logo
Filosofia36-45

37.Позитивистская философия ее проблематика

Позитивизм (от лат. positivus — «положительный»). lПервая историческая форма позитивизма — в 30—40-х гг. XIX в. — как антитеза традиционной метафизике — учению о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в чувственном опыте. Огюст Конт (1798—1857) — основатель позитивитизма и социологии: продолжил традиции Просвещения: наука способна к бесконечному развитию; классификацию наук, разработанную энциклопедистами. Утверждал: попытки приспособить метафизическую проблематику к науке обречены — наука не нуждается в философии, а должна опираться на себя. Центральными проблемами позитивистской социальной философии О.Конта являются проблемы закономерного характера развития общества и его первоосновы.

Вторая форма позитивизма (рубеж XIX—XX вв.) — махизм и эмпириокритицизм — немецкий философ Рихард Авенариус (1843—1896) и австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838— 1916). Махисты отказывались от внешнего источника знания (в противовес «вещи в себе» И. Канта) и возрождали традиции Д. Беркли и Д. Юма.-

Третья форма (1910—1920-х гг.) — неопозитивизм или аналитическая. Несколько направлений. Логический позитивизм, или эмпиризм — Мориц Шлик (1882— 1936), Рудольф Карнап (1891—1970) и др. В центре — проблема эмпирической осмысленности научных утверждений: философия не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Это — род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Принцип логического позитивизма — верификация

Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм — отход от многих принципиальных положений позитивизма. Карл Поппер (1902—1988) : философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главная задача в философии — в демаркации — разграничении научного и ненаучного знания. Метод демаркации основан на принципе фальсификации — опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если теория не может быть опровергнута — она относится не к науке, а к религии