Постпозитивизм
Часть философов сохранили свою приверженность неопозитивизму по настоящее время. Тем не менее начиная с середины ХХ века все большее число философских экспертов стали отдавать предпочтение постпозитивизму. Виднейшие из постпозитивистов: англичане Поппер и Лакатос (приехал в Англию из Венгрии), американцы Фейерабенд и Кун.
Постпозитивисты согласны со своими предшественниками неопозитивистами прежде всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного знания. При этом нео- и постпозитивисты критически относятся к феноменологическим и герменевтическим установкам. Вместе с тем постпозитивисты достаточно резко отличаются от неопозитивистов.
Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания.
Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет определенный конечный пункт ("все ясно, дальше идти некуда"). Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций.
Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии наукой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно.
А теперь более детально о постпозитивизме.
Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать, доказывал Карл Поппер. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации. По Попперу, мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как свидетельствует история, признававшиеся истинными теории рано или поздно проявляли свою недостаточность. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а потом на смену ей пришли новые теории. Так обстоит дело с любой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается. Поппер считал, что в мире теорий идет "борьба за существование", схожая с известными представлениями Дарвина о естественном отборе среди живых особей. Отсюда главные выводы Поппера: 1) в основании теории находятся гипотезы (т.е. предположения); научные гипотезы навсегда остаются гипотезами, ибо, как уже отмечалось, их истинность нельзя доказать; 2) из гипотез по законам дедукции выводят предложения, которые можно сопоставить с фактами; 3) сопоставление с фактами дает два результата: либо предложения не противоречат фактам, в таком случае теория продолжает жить, она признается работоспособной и правдоподобной, либо предложения теории опровергаются, фальсифицируются фактами, в таком случае теория считается ложной, она отвергается и интенсифицируется поиск новой теории. Итак, по Попперу, теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Гипотезы выступают попытками разрешить проблемы, дедукция позволяет провести очную ставку содержания гипотез с экспериментальными фактами. Факты экзаменуют теорию на прочность (годится - не годится).
Научно-исследовательская программа имеет свое "твердое ядро". Имре Лакатос обратил внимание на то, что обычно ученый имеет дело не с одной, а с целым семейством теорий, образующих научно-исследовательскую программу. У теорий данной программы есть "твердое ядро" и "защитный пояс". Теории сопоставляют друг с другом. Рост научного знания совершается так: сначала разрушается защитный слой твердого ядра, а затем наступает черед и самого твердого ядра. Только тогда, когда будет разрушено твердое ядро программы, необходимым окажется переход от старой научно-исследовательской программы к новой.
Твердым ядром научно-исследовательской программы Ньютона являются три закона механики и закон тяготения. На этой базе было развито множество теорий, относящихся к астрономии, учению о свете, сопромату, технике. Все они имели свои особенности, противоречия, недостатки, часть из которых не удавалось устранить, а раз так, защитный слой начинал трещать. Понадобились годы и десятилетия, прежде чем разрушению подверглось твердое ядро. К тому же ньютоновская научная программа жива и по настоящее время ее изучают, ею пользуются.
В каждой науке есть свои научно-исследовательские программы: программа дарвинизма или генетики в биологии, марксизма и неоклассики в экономике, позитивизма в философии и т.д.
Научный образец (парадигму) создает и преобразует, особенно на стадии научных революций, научное сообщество. Так считает Томас Кун. Парадигма - это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. У Куна наука понимается столь широко, что впору утверждать о выходе за пределы всякого позитивизма. Позитивизм, по определению, борется за чистоту науки. Кун же фактически имеет в виду всю совокупность ценностей и убеждений научного сообщества.
Добро - это принцип. В неопозитивизме добро считалось чувством, эмоцией, оно выводилось за пределы науки. Англичанин Ричард Хэар, философ наших дней, считает по-другому. Этика начинается с предписаний ("делай так, это добро", "не делаей этого, ибо оно есть зло"). Когда предписания даны, в силу вступают законы логики: руководствуясь правилами логики, можно из одних предложений выводить другие. По последствиям действий судят о правомерности исходных положений.
Критикуй, а то проиграешь. В этом абзаце мы отдадим должное критической силе постпозитивизма. Рост знания, считал Поппер, достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой (спокойной, обстоятельной, научнооправданной, уважительной) существующего знания. В этой связи Поппер критиковал врагов открытого, демократического общества, которых он увидел в сторонниках марксизма, прежде всего в самом Марксе. Поппер считал, что Маркс справедливо критиковал капитализм, справедливо считал, что то или иное воззрение определяется историческими условиями, но напрасно абсолютизировал пролетарские науку и мораль. Он должен был их активнее критиковать, не устанавливать перспективы на вечные времена, больше творить. Только в этом случае можно избежать тоталитаризма. Ни одно учение, считает Поппер, нельзя признать всесильным и верным, тем более на необозримое будущее.
- Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет
- Первая головоломка античной философии: многое и единое
- Единое - это материальная субстанция
- Единое - это числа. Пифагор
- Многое не существует. Сюрпризы элеатов
- Единое - это атомы и пустота
- Подведение итогов. Натурфилософия
- 1.2. Высокий интеллектуализм сократа, платона и аристотеля философия сократа
- Философия платона
- Философия аристотеля
- 1.3. Эллинистическая философия александр македонский открывает новую эпоху
- Кинизм (цинизм)
- Эпикуреизм: счастье - это умеренное наслаждение
- Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космическим законом
- Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
- Неоплатонизм
- Судьба античной философии
- Основные черты античной философии
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "античная философия"
- История жизни сократа
- История жизни платона
- История жизни аристотеля
- Об образе жизни киников
- Об образе жизни пифагорейцев
- Об образе жизни эпикурейцев
- Об образе жизни стоиков
- Об образе жизни скептиков
- История жизни плотина
- Примерные темы рефератов по теме "античная философия"
- Тест по теме "античная философия"
- Ответы на вопросы теста по теме "античная философия"
- 2. Средневековая философия философия и религия
- Основные библейские идеи философского значения
- Сущность бога
- Можно ли доказать существование бога?
- Да или нет? верующий или атеист?
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "средневековая философия"
- История жизни и философия аврелия августина блаженного
- История жизни и философия фомы аквинского
- Тест по теме "средневековая философия"
- Примерные темы рефератов по теме "средневековая философия"
- Основные идеи возрожденческой философии
- 3.2. Философия от декарта до канта (XVII-XVIII вв.) рене декарт - основатель философии нового времени
- Спор об идеях.Джон локк
- Галилей и ньютон - гении механики
- Как получают идеализации?
- Выработка нового юридического мировоззрения
- Новации и.Канта
- 3.3. Философия от гегеля до ницше (XIX в.) гегель против канта
- Карл маркс: новые проблемы
- Ницше: последний всплеск философии нового времени
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия нового времени"
- История жизни р.Декарта
- История жизни и.Канта
- История жизни к.Маркса
- История жизни ф.Ницше
- Тест по теме "философия нового времени"
- Примерные темы рефератов по теме "философия нового времени"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия нового времени"
- 4. Философия наших дней
- 4.1. О состоянии современной философии
- 4.2. Феноменология какую проблему стремится решить феноменология?
- Феноменологический метод
- Основные положения феноменологии
- 4.3. Герменевтика происхождение термина "герменевтика"
- Как мы понимаем?
- Вопрос гадамера: как мы понимаем текст?
- Основные положения герменевтики
- 4.4. Аналитическая философия почему возникла аналитическая философия?
- Основатели движения: фреге, рассел, мур
- Ранний витгенштейн: "логико-философский трактат"
- Логический позитивизм
- Постпозитивизм
- Философия естественного языка: поздний витгенштейн
- Основные положения аналитической философии
- 4.5. Постмодернизм программа постмодернистов
- Деррида: метод деконструкции
- Лиотар: этика и эстетика возвышенного
- Основные положения постмодернизма
- 4.6. Философия в россии основные положения диалектического и исторического материализма
- Основные черты русской философии
- В.С.Соловьев: "абсолютное осуществляет благо через истину в красоте"
- Философия н.А.Бердяева: человек - это откровение, свобода и творчество
- А.Ф.Лосев: "мне надо с греческого переводить..."
- 4.7. Восточная философия о философии запада и востока
- Индийская философия
- Китайская философия
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия наших дней"
- История жизни э.Гуссерля
- История жизни х.Гадамера
- История жизни л.Витгенштейна
- История жизни м.Фуко
- История жизни н.А.Бердяева
- Тест по теме "философия наших дней"
- Примерные темы рефератов по теме "философия наших дней"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия наших дней"
- Что изучает философия? мир философии
- Выбор начала систематического философствования
- 6. Учение о бытии
- 6.1. Проблема существования и виды бытия
- 6.2. Изменение и развитие. Закономерности
- 6.3. Три закона диалектики
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "учение о бытии"
- Тест по теме "учение о бытии"
- Примерные темы рефератов по теме "учение о бытии"
- Ответы на вопросы теста по теме "учение о бытии"
- 7. Философия человека, общества и истории
- 7.1. Философия человека обзор: философия о человеке
- Человек - существо бессознательное
- В поисках целостного учения о человеке
- 7.2. Философия общества что такое общество? индивид и общество
- Социальные действия и их смысл
- Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней
- 7.3. Философия истории что было, что будет?
- Критика концепции линейного развития общества
- Единство и многообразие истории
- Запад и восток. Кто мы? кем будем?
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия человека, общества и истории"
- Тест по теме "философия человека, общества и истории"
- Примерные темы рефератов по теме "философия человека, общества и истории"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия человека, общества и культуры"
- 8. Философия как аксиология
- 8.1. Учение о ценности что такое ценность? почему только в хх веке появилось учение о ценностях?
- Как измеряют ценности?
- Чувства. Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал и цель
- Будьте терпимыми друг к другу!
- 8.2. Философия искусства цивилизация и культура
- Что такое красота?
- Обзор: как искали красоту
- 8.3. Философия практики что такое практика?
- Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?
- В чем состоит ценность практики? наши дни
- Что такое добро? как его измерить?
- Справедливость или свобода? лучше ответственность!
- Обзор: этика ответственности
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия как аксиология"
- Тест по теме "философия как аксиология"
- Примерные темы рефератов по теме "философия как аксиология"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия как аксиология"
- 9. Философия познания и науки
- 9.1. Философия познания
- 9.2. Философия науки
- 10. Философия языка
- 11. Философия техники
- 12. Философия природы