3.1. “Золотой век” человечества
Философия в чистом виде появилась у древних греков. Само слово “философия”, как мы уже видели, греческого происхождения. Поэтому можно утверждать, что философию, как таковую, придумали греки. Они прочертили весь круг философских проблем и вопросов и наметили пути их решения. Последующие народы и эпохи развивали дальше, обогащали и продолжали те первоначальные положения и идеи, которые были сформулированы греками. Немецкий ученый Ф. Энгельс в книге “Диалектика природы” говорит, что “… в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений”. Кроме того, философия древних греков дошла до нас в необыкновенно ярких и выразительных формах. Она представляет собой нечто среднее между наукой и искусством, и поэтому ее можно было бы назвать научной художественностью или художественной научностью. Греки имели особый дар, наверное, навсегда утерянный в человечестве, говорить о сложнейших вопросах мироздания необычайно просто, но в то же время точно, ясно и выразительно. Философия для них, как правило, не была родом деятельности, или профессиональным занятием, она была, скорее, образом их мышления или стилем жизни: они, философствуя, жили или, живя, философствовали. Жизнь и любовь к мудрости нераздельны в эллинском понимании (эллины – греки, Эллада – Греция в переводе с греческого). Именно поэтому результаты греческой философии были огромными, наследие ее – колоссальным, а идейный резонанс – нескончаемым. Она по праву и всеми считается сейчас философией классической, то есть образцом, эталоном, совершенным вариантом любого философствования вообще. Поэтому изучающим философию следует начинать с эллинской мысли и глубоко с ней знакомиться, потому что именно греческая любовь к мудрости позволяет увидеть и почувствовать сам дух философии, ее специфику, непередаваемую внутреннюю сущность, вполне понять, что она такое.
Греческую философию часто называют античной. Но античность – это история и культура Древней Греции и Древнего Рима, поэтому можно полагать, что античная философия суть греко-римская. Но это не совсем так. Рим – величайшее государство Древнего мира - за свою тысячелетнюю историю превратился из маленького города на семи холмах в огромнейшую империю, которая охватила собой все Средиземноморье. Представим себе этот размах: вся Европа и половина британских островов, Малая и Передняя Азия, Ближний Восток, вся Северная Африка – поистине мировая держава. Все силы римского народа ушли в завоевательные войны, в создание необъятного государства, равного которому не было в человеческой истории. Понятно, что римлянам было не до философии и поэтому их любовь к мудрости была заимствованием и приспособлением к своим практическим нуждам оригинальных греческих идей. Рим оставил человечеству свою необыкновенную политическую историю, юриспруденцию и риторику, но философское наследие мир получил от греческой цивилизации. Поэтому под античной философией, как правило, понимается философия греков.
Древняя Греция, история которой охватывает период приблизительно с XXII по II вв. до н.э., очень часто воспринимается человеческим сознанием как нечто прекрасное, единожды появившееся на земле и с тех пор более недостижимое. В романе Ф.М. Достоевского “Подросток” один из персонажей – Версилов - произносит такие замечательные слова: “Мне приснился совершенно неожиданный для меня сон, потому что я никогда не видал таких. В Дрездене, в галерее, есть картина Клода Лоррена, по каталогу – “Асис и Галатея”; я же называл ее всегда “Золотым веком”, сам не знаю почему. Я уж и прежде ее видел, а теперь, три дня назад, еще раз мимоездом заметил. Эта-то картина мне и приснилась, но не как картина, а как будто какая-то быль. Я, впрочем, не знаю, что мне именно снилось: точно так, как в картине, - уголок Греческого архипелага, причем и время как бы перешло за три тысячи лет назад; голубые, ласковые волны, острова и скалы, цветущее побережье, волшебная панорама вдали, заходящее зовущее солнце – словами не передашь. Тут запомнило свою колыбель европейское человечество, и мысль о том как бы наполнила и мою душу родною любовью. Здесь был земной рай человечества: боги сходили с небес и роднились с людьми… О, тут жили прекрасные люди! Она вставали и засыпали счастливые и невинные; луга и рощи наполнялись их песнями и веселыми криками; великий избыток непочатых сил уходил в любовь и в простодушную радость. Солнце обливало их теплом и светом, радуясь на своих прекрасных детей… Чудный сон, высокое заблуждение человечества! Золотой век – мечта самая невероятная из всех, какие были, но за которую люди отдавали всю жизнь свою и все свои силы, для которой умирали и убивались пророки, без которой народы не хотят жить и не могут даже и умереть! И все это ощущение я как будто прожил в этом сне; скалы, и море, и косые лучи заходящего солнца – все это я как будто еще видел, когда проснулся и раскрыл глаза, буквально омоченные слезами…” Греческая философия была одной из сторон этого “земного рая человечества” и прошла в своем развитии три этапа. Первый – архаический, то есть древнейший, охватывает время примерно с VII по V вв. до н.э. Второй – классический, датируется V-IV вв. до н.э. и последний – эллинистический, начавшийся с похода эллинов на Восток, то есть с завоевания (эллинизации) Востока охватывает период с III по II вв. до н.э. Первый период чаще называется досократическим, то есть бывшим до появления в греческой философии Сократа, а архаических философов часто называют досократиками. В составе имени любого греческого философа два слова: первое – его собственная имя, а второе происходит от названия города, в котором он родился. Например, имя Фалес Милетский означает, что этот мыслитель был из города Милет. Под словом “школа” в истории греческой философии понимается не учебное заведение, а группа мыслителей, объединенная сходными идеями или мыслями, образующими в философии определенное течение или направление. После этих предварительных замечаний перейдем к рассмотрению воззрений и учений эллинских философов.
Вопросы и задания
1. Почему Древняя Греция ассоциируется в памяти человечества с “золотым веком” всемирной истории?
2. Что такое античность и античная философия?
3. В чем заключается роль и значение греческой мысли в мировой истории философии?
4. Расскажите о периодизации греческой философии.
5. Известный античный историк и философ Диоген Лаэртский, написавший книгу “О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов”, утверждал: “Занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров: а именно у персов были их маги, у вавилонян и ассириян - халдеи, у индийцев - гимнософисты... И все же это большая ошибка - приписывать варварам открытия эллинов: ведь не только философы, но и весь род людей берет начало от эллинов”. Прокомментируйте это утверждение.
- Глава 1. Основные философские картины мира
- 1.1. Материализм
- 1.2. Идеализм
- 1.3. Дуализм
- 1.4. Философия тождества
- Глава 2. Основные религиозно-философские учения Древнего Востока
- 2.1. Мифология - колыбель философии
- 2.2. Идеи о брахмане и атмане в индийской философии
- 2.3. Буддизм о преодолении желаний
- 2.4. Конфуцианство о небесном порядке вещей
- 2.5. Даосизм о всеобщей предопределенности
- Глава 3. Античная философия
- 3.1. “Золотой век” человечества
- 3.2. Милетская школа и Пифагор о первоначале мира
- 3.3. Элейская школа и Гераклит об изменении и неизменности
- 3.4. Атомистическое учение Демокрита
- 3.5. Сократ и софисты: майевтика против релятивизма
- 3.6. Платон и Аристотель: идеализм и дуализм
- 3.7. Эпикурейцы, стоики, скептики, киники: поиски счастья
- Глава 4. Средневековая философия
- 4.1. Основные идеи патристики
- 4.2. Схоластика и мистика
- 4.3. Доказательства существования Бога
- 4.4. Реализм и номинализм в средневековой философии
- 4.5. Фома Аквинский о гармонии веры и разума
- 4.6. Дунс Скот и Уильям Оккам: теория двойственной истины
- Глава 5. Философия Возрождения
- 5.1. Особенности философии Возрождения.
- 5.2. Философия гуманизма.
- 5.3. Метаморфозы и кризис средневекового аристотелизма
- 5.4. Ренессансный неоплатонизм
- 5.5. Томазо Кампанелла о городе всеобщего счастья
- Глава 6. Философия Нового времени
- 6.1. Эмпиризм Френсиса Бэкона
- 6.2. Рационализм Рене Декарта
- 6.3. Субъективизм Дэвида Юма
- 6.4. Основные идеи и представители Просвещения
- 6.5. Критическая философия Иммануила Канта
- 6.6. Пантеистический идеализм Георга Гегеля
- 6.7. Антропологический материализм Людвига Фейербаха
- Глава 7. Контуры современной философии
- 7.1. Позитивизм о предназначении философии
- 7.2. Философия жизни о разуме и интуиции
- 7.3. Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше о воле к жизни и воле к власти
- 7.4. Зигмунд Фрейд о сознании и бессознательном
- 7.5. Экзистенциализм о человеческой свободе
- Глава 8. Русская философия
- 8.1. Особенности русской философии)
- 8.3. А. И. Герцен о личности и обществе
- 8.6. Русский космизм о предназначении человека
- Глава 9. Наука в духовной культуре общества
- 9.1. Наука как форма духовной культуры
- 9.2.Особенности науки и ее отличия от псевдонауки
- 9.3. Как происходит научное познание?
- 9.4. Границы науки
- 9.5. Общие модели развития науки
- 9.6. Научные революции
- 9.7. Основные черты аристотелевской научной картины мира
- 9.8. Основные черты ньютоновской научной картины мира
- 9.9. Основные черты эйнштейновской научной картины мира