17. Философские взгляды и. Канта.
"Критика способности суждения" Канта является основной его работой, как по ее значению для понимания философии самого Канта, так и по влиянию, какое она получила в истории послекантовского немецкого идеализма. В этой работе учение кантовского критицизма применяется, во-первых, к способности суждения о прекрасном и произведениях искусства, во-вторых, к способности суждения о целесообразности в природе, или о целесообразном строении организмов. Вопрос о целесообразности в природе учеными XVIII столетия решался с точки зрения всеобщих законов развития механики, физики и астрономии. Механическая причинность стала ключом к научному объяснению всех процессов и явлений природы, в основе которых лежало представление о целях. С развитием анатомии и физиологии человека и высших животных усиливается тенденция распространить принцип механической причинности и на органическую природу. Но этот метод познания и объяснения органического мира зашел в тупик в объяснении вопроса возникновения жизни на Земле. Кант нашел яркое выражение для этого состояния остановившейся на половине пути современной ему науки. В своем раннем трактате "Всеобщая естественная история и теория неба" 1755 г. он одновременно выразил и гордую уверенность науки в законности, силе механического причинного объяснения явлений неорганической природы, и смиренное признание ее неспособности дать такое же объяснение явлениям природы органической. Пока наука подчинялась религии, то естественно все явления и процессы объяснения органического мира она объясняла с религиозной точки зрения, но все настойчивее наука искала пути для научного, не религиозного объяснения природы. Так возникло в научном мировоззрении XVIII века одно из основных для него противоречий. Наука не смогла признать, как факт, существование целесобразности в природе, в то же время сама наука признавала, что научное объяснение этого факта пока невозможно. Это противоречие ослабло к XIX веку, но еще продолжалось вплоть до середины нашего столетия, пока физические и математические методы не проникли в биологию. В эпоху Канта указанное противоречие оставалось в силе. Оно не укрылось от проницательного взора Канта и стало предметом исследования не только в его ранней космогонии, но также в первой из его "критик" - в "Критике чистого разума" 1781 г., а также в последующих его работах "Критика практического разума" и явилось всесторонним изучением этой проблемы в его главной и основной работе - "Критика способности суждения" 1790 г. "Критика способности суждения" завершает построение философии Канта. Если "Критика чистого разума" изучала законодательства рассудка, а "Критика практического разума" изучала законодательства разума, то "Критика способности суждения" исследует способность суждения, которая представляет, как теперь полагает Кант, промежуточное звено между рассудком и разумом.
Учение Канта о целесообразности в органической природе с его достоинствами и недостатками выступают в противоречивом сочетании. Совершенно ясно, что, отрицая применимость к организмам принципа механической причинности в качестве способа теоретического объяснения, Кант и в решении этого вопроса становится агностиком, однако в кантовском отрицании принципа механического объяснения целесообразных органических структур звучит и другой, принципиально не связанный с агностицизмом (см. Примечание № 1) мотив, а именно критика односторонности и недостаточности механизма как метода, призванного объяснить происхождение органических форм, но все же механизм для Канта остается идеалом. В то же время он с большой настойчивостью выдвинул перед философией и перед теорией познания вопрос о целесообразности форм органической природы. Он с редкой проницательностью показал, что наука не вправе остановиться перед загадкой целесообразности, и не может и не должна сложить перед ней оружие причинного теоретического исследования и объяснения, однако агностицизм Канта парализует ценные выводы из его работ. Кант указывает на необходимость дополнить принцип механического объяснения теологическим принципом с внедрением физических методов в биологию. Успехи кибернетики убедительно показывают нам в настоящее время, насколько принципиален был Кант, защищая право все более широкого применения к органической природе и к ее целесообразным структурам методов физической причинности.
- Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.
- Предмет философии. Структура и специфика философского знания.
- Основные направления философии.
- 5.Специфика античной философии. Досократический этап античной философии.
- 6.Поворот философии к человеку: Софисты и Сократ.
- 8. Философские взгляды Аристотеля.
- 9. Этапы развития средневековой философии. Патристика и схоластика.
- 10. Принципы и идеи философии эпохи Возрождения.
- 11. Особенности и основные направления философии Нового времени.
- 12. Главные идеи французского Просвещения XVIII в.
- 13. Немецкая классическая философия, ее основные проблемы.
- 14. Философские взгляды г. Гегеля.
- 15.Специфика философии марксизма, ее основные принципы.
- 16. Философия истории к. Маркса.
- 17. Философские взгляды и. Канта.
- 18. Русский космизм.
- 19. Позитивизм XIX века.
- 20. Неопозитивизм, пост позитивизм и аналитическая философия.
- Постпозитивизм
- 21. Экзистенциализм, его представители.
- 22. Иррационализм XIX в.(Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше).
- 23. Славянофилы и западники в русской философии.
- 24. Русский марксизм: т.В. Плеханов, в.И. Ленин.
- 25. Философия всеединства в. Соловьева.
- 26. Философия пост модернизма.
- 27. Антропологический фактор в развитии природы. Экологические проблемы современности.
- 28. Феноменология и герменевтика.
- 29. Проблема смысла жизни человека.
- 30. Антропосоциогенез и становление человеческого сознания.
- 31. Язык и сознание. Природа языка и его функции.
- 32. XX век в истории русской философии.
- 33Понятие о бытии. Мировоззренческий смысл проблемы бытия.
- Свойства пространства и времени.
- 42. Типология общества, формационный и цивилизационный подходы.
- 60. Философская антропология.
- 61. Творчество как философская проблема.
- 62. Будущее человечества. Возможные сценарии будущего.
- Оптимистические сценарии будущего
- Технологическая сингулярность
- Возникновение искусственного интеллекта
- 63. Символический мир культуры.
- 64. Особенности современной техногенной цивилизации.