3.2. Милетская школа и Пифагор о первоначале мира
Первой школой в греческой философии была милетская, основанная в городе Милет (греческая колония на побережье Малой Азии) Фалесом. Его учениками и продолжателями были Анаксимандр и Анаксимен. Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно различные вещи, причем многообразие их бесконечно. Ни одна из них не похожа на любую другую: растение это не камень, животное – не растение, океан – не планета, воздух – не огонь и так далее до бесконечности. Но ведь несмотря на это разнообразие вещей, мы называем всё существующее окружающим миром или мирозданием, или Вселенной, тем самым предполагая единство всего сущего. Несмотря на разницу между вещами мира, он является все же единым и цельным, значит у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех различных предметов. За видимым разнообразием вещей кроется невидимое их единство. Подобно тому, как в алфавите всего три десятка букв, которые порождают путем всяческих комбинаций миллионы слов. В музыке всего семь нот, но различные их сочетания создают необъятный мир звуковой гармонии. Наконец, нам известно, что существует сравнительно небольшой набор элементарных частиц, а различные их комбинации приводят к бесконечному разнообразию вещей и предметов. Это примеры из современной жизни и их можно было бы продолжать; то, что разное имеет одну и ту же основу – очевидно. Милетские философы верно уловили данную закономерность мироздания и пытались найти эту основу или единство, к которому сводятся все мировые различия и которое разворачивается в бесконечное мировое многообразие. Они стремились вычислить основной принцип мира, все упорядочивающий и объясняющий и назвали его Архэ (первоначало).
Фалес считал основой всего сущего воду: есть только она, а всё остальное – ее порождения и модификации. Понятно, что его вода не совсем похожа на то, что мы сегодня разумеем под этим словом. У него она – некое мировое вещество, из которого все рождается и образуется. Анаксимен первоначалом полагал воздух: все вещи происходят из него путем сгущения или разрежения. Самый разреженный воздух – это огонь, более густой – атмосферный, еще гуще – вода, далее – земля и, наконец, - камни. Анаксимандр решил не называть первооснову мира именем какой-либо стихии (воды, воздуха, огня или земли) и считал единственным свойством первоначального мирового вещества, все образующего, его бесконечность, всеобъемность и несводимость к какой-либо конкретной стихии, а потому – неопределенность. Оно стоит по ту сторону всех стихий, все их в себя включает и называется Апейроном (Беспредельным).
Милетским философам, полагавшим первоначалом нечто вещественное или материальное противостоит Пифагор Самосский (с острова Самос), который, как и милетцы, говорил, что нас окружают совершенно различные предметы, но должна быть у этого многообразия единая мировая основа. В чем же она? Все вещи можно посчитать. Понятно, что птица – это не рыба, дерево – не камень и так далее. Но мы всегда можем сказать: две птицы, десять рыб, двадцать деревьев. Числом можно все выразить или описать. Число есть то, что всегда и неизменно присутствует в совершенно различных вещах, является их связующей нитью, единой объединяющей основой, поэтому его можно назвать первоначалом мира. Но число - нематериальная сущность, оно идеально и в этом принципиальное отличие пифагорейского воззрения от милетского. Из всех чисел главным является единица, так как любое другое число есть всего лишь та или иная комбинация единиц. Каким же образом первоначало мира – число порождает все видимое нами многообразие? Единице, говорит Пифагор, соответствует точка, а двойке – две точки, но через две точки можно провести прямую, таким образом, числу два соответствует прямая; тройке соответствует плоскость, потому что ее можно построить только через три точки, а через четыре строится пространство, которое, следовательно, соответствует четверке. Оно делится на четыре стихии: землю, воду, огонь и воздух, а каждая из них, в свою очередь, - на различные предметы, взаимодействие которых и приводит к бесконечному разнообразию вещей. Это многообразие, таким образом, сводится к четырем стихиям, они – к пространству, пространство – к плоскости, плоскость - к прямой, а прямая к точке, которая является единицей. Получается, что весь мир представляет собой последовательное разворачивание идеальной сущности – Числа; оно же является не чем иным, как свернутым в единство мирозданием.
Как видим, первоначало всего можно было с одинаковым успехом усмотреть как в чем-то материально-вещественном, так и в чем-то идеально-бестелесном, что и сделали первые греческие философы – милетцы и Пифагор, развернув и обосновав два противоположных взгляда на происхождение и устройство мира.
Вопросы и задания
1. Какой была основная философская идея мыслителей милетской школы?
2. Как объясняли милетцы наличие одновременно и единства мира и его многообразия (и тождества между вещами и их различия)?
3. Как трактовали первоначало мира Фалес и Анаксимен?
4. Какова специфика трактовки первоначала Анаксимандром?
5. Как понимать утверждение Пифагора о том, что весь мир есть Число?
6. Каким образом Число разворачивается в бесконечное многообразие мироздания в пифагорейском учении?
7. В чем заключаются главные различия философских доктрин милетцев и Пифагора.
- Глава 1. Основные философские картины мира
- 1.1. Материализм
- 1.2. Идеализм
- 1.3. Дуализм
- 1.4. Философия тождества
- Глава 2. Основные религиозно-философские учения Древнего Востока
- 2.1. Мифология - колыбель философии
- 2.2. Идеи о брахмане и атмане в индийской философии
- 2.3. Буддизм о преодолении желаний
- 2.4. Конфуцианство о небесном порядке вещей
- 2.5. Даосизм о всеобщей предопределенности
- Глава 3. Античная философия
- 3.1. “Золотой век” человечества
- 3.2. Милетская школа и Пифагор о первоначале мира
- 3.3. Элейская школа и Гераклит об изменении и неизменности
- 3.4. Атомистическое учение Демокрита
- 3.5. Сократ и софисты: майевтика против релятивизма
- 3.6. Платон и Аристотель: идеализм и дуализм
- 3.7. Эпикурейцы, стоики, скептики, киники: поиски счастья
- Глава 4. Средневековая философия
- 4.1. Основные идеи патристики
- 4.2. Схоластика и мистика
- 4.3. Доказательства существования Бога
- 4.4. Реализм и номинализм в средневековой философии
- 4.5. Фома Аквинский о гармонии веры и разума
- 4.6. Дунс Скот и Уильям Оккам: теория двойственной истины
- Глава 5. Философия Возрождения
- 5.1. Особенности философии Возрождения.
- 5.2. Философия гуманизма.
- 5.3. Метаморфозы и кризис средневекового аристотелизма
- 5.4. Ренессансный неоплатонизм
- 5.5. Томазо Кампанелла о городе всеобщего счастья
- Глава 6. Философия Нового времени
- 6.1. Эмпиризм Френсиса Бэкона
- 6.2. Рационализм Рене Декарта
- 6.3. Субъективизм Дэвида Юма
- 6.4. Основные идеи и представители Просвещения
- 6.5. Критическая философия Иммануила Канта
- 6.6. Пантеистический идеализм Георга Гегеля
- 6.7. Антропологический материализм Людвига Фейербаха
- Глава 7. Контуры современной философии
- 7.1. Позитивизм о предназначении философии
- 7.2. Философия жизни о разуме и интуиции
- 7.3. Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше о воле к жизни и воле к власти
- 7.4. Зигмунд Фрейд о сознании и бессознательном
- 7.5. Экзистенциализм о человеческой свободе
- Глава 8. Русская философия
- 8.1. Особенности русской философии)
- 8.3. А. И. Герцен о личности и обществе
- 8.6. Русский космизм о предназначении человека
- Глава 9. Наука в духовной культуре общества
- 9.1. Наука как форма духовной культуры
- 9.2.Особенности науки и ее отличия от псевдонауки
- 9.3. Как происходит научное познание?
- 9.4. Границы науки
- 9.5. Общие модели развития науки
- 9.6. Научные революции
- 9.7. Основные черты аристотелевской научной картины мира
- 9.8. Основные черты ньютоновской научной картины мира
- 9.9. Основные черты эйнштейновской научной картины мира