18. Русский космизм.
Мотивами религиозного характера были окрашены отчасти и идеи мыслителей, представлявших явление, получившее позже название русского космизма (К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров, B.И. Вернадский). Главная идея космизма - восстановление гармонии, победа над хаотическими силами разрушения и смерти в космическом масштабе путем развития науки, разума, нравственности в человечестве.
После революционных событий 1917 года и высылки многих ведущих философов из страны (1922 г.) русская философия получает два разных русла развития: в Советской России на основе марксизма складывается феномен советской философии; в эмиграции продолжают активно работать такие мыслители религиозно-антропологического направления как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, СЯ. Франк, Н.О. Лосский, В.О. Зеньковский, С.И. Гессен и многие другие. Здесь продолжаются и поиски самобытной «русской идеи». В 1920-30-х гг. большие споры вызывали положения евразийства — движения, представители которого (Н.С. рубецкой, П.Н. Савшкий и др.), видели специфику и силу России в наличии у нее восточных, азиатских корней и связей, отделяющих и охраняющих ее от унифицирующей западной культуры. Евразийцы являлись идейными наследниками славянофилов и во многом опирались на возникшую еще в середине XIX века теорию культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. согласно которой не существует единой истории человечества. история представляет собой процесс развития самобытных, изолированных цивилизаций.
В качестве общих особенностей русской философской мысли, значимых на всем протяжении ее развития, можно назвать особый устойчивый интерес к вопросам этики, философской антропологии, философии религии, историософским проблемам; стремление рассматривать фундаментальные вопросы онтологии и гносеологии в нравственно-религиозном и экзистенциально-персоналистическом измерении; глубокое осмысление кризисных явлений в европейской культуре; стремление критически переосмыслить абстрактно-рационалистические традиции т.н. «отвлеченного» философствования, к предложив конкретный жизненно-практический идеал.
- Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.
- Предмет философии. Структура и специфика философского знания.
- Основные направления философии.
- 5.Специфика античной философии. Досократический этап античной философии.
- 6.Поворот философии к человеку: Софисты и Сократ.
- 8. Философские взгляды Аристотеля.
- 9. Этапы развития средневековой философии. Патристика и схоластика.
- 10. Принципы и идеи философии эпохи Возрождения.
- 11. Особенности и основные направления философии Нового времени.
- 12. Главные идеи французского Просвещения XVIII в.
- 13. Немецкая классическая философия, ее основные проблемы.
- 14. Философские взгляды г. Гегеля.
- 15.Специфика философии марксизма, ее основные принципы.
- 16. Философия истории к. Маркса.
- 17. Философские взгляды и. Канта.
- 18. Русский космизм.
- 19. Позитивизм XIX века.
- 20. Неопозитивизм, пост позитивизм и аналитическая философия.
- Постпозитивизм
- 21. Экзистенциализм, его представители.
- 22. Иррационализм XIX в.(Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше).
- 23. Славянофилы и западники в русской философии.
- 24. Русский марксизм: т.В. Плеханов, в.И. Ленин.
- 25. Философия всеединства в. Соловьева.
- 26. Философия пост модернизма.
- 27. Антропологический фактор в развитии природы. Экологические проблемы современности.
- 28. Феноменология и герменевтика.
- 29. Проблема смысла жизни человека.
- 30. Антропосоциогенез и становление человеческого сознания.
- 31. Язык и сознание. Природа языка и его функции.
- 32. XX век в истории русской философии.
- 33Понятие о бытии. Мировоззренческий смысл проблемы бытия.
- Свойства пространства и времени.
- 42. Типология общества, формационный и цивилизационный подходы.
- 60. Философская антропология.
- 61. Творчество как философская проблема.
- 62. Будущее человечества. Возможные сценарии будущего.
- Оптимистические сценарии будущего
- Технологическая сингулярность
- Возникновение искусственного интеллекта
- 63. Символический мир культуры.
- 64. Особенности современной техногенной цивилизации.