10. Принципы и идеи философии эпохи Возрождения.
Начиная с XV века происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменуя начала новой эпохи, которая вошла в Историю под именем Возрождения.
Социально-экономические изменения сопровождались существенными переменами в умонастроении. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов).
Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века - бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.
В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, но самого себя. Отсюда и вырастает новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека.
Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека.
В эпоху Возрождения всякая деятельность - будь то деятельность художника, скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или поэта - воспринимается иначе, чем в античности и средние века. У древних греков созерцание ставилось выше деятельности ( по греч. созерцание - теория ). В средние века труд рассматривался как своего рода искупление за грехи. Однако высшей формой деятельности признается здесь та, что ведет к спасению души, и она во многом сродни созерцанию: это молитва, благослужебный ритуал. И только в эпоху Возрождения творческая деятельность приобретает своего рода сокральный характер. С ее помощью человек не просто удовлетворяет свои пертикулярно-земные нужды; он созидает новый мир, создает красоту, творит самое высокое, что есть в мире, самого себя. И не случайно именно в эпоху Возрождения впервые размывается та грань, которая раньше существовала между наукой, практически-технической деятельности, и художественной фантазией. Инженер и художник теперь не только "искуссник", "техник", теперь он творец. Отныне художник подражает не просто созданиям бога, но самому божественному творчеству. В мире науки такой подход мы находим у Кеплера, Галилея, Наваньери.
Человек стремится освободиться от своего трансцендентального корня, ища точку опоры не только в космосе, из которого он за это время как бы вырос, сколько в себе самом, в новом свете - теле, через которое ему отныне по-иному видится и телесность вообще. Как ни парадоксально, но именно средневековое учение о воскрешении человека во плоти привело к той "реабилитации" человека со всей его материальной телесностью, которая так характерна для Возрождения.
С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, и не случайно как раз живопись, изображающаяся прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становятся в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников - Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировоззрение Ренессанса получает свое наивысшее выражение.
В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивидуума.
Богатое развитие индивидуальности в XV-XVI веках нередко сопровождалось крайностями индивидуализма: самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.
- Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.
- Предмет философии. Структура и специфика философского знания.
- Основные направления философии.
- 5.Специфика античной философии. Досократический этап античной философии.
- 6.Поворот философии к человеку: Софисты и Сократ.
- 8. Философские взгляды Аристотеля.
- 9. Этапы развития средневековой философии. Патристика и схоластика.
- 10. Принципы и идеи философии эпохи Возрождения.
- 11. Особенности и основные направления философии Нового времени.
- 12. Главные идеи французского Просвещения XVIII в.
- 13. Немецкая классическая философия, ее основные проблемы.
- 14. Философские взгляды г. Гегеля.
- 15.Специфика философии марксизма, ее основные принципы.
- 16. Философия истории к. Маркса.
- 17. Философские взгляды и. Канта.
- 18. Русский космизм.
- 19. Позитивизм XIX века.
- 20. Неопозитивизм, пост позитивизм и аналитическая философия.
- Постпозитивизм
- 21. Экзистенциализм, его представители.
- 22. Иррационализм XIX в.(Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше).
- 23. Славянофилы и западники в русской философии.
- 24. Русский марксизм: т.В. Плеханов, в.И. Ленин.
- 25. Философия всеединства в. Соловьева.
- 26. Философия пост модернизма.
- 27. Антропологический фактор в развитии природы. Экологические проблемы современности.
- 28. Феноменология и герменевтика.
- 29. Проблема смысла жизни человека.
- 30. Антропосоциогенез и становление человеческого сознания.
- 31. Язык и сознание. Природа языка и его функции.
- 32. XX век в истории русской философии.
- 33Понятие о бытии. Мировоззренческий смысл проблемы бытия.
- Свойства пространства и времени.
- 42. Типология общества, формационный и цивилизационный подходы.
- 60. Философская антропология.
- 61. Творчество как философская проблема.
- 62. Будущее человечества. Возможные сценарии будущего.
- Оптимистические сценарии будущего
- Технологическая сингулярность
- Возникновение искусственного интеллекта
- 63. Символический мир культуры.
- 64. Особенности современной техногенной цивилизации.