logo search
Философия4

Ответы на вопросы теста по теме "философия наших дней"

  1. Эйдосы достигаются по мере нарастания потока феноменов за счет категориальной интуиции.

  2. "Забвение жизненного мира", по Гуссерлю, - это умаление феноменов, чувств, умозрительность.

  3. Научное объяснение - это подведение фактов под законы. Понимать же следует суть дела посредством метода вопросов и ответов.

  4. В герменевтике сознания хотят вчувствоваться во внутренний мир человека. В герменевтике бытия желают понять суть дела, или, что то же самое, потаенность вещи.

  5. Герменевтический круг состоит в том, что часть познается на основе целого, а целое на основе части. Познание нелинейно.

  6. Понять человека, согласно герменевтике бытия, значит, понять дело человека.

  7. По раннему Витгенштейну, значение слова есть тот предмет или та ситуация, которые им обозначаются. Так, значение слова "Кремль" есть сам Кремль.

  8. По позднему Витгенштейну, значение слова есть его употребление, некоторый акт действия. Имеется в виду, что слова всегда высказываются ради некоего дела.

  9. Основания истинности аналитического суждения заключены в нем самом. "Круг круглый" - это истинное выражение, ибо круг круглый по определению. Основания синтетического предложения скрыты не в нем самом, а вне его. Высказывание "Сергей выше Татьяны" истинно лишь втом случае, если действительно Сергей выше Татьяны. Бессмысленно утверждать, что Сергей выше Татьяны по определению.

  10. Протокольное предложение проверяемо на истинность/ложность. Чтобы проверить на истинность сложное предложение следует разложить его на протокольные предложения (рецепт неопозитивистов).

  11. Карл Поппер.

  12. Согласно гипотетико-дедуктивному методу законы придумываются в качестве гипотез, а остальные высказывания выводятся, дедуцируются из гипотез. Если выявляется ложность гипотез, то от них отказываются.

  13. Всякое высказывание есть акт, ибо он есть некоторое действие. Словами человек действует: дает согласие, не дает согласие, поучает, выражает сожаление и т.д.

  14. Плюрализм, неопределенность, случайность, эстетизм.

  15. Текст - это всегда программа действий, которая достойна критики, деконструкции.

  16. По Лиотару, философия позволяет человеку изобретать непредставимое в вещах возвышенное, получать удовольствие и страдать.

  17. Диалектические материалисты считают основным вопрос о соотношении материи и сознания.

  18. Божественное не отделено от человека, оно осуществляет благо через истину в красоте.

  19. По Бердяеву, Бог, сотворив мир из ничто, сохранил в мире и человеке потенциал ничто, свободу.

  20. Атман есть Брахман.

  21. Пять.

Раздел 2

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ

5. ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

ДВА СПОСОБА АНАЛИЗА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ. МЕНЯЕМ КУРС!

В современной философии широко используют два основных способа интерпретации философских проблем. При первом способе за основу берут определенный тип философствования и уже в его рамках рассматриваются различные проблемы. Этот способ философствования мы уже испробовали. В рамках каждого философского направления существует свой круг излюбленных проблем, которым дается определенная интерпретация. Феноменологи все рассматривают сквозь призму познания, герменевтики как понимание, аналитики в рамках научно понятного языка, постмодернисты на основе рассеивания текста. Каждый действует по-своему, на свой страх и риск.

Второй способ интерпретации философских проблем состоит в том, что определенные вопросы рассматриваются комплексно, они атакуются со всех сторон - и со стороны феноменологии, и со стороны аналитической философии, и со стороны марксизма. Анализ становится более всесторонним, приходится синтезировать различные точки зрения. Например, если мы обратимся к вопросу, что такое человек, то целесообразно не ограничивать себя одной точкой зрения. Ясно, что второй способ интерпретации проблем основан на первом.

Итак, мы достигли такой точки философствования, когда назрело изменение курса. Что мы и делаем. Теперь будем рассматривать философские проблемы с различных точек зрения. И еще, в нашу задачу входит анализ определенной последовательности проблем. Нам предстоит совершить обход философских владений в определенном порядке. Вот почему вторая часть книги названа "Систематический курс философии".