7.5. "Арс магна" Раймонда Луллия
Говоря о средневековой логике, несправедливо было бы не упомянуть Раймонда Луллия (1235—1315), родом с острова Майорка (Испания). Любопытно, что при общей тенденции логики освободиться от метофизики и теологии, Луллий со своей "Арс магна" пошел против течения, поставив логику на службу религиозной цели. Его называли "прокуратором неверных", умевшим воспользоваться арсеналом безотказных средств, обратив в христианство евреев и мусульман.
Несложно понять, насколько его "Арс магна", или "Великое искуство " ( 1308 года), отлична от формальной логики достаточно поверхносного взгляда. "Арс магна" делится на тринадцать частей: алфавит, фигуры, дефиниции, правила, таблицы и прочее. Алфавит составляют девять букв: B,C,D,E,F и т.д., каждая из которых обладает шестью смыслами, например, абсолютное начало, относительное начало вопрос, субьект, добродетель и порок. Так, значения В и С будут следующими: В=доброта, отличие, utrum(или), Бог, справедливость, жадность. С = величие, согласие,quid(что), ангел, бдительность, чревоугодие.
С помощью так построенного алфавита образуются четыре фигу. ры. Первая — циркулярной формы, поделена на девять равных частей, каждая из которых замещает какую-либо букву алфавита. Под существительным, уточняющим один из смыслов буквы алфавита, есть прилагательное, ему соответствующее. Так, под буквой "Б" — "Бонитас", доброта, за ней "бонум", благо, благостное. Под "Г" — "Глория", слава, затем, "глориозус", всеславный. Некая линия объединяет каждую из девяти частей с прочими восемью, указывая на возможные комбинации терминов с разными прилагательными, типа, например: доброта величественна, величие милосердно; Бог всемогущ, могущество божественно. Вторая фигура образована из трех разной окраски треугольников, функция которых — выбор между множеством комбинаций, полученных посредством первой фигуры на основе принципов отличия, согласия, противоречия, превосходства, равенства, подчинения. Третья фигура состоит из 36 квадратиков для комбинации двух предыдущих фигур. Четвертая фигура представляет собой три концентрических круга разного диаметра, где средний вращается вокруг большого, а малый вокруг среднего. Каждый из них несет девять ячеек, внутри которых девять букв алфавита. Во вращающихся окружностях есть все возможные комбинации. Как видим, это опыт создания искусственного языка, нечто вроде концептуального символического механизма. Открыв в терминах цифры фундаментальных корней сущего и правила оперирования их комбинациями, "Арс магна", казалось, приблизилась к возможности репродуцировать схему Божественного мышления в модусе символа, здесь, в символическом пространстве она повстречалась с каббалистической космологией, ее аллегоризмом и мистическим экземпляризмом.
Вплоть до середины 18 века луллитская доктрина пользовалась неизменным успехом. Но даже переведенная в 1634 году на французский язык, она оставалась недооцененной логиками. Лейбниц, к примеру, заявит позже, что "это лишь слабая тень настоящего искусства комбинаторики, от которого она также далека, как фанфарон от солидного ученого". Чарльз Пирс без обиняков заявит, что идеи Луллия просто абсурдны. Однако, если не выдергивать их из исторического контекста и не оценивать с точки зрения сегодняшних достижений логики, то станет очевидной заслуга Луллия в деле систематического использования символизма: буквы, фигуры, цвета, схемы, например, в виде древа, — все это было поставлено на службу интеллекту, заменив его часто неясные образы точными, почти механическими операциями, раз и навсегда закрепленными.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ГУМАНИЗМ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
"Magnummiraculumest homo". "Corpus Hermeticum""Чудо великое есть человек"."Герметический корпус"
" πολλά τα δεινά κοΰδέν ανθρώπου δεινότερον πέλει " . "В мире множество чудес,но чудеснее человека нет ничего".Софокл, Антигона (332)
Глава восьмая2МЫСЛЬ ЭПОХИ ГУМАНИЗМА И ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ГУМАНИЗМ"
Относительно эпохи Гуманизма и Ренессанса существует бесчисленное множество критической литературы. Однако, ученые не только не достигли определенности и единодушного согласия в характеристике этой эпохи, но мало-помалу запутываются в клубке различных проблем, с которыми трудно справиться и специалисту.
Вопрос оказывается осложненным тем, что в это время происходят изменения не только в области философской мысли, но во всех сферах жизни человека: в общественном, политическом, моральном, литературном, художественном, научном и религиозном аспектах. И дело в дальнейшем осложняется также тем, что исследования эпохи Гуманизма и Возрождения приняли характер преимущественно аналитический и отраслевой, ученые утратили сам масштаб перспективы, из которой выпало главное — грандиозный синтез культур.
Будет полезно поэтому осветить некоторые основные концепции, без которых невозможно даже выдвижение каких-либо проблем, касающихся этого периода.
Начнем с рассмотрения самого понятия "гуманизм". Термин "гуманизм" появился сравнительно недавно. По-видимому, он был впервые использован Ф.Ниетхамером для того, чтобы указать на ту область культуры, которая покрывается изучением классики, и, собственный дух которой раскрывается в противопоставлении ее области научных дисциплин. Однако термин "гуманист" (итал. "humanist"и производные его в различных языках) появился в середине XV в., он был произведен по принципу терминов: законник(legista),юрист(giurista),знаток канонического права(canonista),художник(artista),указывающих на преподавателей и учителей грамматики, риторики, поэзии, истории и философии морали. Кроме того, уже в XIVв.,для того, чтобы обозначить эти дисциплины, говорили:"studia humanitatis"(гуманитарные дисциплины) и"studia humaniora",co ссылкой на известные выражения Цицерона, и Гелия, обозначающие эти дисциплины.
"Humanitas"для упомянутых латинских авторов означал примерно то же, что эллины выражали термином"paideia", то есть воспитание и образование человека. Считалось, что в становлении духовного образования основная роль принадлежала словесности, то есть поэзии, риторике, истории и философии. Действительно, эти дисциплины изучают человека с точки зрения его общих особенностей, не обращаясь к каким-либо прагматическим возможностям, и поэтому оказываются наиболее пригодными не только в том, чтобы давать человеку специальные знания в специальной области, но также способствуют его общему развитию и возвышению; в общем, из всех других дисциплин они оказываются более пригодными в формировании человека, в развитии его духовной природы.
Во второй половине XIV в. обнаружилась и затем все более возрастала в течение двух последующих веков (достигнув высшей точки особенно в XV в.) тенденция придавать изучению гуманистической литературы самое большое значение и считать классическую латинскую и греческую древность единственным примером и образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности. Латинские и греческие авторы еще больше обнаруживают себя в непревзойденных образцах гуманитарных наук (litterae humanae)в качестве истинных учителей человечества.
"Гуманизм" означает, таким образом, эту общую тенденцию, которая, хотя имеет прецеденты в средние века, начинается все же с Франческо Петрарки и теперь предстает уже определенно в новом свете по своим красочным подробностям, по особенным условиям, по силе проявления, знаменуя собой точку, откуда следует отмечать начало нового периода в истории мысли и культуры.
Нет нужды описывать здесь тот пыл и рвение, с которыми в кропотливой библиотечной работе исследовались древние рукописи, и в новых интерпретациях возрождалась латинская и греческая классика. Не будем останавливаться на событиях, которые привели к вновь обретенному знакомству с греческим языком, теперь считающемуся основным духовным богатством человека просвещенного (первые кафедры греческого языка и литературы были учреждены в XIV в., но наибольшее распространение греческого произошло в XV в.; в частности, сначала Ферраро-Флорентийскйй собор в 1438/39 и немного позже падение Константинополя в 1453 побудили некоторых ученых византийцев переселиться в Италию, что привело к широкому распространению греческого языка). Наконец, не будем останавливаться на сложных вопросах, касающихся подготовки эрудитов и связанным с этим усердием в изучении греческого языка; действительно, эта задача по плечу изучающим историю вообще, и историю литературы в частности.
Мы стремимся, вместо этого, дать понятие о двух самых известных интерпретациях термина "гуманизм", которые охватывают весь спектр его философского значения.
а) С одной стороны, П.О.Кристеллер стремился сильно ограничить, или даже просто исключить философское и теоретическое значение гуманизма. Согласно этому ученому, нужно было оставить термину технический смысл, ограничивающийся сферой дисциплин риторико-литературных (грамматикой, риторикой, историей, поэзией, философией морали). Кристеллер полагал, что гуманисты того периода, что нас интересует, были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались философией и науками, то лишь косвенно. В общем, согласно Кристеллеру, гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что совсем не были философами.
Приведем некоторые его характерные утверждения: "...Гуманизм эпохи Возрождения не был философской системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор имел в качестве своего главного центра группу предметов, которые касались, в основном, не классических наук или философии, но того, что приблизительно может быть названо литературой. Были в этой особенной озабоченности словесностью, заставлявшей гуманистов посвящать себя изучению греческого и особенно латинского, черты впоследствии присущие второй половине XVIII века. Кроме того, гуманитарное образование включениет философию и этические дисциплины, но исключает логику, философию природы, а также математику, астрономию, медицину, право и теологию, с той целью, чтобы упомянуть некоторые предметы, которые имели явно определенное место в программах университетов и в классификационных схемах того времени. Нам кажется, что этот ясный и простой факт дает неопровержимое доказательство несостоятельности попыток связать гуманизм эпохи Возрождения со всем комплексом философии, науки или культуры того времени".
Как доказательство в пользу собственного тезиса Кристеллер использует, между прочим, тот факт, что на протяжении всего XV в. итальянские гуманисты не претендовали на замену средневековой энциклопедической системы знания на другую новую, и что, "напротив, они сознавали, что их предмет изучения занимал место вполне определенное и ограниченное в пределах всей системы знания". Таким образом, гуманизм не представлял совсем, как показано, "полной суммы наук итальянского Ренессанса".
Поэтому, согласно Кристеллеру, для понимания эпохи, важно, что к традиции аристотелизма, занимавшейся, по преимуществу философией природы и логикой, вне Италии (по большей части в Париже и в Оксфорде) обращались издавна, в то время как в Италии только с XVI века. Кристеллер пишет, что "традиция итальянского аристотелизма началась со второй половины XIV в., и не прерывалась на протяжении XV, XVI и большей части XVII века".
Этот "ренессансный аристотелизм" выдвинул собственные методы "схоластики" (чтения и комментария текстов), но под влиянием гуманистов побуждал мыслителей-перипатетиков возвращаться к греческим текстам Аристотеля, оставлять традиции латинского средневековья и использовать труды греческих комментаторов а также других греческих мыслителей.
Случилось так, что ученые, враждебные Средневековью,— отмечает Кристеллер — увидели в этом ренессансном аристотелизме что-то превосходящее изжившие себя традиции средних веков; и они выступали в пользу "гуманистов", истинных носителей нового духа Ренессанса. Но речь идет о серьезной ошибке непонимания, потому что приговор ренессансному аристотелизму был часто выносим без реального знакомства с тем, что осуждалось. Исключение может быть сделано по отношению к Помпонацци (о котором речь будет впереди). Поэтому, заключает Кристеллер: " число тех современных ученых, которые действительно прочитали некоторые работы итальянских аристотеликов, очень мало. Целостное изучение этой школы было осуществлено в книге Ренана об Аверроэсе и аверроизме ("Averroé's et l'averroisme",Париж, 1861), которая в свое время имела значительное влияние, но в то же время содержала много ошибок и неточностей, впоследствии повторяемых всеми". Следует, таким образом, основательно изучить вопросы итальянского аристотелизма этого периода: поскольку завязался некий узел, откуда открываются многие общие места, существующие только потому, что постоянно воспроизводятся, лишенные твердой основы, и могущие (как следствие) породить новую историческую действительность.
В заключение отметим, что гуманизм может представлять только половину феномена "Возрождение", поэтому он мог бы быть полностью понят только в том случае, если рассматривать его вместе с аристотелизмом, который выразил истинные философские идеи эпохи. Кроме того, согласно Кристеллеру, художники эпохи Возрождения не стремились к достижению грандиозного идеала "творческого гения" (это скорее свойственно романтикам и мифу XIX столетия), но хотели достичь качества "ремесленников", чье превосходство зависело не от умения предвидеть судьбы современной науки, но определялось багажом технических знаний (анатомии, перспективы, механики; и т.д.) , считающихся необходимыми в их искусстве. Наконец, то, что астрономия и физика сделали значительные успехи, было связано с математикой, а не с философской мыслью. Философы в этом смысле отставали, что традиционно объяснялось отсутствием связи между математикой и философией.
б) Диаметрально противоположной является позиция Эудженио Гарэна, который энергично отстаивал наличие философской закваски в гуманизме, отмечая, что отрицание философского содержания в гуманитарных науках эпохи Возрождения является следствием того факта, что "философией чаще всего считаются систематические построения грандиозных масштабов и отрицается то, что в качестве философии может быть другой тип умопостроений, несистематических, открытых, проблематичных и прагматических". Полемизируя против обвинений в философском дилетантизме, которым некоторые ученые наделяют гуманистов, Гарэн пишет: "[...] Гуманисты выносят приговор тому типу философии, который господствовал на протяжении четырех столетий, являясь тормозом свободной мысли. Потому гуманисты не захотели отказываться от того, чем обычно жертвуют — собственным образом мысли — ради построения грандиозных "соборных идей", ради большей систематизации логики и теологии, такой философии, которая сводит к "сумме" любую проблему, любой поиск в области теологии, которая заключает в заранее подготовленные рамки любые возможные варианты. Той философии, которая уже игнорируется в эпоху гуманизма как пустая и бесполезная, которая заменяется конкретными, определенными, точными исследованими в нравственных науках (этике, политике, экономике, эстетике, логике, риторике) и науками о природе [... ] с выработкой своих собственных принципов вне всяких правил [...]".
Напротив, говорит Гарэн, внимание "филологии" кособым проблемам "являет в самом делe новую "философию", то есть новый метод постановки проблемы, который не считается поэтому, как думают некоторые ученые (например, Кристеллер, чья точка зрения рассмотрена выше), второстепенным аспектом культуры Возрождения рядом с традиционной философией, но является по-настоящему эффективным философствованием ".
Одной из характеристик этого нового способа философствования является "чувство истории" и исторической размерности, с соответствующей чуткостью к объективности, осознанием критической дистанции с объектом истории, к знанию исторических условий. Гарэн пишет: "Тогда, усилиями тех самых мощных исследователей античной истории, которым равно близки и физика Аристотеля и космос Птолемея, мы извлекли их трактаты из угнетающего забвения. Ясно, что ученые Оксфорда и Парижа оказались замкнутыми крепостной стеной, пока она не дала трещину не без усилий Оккама и его "бритвы". Но только завоевание античности как средство воспитания исторического чутья, присущего гуманистам-филологам, позволило оценить эти теории для того, чтобы они стали действительностью. Эти люди создали известную культуру, результат их определенных экспериментов".
Сущность гуманизма состоит не в том, что он обратился к прошлому, но в способе, которым оно познается, в том отношении, в котором он к этому прошлому состоит: " Именно отношение к культуре прошлого и к прошлому, ясно определяет сущность гуманизма. И особенность такого отношения заключается не в простом порыве восхищения и страсти, не в более широком охвате, но в определенном историческом сознании. "Варварское" [= средневековое] отношение состоит не в том, что игнорируется классическое наследие, но в том, что истина понимается вне исторической ситуации. Гуманисты открывают классику потому, что отделяют, не смешивая, свое собственное от латинского. Именно гуманизм действительно открыл античность, тех же Вергилия или Аристотеля, хотя они и были известны в Средние века, потому что возвратил Вергилия своему времени и своему миру, и стремился объяснить Аристотеля в рамках проблем и в рамках знаний Афин IV века до н.э. В гуманизме не различается открытие древнего мира и открытие человека, потому что это все одно; обнаружить древний мир как таковой — значит соразмерить себя с ним, и отделить, и установить отношение с ним. Определить время и память, и направление человеческого созидания, и земные дела, и ответственность. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми государственными, активными, чье свободное творчество в общественной жизни было востребовано их временем".
Но тезис Гарэна не сводится к этому. Он видит новую "философию" гуманистов в конкретном действительном моменте истории итальянской жизни, обращая внимание на политические причины, оказавшие влияние на мысль Гуманизма во второй половине XV в. Первый этап Гуманизма был ярким выразителем гражданской жизни и проблематики, связанной с политической свободой. Выдвижение вперед Синьории и ограничение политической свободы республик превратило литераторов в низкопоклонников и побудило философские факультеты двигаться по направлению к созерцательной метафизике: "Потерявший свободу в политическом плане, человек уходит на иную почву,отступает в иной план, ищет свободу мудреца[...]. Сократическое философствование со всеми проблемами переходит в плоскость платонического [...]. Во Флоренции, в то время как Савонарола наносит свой последний удар по тирании, которая вся коррумпирована, "божественный" Марсилио ищет спокойного пристанища, куда можно спрятаться от грозного мира ".
Два тезиса, представленные Кристеллером и Гарэном, в действительности плодотворны именно вследствие своей антитетичности. Один отмечает то, о чем другой умалчивает, и обоих можно включать в исследование поочередно, если абстрагироваться от некоторых допущений этих авторов. Верно, что "гуманист" указывает на источник, профессию литератора, но это "ремесло" уводит намного дальше университетских наставлений, оно вовлекает в активную жизнь, освещает проблемы жизни ежедневной, делается действительно " новой философией".
Кроме того, гуманист отличается действительно новым способом чтения классики: был гуманизм книжный, но возник новый дух, новое чувство, новый вкус, которые были поняты благодаря книгам. И древность может воспитывать новый дух, потому что она освещает его своим светом.
- Глава 1. Библия и ее послание
- Глава 2. Разработка библейского послания в культурном ареале греческого языка
- Глава 3. Латинская патристика и святой Августин
- Глава 4. От патристики к схоластике
- Глава 5. Первые теоретизации "рацио"в модусе веры
- Глава 6. "Дученто" и великие систематизации разума и веры
- Глава 7. "Треченто": потеря равновесия между разумом и верой
- Глава 8. Мысль эпохи Гуманизма и Возрождения и ее основные характеристики
- Глава 9. Идеи и тенденции гуманистико-возрожденческой мысли
- Глава 10.Возрождение и проблемы религии и политики.
- Предисловие к итальянскому изданию
- 1. Структура и значение библии
- 1.1. Книги, составляющие Библию
- 1.2. Концепция "Завета"
- 1.3. Боговдохновенность Библии
- 2. Фундаментальные библейские идеи философского значения,поднимающиеся над греческим горизонтом
- 2.1. Революционный смысл библейского послания
- 2.2. Монотеизм
- 2.3. Креационизм
- 2.4. Антропоцентризм
- 2.5. Номотетический Бог и закон как божественное повеление
- 2.6. Личностное Провидение
- 2.7. Первородный грех, его последствия и искупление
- 2.8. Новое пространство веры и Духа
- 2.9.Греческий Эрос и христианская Агапэ(любовь как благодать)
- 2.10. Переоценка ценностей, проделанная христианством
- 2.11. Бессмертие души у греков и воскресение из мертвых Христа
- 2.12. Новый смысл истории и жизни человека
- 2.13. Греческая мысль и христианское послание.
- 1. Доктринальные и философские проблемы в связи с библией
- 2. Филон александрийский и его философия-мозаика
- 3. Гносис
- 4. Апологеты-греки и первая философская разработка христианства,проделанная катехизисной школой александрии
- 4.1. Греческие апологеты II века: Аристид, Юстин, Тациан
- 4.2. Катехизисная школа Александрии: Климент и Ориген
- 5. Золотой век патристики (IV— первая половина V в.)
- 5.1. Наиболее значительные персонажи золотого векапатристики и Никейский символ веры
- 5.2. Светила Каппадокии и Григорий Нисский
- 6. Последние могикане греческой патристики: дионисий ареопагит,максим исповедник и иоанн дамаскин
- 6.1. Дионисий Ареопагит и апофатическая теология
- 6.2. Максим Исповедник и последняя христологическая баталия
- 6.3. Иоанн Дамаскин
- 1. Латинская патристика до августина
- 1.1. Минуций Феликс и первое сочинение христианско-латинской апологетики
- 1.2. Тертуллиан и полемика против философии
- 1.3. Христианские писатели III века и начала IV: Киприан, Новациан, Арнобий и Лактанций
- 2. Святой августин и апогей патристики
- 2.1. Жизнь, духовная эволюция и сочинения Августина
- 2.2. Философствование в вере
- 2.3. Открытие "личности" и метафизика "душевных глубин"
- 2.4. Истина и прозрение
- 2.5. Бог
- 2.6. Троица
- 2.7. Творение, Идеи как мысли Бога и "разумные семена"
- 2.8. Структура темпоральности и вечность
- 2.9. Зло и его онтологический статус
- 2.10. Воля, свобода, благодать
- 2.11. "Град земной" и "Град Божий"
- 2.12. Суть человека — это любовь
- 1. Сочинения северина боэция
- 1.1. Боэций: последний из римлян и первый из схоластов
- 1.2. Боэций и "логический квадрат оппозиций"
- 1.3. Средневековое истолкование квадрата оппозиций
- 1.4.Гипотетические пропозиции и гипотетические силлогизмы
- 1.5. "Утешение философией"; Бог — это само счастье
- 1.6. Проблема зла и вопрос свободы
- 1.7. Боэций о вере и разуме
- 2. "Институции" кассиодора
- 3. "Этимологии" исидора севильского
- 1. "Школы", "университеты","схоластика"
- 1.1. "Школы" и "схоластика"
- 1.2. Университет
- 1.3. Университет и его смягчающие эффекты
- 1.4. Разум и вера
- 1.5. Факультет искусств и факультет теологии
- 1.6. "Град Божий" Августина
- 1.7. Тринитарная концепция истории Джоаккино да Фьоре
- 1.8. Хронология
- 2. Иоанн скот эриугена
- 2.1. Первая теоретизация "рацио" в функции веры
- 2.2. Личность и сочинения Скота Эриугены
- 2.3.Скот Эриугена и Псевдо-Дионисий
- 2.4. "О разделении природы"
- 2.5. Социополитические отражения
- 2.6. Разум в функции веры
- 3. Ансельм д'аоста
- 3.1. Жизнь и сочинения
- 3.2. Доказательства бытия Бога
- 3.3. Бог и человек
- 3.4. Разум вокруг веры
- 4. Шартрская школа
- 4.1. Традиции и новации
- 4.2. Три искусства в религиозной перспективе
- 4.3. Платоновский "Тимей"
- 5. Сен-викторская школа
- 5.1. "Дидаскаликон" Гуго Сен-Викторского и науки
- 5.2. "Дидаскаликон" и философия
- 5.3. "Дидаскаликон" и мистика
- 6. Пьер абеляр
- 6.1. Жизнь и сочинения
- 6.2. "Сомнение" и "правила исследования"
- 6.3. Диалектика и ее функции
- 6.4. "Рацио" и его роль в теологии
- 6.5 Фундаментальные принципы этики
- 6.6. "Intelligo ut credam"
- 6.7. "Грамматические" штудии и "диалектика"
- 6.8. "Сентенции" Петра Ломбардского
- 6.9. Иоанн Солсберийский: границы разума и авторитет веры
- 1. Политическая и культурная ситуация
- 1.1. Политико-социальная ситуация и церковные институты
- 2. Аристотелизм авиценны
- 2.1. Авиценна: личность и сочинения
- 2.2. Бытие возможное и бытие необходимое
- 2.3. "Логика генерации" и влияние Авиценны
- 3. Аристотелизм аверроэса
- 3.1. Фигура и сочинения
- 3.2. Примат философии и вечность мира
- 3.3. Единство человеческого интеллекта
- 3.4. Следствия из тезиса о единстве интеллекта
- 3.5. Первые осуждения аристотелизма
- 4. Моисей маймонид и еврейская философия
- 5. Как греческая и арабская культуры проникали на запад. Переводчики и "коллегиум" из толедо
- 6. Альберт великий
- 6.1. Альберт Великий: личность, сочинения и исследовательскаяпрограмма
- 6.2. Различие философии и теологии
- 6.3. Греческие философы и христианские теологи
- 6.4. Научный интерес
- 7. Фома аквинский
- 7.1. Жизнь и сочинения
- 7.2. Разум и вера, философия и теология
- 7.3. Теология не подменяет философию
- 7.4, Фундаментальная структура метафизики
- 7.5. Трансценденталии: единое, истинное, благое
- 7.6. Аналогия бытия
- 7.7. Пять способов доказательства существования Бога
- 7.8. Lex aeterna, lex naturalis, lex humana, lex divina
- 7.9. Право естественное и позитивное
- 7.10. Вера ведет разум
- 8. Бонавентура из боньяреи
- 8.1. Францисканское движение
- 8.2. Бонавентура: жизнь и сочинения
- 8.3. Александр Гэльский и Бонавентура
- 8.4. Автономна ли философия?
- 8.5. Недочеты аристотелизма и их источники
- 8.6. Экземпляризм
- 8.7. "Rationes seminales"
- 8.8. Человеческое познание и божественное озарение
- 8.9. Бог, человек и множественность форм
- 8.10. Бонавентура и Фома: одна вера и две философии
- 8.11. Разум записывает то, что вера предписывает. Duae olivae et duo candelabra in domo del lucentia
- 9. Сигер брабантский и латинский аверроизм. Францисканцы и неоавгустианизм
- 10. Экспериментальная философия и первые научные исследования эпохи схоластики
- 10.1. Роберт Гроссетест
- 10.2. Роджер Бэкон
- 11. Иоанн дунс скот
- 11.1. Жизнь и сочинения
- 11.2. Разделение философии и теологии
- 11.3. Однозначность сущего
- 11.4. Однозначное сущее как первый объект интеллекта
- 11.5. Восхождение к Богу
- 11.6. Недостаточность понятия "бесконечного entis"
- 11.7. Дебаты между философами и теологами
- 11.8. Принцип индивидуации: Haecceitas
- 11.9. Волюнтаризм и естественное право
- 1. Социально-историческая ситуация
- 2. Уильям оккам
- 2.1. Личность и сочинения
- 2.2. Независимость веры от разума
- 2.3. Эмпиризм и примат индивидуального
- 2.4. Познание интуитивное и абстрактное
- 2.5. Универсалии и номинализм
- 2.6. "Бритва Оккама" и распад традиционной метафизики
- 2.7. Новая логика
- 2.8. Проблема существования Бога
- 2.9. Новый метод научного исследования
- 2.10. Плюрализм против теократии
- 3. Наука оккамистов
- 3.1. Оккамисты и аристотелевская наука
- 3.2. Оккамисты и галилеевская наука
- 4. Политическая теория марселия падуанского
- 4.1. Эгидий Римский и Жан Парижский: спор о примате церкви илиимперии
- 4.2. "Defensor pads" Марсилия Падуанского
- 5. Джон уиклиф и ян гус:два долютеровских реформатора
- 6. Майстер экхарт и немецкая спекулятивная мистика
- 6.1. Основы спекулятивной мистики
- 6.2. Майстер Экхарт: Без Бога и мир и человек ничто
- 6.3. Возвращение человека к Богу
- 7.Логика средневековья
- 7.1. "Ars vetus", "Ars nova", "Logica modernorum"
- 7.2. Дидактическая систематизация античной логики
- 7.3. Фигуры и модусы силлогизмов
- 7.4. Новации схоластической логики
- 7.5. "Арс магна" Раймонда Луллия
- 2. Историографическое значение термина "возрождение"
- 3. Хронологические границы и существенные характеристики гуманистико-возрожденческого периода
- 4. Восточные и языческие "пророки" и "маги", как основатели теологической и философской мысли: гермес трисмегист, зороастр и орфей
- 4.1. Отличие критико-исторического уровня гуманистической мысли латинской традиции от греческой
- 4.2. Гермес Трисмегист и "CorpusHermeticum" в их историческойреальности и возрожденческой интерпретации
- 4.3. "Зороастризм" эпохи Ренессанса
- 4.4. Орфей Ренессанса
- 1. Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство
- 1.1. Начала гуманизма
- 1.1.1. Франческо Петрарка
- 1.1.2. Колюччо Салютами
- 1.2. Этико-политические дебаты гуманистов Кватроченто: л. Бруни, п. Браччолини, л.Б. Альберти
- 1.2.1. Леонардо Бруни
- 1.2.2. Поджо Браччолини
- 1.2.3. Леон Баттиста Альберти
- 1.2.4. Другие гуманисты Кватроченто
- 1.3. Неоэпикуреизм Лоренцо Балла
- 2. Возрожденческий неоплатонизм
- 2.1. Краткие сведения о платоновской традиции и византийскихученыхXVвека
- 2.2. Николай Кузанский: ученое незнание в отношении к бесконечному
- 2.2.1. Жизнь, работы и культурные связи Кузанского
- 2.2.2. Ученое незнание
- 2.2.3. Отношение между Богом и универсумом
- 2.2.4, Значение принципа "все во всем"
- 2.2.5. Человек как "микрокосм"
- 2.3. Марсилио Фичино и платоновская академия во Флоренции
- 2.3.1. Место Фичино в культуре Возрождения
- 2.3.2. Фичино в качестве переводчика
- 2.3.3. Достижения философской мысли Фичино
- 2.3.4. Достижения "магической" доктрины Фичино
- 2.4. Пико делла Мирандола между платонизмом, аристотелизмом, Каббалой и религией
- 2.4.1. Позиция Пико
- 2.4.2. Пико и Каббала
- 2.4.3. Пико и доктрина достоинства человека
- 2.5. Франческо Патрици
- 3. Аристотелизм эпохи возрождения
- 3.1. Проблемы аристотелевской традиции в эпоху Гуманизма
- 3.2. Пьетро Помпонацци и споры о бессмертии
- 4. Возрождение скептицизма
- 4.1. Новая жизнь эллинистической философии
- 4.2. Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости
- 1. Возрождение и религия
- 1.1. Эразм Роттердамский и " философия Христа"
- 1.1.1. Позиция Эразма
- 1.1.2. Гуманистическая концепция христианской философии
- 1.1.3. Концепция "глупости" Эразма
- 1.2. Мартин Лютер
- 1.2.1. Лютер и его отношение к философии и возрожденческому гуманизму
- 1.2.2. Черты теологии Лютера
- 1.2.3. Черты пессимизма и иррационализма в мышлении Лютера
- 1.3. Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха
- 1.4. Кальвин и Женевская реформа
- 1.5. Другие теологи Реформы и представители протестантизма
- 2. Контрреформация и католическая реформа
- 2.1. Историографические концепции Контрреформации и католической реформы
- 2.2. Тридентский собор
- 2.3. Новое появление схоластики
- 3. Возрождение и политика
- 3.1. Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики
- 3.1.1. Позиция Макиавелли
- 3.1.2. Реализм Макиавелли
- 3.1.3. "Добродетель" государя
- 3.1.4. Свобода и "судьба"
- 3.1.5. "Добродетель" древней римской республики
- 3.1.6. Гвиччардини и Ботеро
- 3.2. Томас Мор и Утопия
- 3.3. Жан Воден и абсолютизм власти Государства
- 3.4.Гуго Гроций и обоснование естественного права
- Библиография
- 2. H. Jedin, Riforma cattolica o Controriforma?, Morcelliana, Brescia 1974.