logo search
Filosofia36-45

42.Эволюция понятия материи в естествознании и философии

"Материя" - одно из фундаментальных понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как проекцию мира идей.

В философской системе немецкого философа Х1Х века Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи. Развиваясь по диалектическим законам абсолютная идея порождает материю.

В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли по понятия материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Другие представители субъективного идеализма (Э. Мах, Р. Авенариус и др.) открыто не отрицают существование материи, но сводят ее к "совокупности (комплексам) ощущений". Материя, вещь, предмет, по их мнению, - это комплекс ощущений человека. Именно ощущения человека создают, конструируют их.

Уже древние философы (китайские, индийские, греческие) в качестве материи рассматривали какое-либо наиболее распространенное чувственно-конкретное вещество, которое они считали первоосновой всего существующего в мире: земля, влага, воздух, огонь. Такой подход к определению материи может быть назван субстанциальным, ибо его суть составляет поиск основы (субстанции) мира. Так, например, древнегреческий философ Фалес из Милета (начало и середина VI в. до н. эры) считал, что все произошло из воды. Даже земля, по его мнению, плавает на воде, подобно куску дерева. Представитель той же школы философ Анаксимен утверждал, что все вещи происходят из воздуха, за счет его разряжения, или сгущения (воздушные испарения, подымаясь вверх и разряжаясь, превращаются в огненные небесные светила и, наоборот, твердые вещества - земля, камни и т. д. - есть не что иное как сгустившийся и застывший воздух).

Гераклит из Эфеса первоосновой всего сущего считал огонь. Огонь у Гераклита - это и образ вечного движения. Философ подчеркивает, что космос один и тот же для всех, не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерно воКонечно, трудно было представить, что в основе разнообразия вещей и процессов находится что-то одно. Поэтому впоследствии философы стали рассматривать в качестве первоосновы мира (материи) несколько веществ сразу. Так, например, Эмпедокл (У в. до н. эры) говорил о 4-х элементах, как о корнях всех вещей: огне, воздухе (эфире), воде и земле. Эти корни вечны, неизменны, не могут ни возникать из чего-либо другого, ни переходить друг в друга. Все прочие вещи получаются в результате соединения этих элементов в определенных пропорциях. Другой древнегреческий философ Анаксагор учил, что мир состоит из бесконечного числа "семян" - делимых до бесконечности частиц. В каждой вещи есть частица каждой другой. В белом заключено черное, в черном - белое, в тяжелом - легкое и т. д. Жизнь мира, подчеркивал Анаксагор, есть процесс. згорающимся и мерно угасающим.

Взгляд на материю как на бесчисленное множество атомов, без каких-либо заметных изменений, сохранялся в различных школах философского материализма вплоть до начала XX века. Отождествление материи с веществом (и с неделимыми атомами в его основе) был характерен и для французских материалистов XVIII века и для немецкого мыслителя Л. Фейербаха.

Наиболее глубокие революционные изменения происходили в конце XIX и начале XX века в естествознании, особенно в физике. Они были столь фундаментальны, что породили не только кризис физики, но очень серьезно затронули и ее философские основания. К числу важнейших открытий, подорвавших основы механической картины мира, относились, в частности, обнаружение рентгеновских лучей (1895 г.), радиоактивности урана (1896 г., А. Беккерель, Л. Кюри, М. Складовская- Кюри), электрона (1897 г., Д. Томсон). К 1903 г. были достигнуты значительные результаты в исследовании радиоактивности: получило определенное обоснование ее как спонтанного распада атомов, была доказана превращаемость химических элементов. М. Планком была создана теория квантов, энергии микрообъектов. А. Эйнштейн раскрыл количественную связь между массой тел и энергией связи их атомов.

Материя - (лат. materia - вещество) вещественное значение термина

удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике означавшая кризис

одностороннего основанного на обязательном чувственном восприятии, понимании

материи, составляющего суть концепции метафизического материализма.

Ленин: Материя есть философская категория для обозначения объективной

реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,

фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

1)материя существует независимо от сознания (первичность материи по отношению

к сознанию)

2)она отображается ощущениями (признание принципиальной познаваемости мира).

Достоинство этого определения - единство онтологического и гносеологического

подходов и является исходным пунктом естествознания и философии.

Домарксистское понимание материи является предпосылкой для последовательной

разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть

общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной

системы - человеческого общества, которая включает в качестве своего

неотъемлемого аспекта духовные процессы.