. 4. Ч. 1. С. 260.

1См.: Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992. С. 201.

2См.: Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 422.

1См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983, С. 149.

2Пьер Симон Лаплас — выдающийся французский ученый-математик. Он полагал, что устройство мира подобно часовому механизму.

1Примером нормы применительно к поведению человека в обществе являетсязолотое правило поведения. См. о нем ниже, п. 15.10, стр. 410.

1 См.: Философская энциклопедия. Т. 5, М., 1970. С. 474.

13десь и далее речь будет идти о реальных, объективных, одним словом, диалектических противоречиях. В тех случаях, когда нужно провести различие между понятием реального противоречия и понятием (формально)логического противоречия, будут употребляться соответственно выражения "реальное, объективное, диалектическое противоречие" или "логическое, формальнологическое противоречие".

1Планк М. Физические очерки. М., 1925. С. 12, 16.

1Подпротивоположностьюв том и другом случае мы имеем в виду противоположность обладания и необладания (лишенности). Еще Аристотель говорил об этой противоположности как основной противоположности бытия.

1Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С. 291.

1"Единство" берется здесь лишь в одном из значений — как цельность многоразличного, сплоченность, сложная гармоническая связь противоположного (например, единомыслие, единство действий, любовь, единство семьи, единство народа, нации).

1Могут сказать, а как же гомосексуальные отношения? Ответ прост. Во-первых, гомосексуальные отношения не так уж часты; они — исключение из правила, которое лишь подтверждает правило. Во-вторых, и в гомосексуальных отношениях образуются так или иначе своеобразные противоположности, именуемые "активом" и "пассивом".

1Подробнее о свободе см. ниже, п. 4.3 «Свобода», стр. 368.

1См. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова (М., 1991).

1Перминов В.Я. Проблема причинности в философии и естествознании. М., 1979. С. 161-162.

1При органическом соединении (взаимоопосредствовании) внутренней и внешней действительности возникает новая «комбинация» причинности и законосообразности:целесообразность. См. об этом подробнее ниже, п. 16.2 «Целесообразность, целеполагание, целенаправленность».

1См.: Уемов А.И. Вещи, свойства, отношения. М., 1963. С. 8.

2Гегель. Энциклопедия филос. наук. Т. 1, М., 1974. С. 290 (§ 125).

1Мне представляется, феномен человеческой духовности стал формироваться сравнительно недавно, лишь с возникновением письменности. Это где-то 6-9 тысяч лет назад.

1См.: В.П.Чертков. О любви. М., 1964. С. 146.

1“Смысл” очень близок по своему значению понятию мысли; “смысл” и “мысль” буквально сливаются в словах “осмысление”, “осмыслить”.

2Оба значения выражения “смысл жизни” вытекают из значения слова “смысл”. В Словаре русского языка С.И. Ожегова (1991 г.) это слово толкуется так: “Смысл,1.Содержание, значение чего-н., постигаемое разумом”

1О любви как одной из форм «делания» бессмертия см. выше, п. 13.4, стр. 315.

1От лат.liberalis— свободный.

1Здесь стратификация (лат.stratumслой +facereделать) — разделение общества на страты, слои.

1Т. Гоббс. Соч. в 2-х томах. Т. 2. М., 1991. С. 99.

2Из фильма Жака Ив Кусто 1984 г. о золотых приисках в бассейне Амазонки.

1П. Гольбах. Избр. произведения в 2-х т.т. Т. 1, 1963. С. 237.

2П. Гольбах. Система природы. М., 1940. С. 105.

3Г. Дж. Мюллер. О свободе. — Журн. «Америка», № 89. С. 24

1См.: Философский словарь (Г. Шмидт. Штутгарт, 1957). Пер. с нем., М., 1961. С. 523.

2“Свобода— возможность поступать так, как хочется”. — Это скорее определение не свободы, а своеволия.Тацитпо этому поводу хлестко сказал: “Лишь глупцы называют своеволие свободой”. Ср.Хейз: “Возможность делать все, что нам угодно — не вольность и не свобода, скорее это оскорбительное злоупотребление истинной свободой” (См.: Афоризмы. (По иностр. источникам. М., 1966. С. 61).

3Гегель. Соч. Т. 1. С. 44. См. также ниже, п. “О так называемом парадоксе свободы”.

4См.: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 70.

5К. Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 1, М., 1992. С. 328. Примечание К. Поппера: “См. “Государство”, 562 b-565 с. См. также “Государство”, 565 c-d: ...)”

1К. Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1992. С. 56. См. также: С. 145.

2Гегель. Энцикл. филос. наук. Т. 3, М., 1977. С. 353-354 [§ 539].

3Именно такое понимание свободы присутствует в известной французской легенде. В ней рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.

1Выражение “случайность хотения” встречается у Гегеля (см. его “Энциклопедию философских наук”, т. 1, § 145). Так он определял содержание понятия “произвол”.

1Аристотель. Соч. Т. 1, М., 1976. С. 69 (Метаф. 982b 25).

2Гегель. Энцик. филос. наук. Т. 1, М., 1974. С. 153 (§ 138).

3См.: Воробьев. Земля, до востребования.

1Лейбниц. Соч. в 4-х т.т. Т. 2, М., 1983. С. 175.

1Степени свободы объекта — независимые характеристики, необходимые для однозначного определения положения объекта. В ньютоновской механике для описания состояния материальной точки имеем три степени свободы: пространственные координаты Х, Y, Z.

1А. И.Герцен. Соч. в 30-и т.т. Т. XIX. С. 184.

1Коррупция — взяточничество, мздоимство и т. п.

1Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 290.

1См.: В.С. Соловьев. Русская идея. — В: Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. С. 246.

1Сенека. Нравственные письма к Луцилию, ХСV.

1См.: Утопический социализм. Хрестоматия. М., 1982. С. 330.

1К.Ламонт. Иллюзия бессмертия. М., 1984. С. 267.

2Там же. С. 278.

1Бетховен как-то воскликнул: “О, как прекрасно прожить жизнь тысячу раз!” Я вполне его понимаю. Для творческого человека стеснительны рамкисмертнойжизни.

1Парандовский Ян. Алхимия слова, М., 1972. С. 55-56.

2Там же. С. 56.

1 Подчеловекомздесь имеется в виду и отдельный человек, и разные общности людей, и человечество в целом.

2Не следует путать этот термин с термином «контркультура». Контркультура — это протестная культура; в ней могут быть как положительные моменты для культуры, так и отрицательные.

1Маргинальный — находящийся на краю, на периферии, на обочине, в стороне; маргинал — человек с маргинальным сознанием и поведением. К маргиналам относятся преступники, политические и религиозные экстремисты, люди с девиантным (отклоняющимся) поведением.

1Примерно так назвал первую главу своей книги “Здравый смысл войны и мира” Г. Уэллс: “Взрослым людям не требуются вожди”.

1Логическая диверсия — разновидность подмены тезиса. Чувствуя невозможность доказать или оправдать выдвинутое положение, выступающий пытается переключить внимание слушателя на обсуждение другого, возможно и важного для слушателей утверждения, но не имеющего прямой связи с первоначальным тезисом.

1Презумпция невиновности — положение, согласно которому человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в законном порядке, т. е. в суде.

1Шердаков В.Н. Иллюзия добра. М., 1982. С. 210-211.

1О становлении-прогрессе см. выше, п. 11.11 “Эволюция и революция”, стр. 279.

1 “Великая Октябрьская революция” —идеологический миф.

2См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 86.

1Внутреннее и внешнее здесь понимаются обобщенно — как внутреннее противоречие, необходимость, закон, порядок и т. п., с одной стороны, и как внешнее противоречие, случайность, явление, хаос и т. п., с другой.

1См., например: Философский энциклопедический словарь. М., 198З. С. 151.

1Близким по смыслу к этому понятию является понятие «целеустремленность».

1Демин М.В. Природа деятельности. М., 1984. С. 94.

2Там же. С. 96.

1 Например, жизнь и судьба (в том числе психика, душа, дух) пианиста неизмеримо больше зависят от состояния, особенностей формы его рук, чем жизнь, психика высшего животного от состояния и формы его конечностей.

1Дистинкция — различие, разделение.

1Дж. Бруно. Диалоги. М., 1949. С. 448.

1Основными правилами логического мышления являются так называемые законы логики: тождества, запрета противоречия, исключенного третьего, достаточного основания.

1Разновидностью такого мышления является мистическое мышление (умонастроение).

1См.: “Интуиция — “способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства” — Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.216.

1Здесь и далее слово “противоречие” употребляется не в формальнологическом смысле, а в значении “диалектическое противоречие”.

1М. Бунге. Интуиция и наука. М., 1967. С. 109.

1Указанному критерию близок по смыслупринцип соответствия, выдвинутый Н. Бором в 1913 году. Согласно этому принципу новая теория не может быть истинной, если она не согласуется со старой теорией, где та была справедлива, где содержание старой теории было подтверждено опытом.

1В естественном языке слово «практика» употребляется главным образом в значении «деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; деятельность по применению чего-н. в жизни, опыт» (С.И.Ожегов. Словарь русского языка).

1См., например: С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., 1991; Словарь иностранных слов. М., 1982.

Эта и другие задачи со звездочкой взяты из: Рабочая тетрадь студента. М.: МИРЭА, 2002. Составитель Л. Ф. Матронина.

102