32. XX век в истории русской философии.
Россия вступила в XX в. в период тяжких испытаний (революция 1905 г. и большевистский переворот 1917 г.), последствия которых она испытывает до сих пор. Это коснулось всего государственного, социального строя и, разумеется, всей духовной жизни общества.
В 1922 г. большевики по инициативе Ленина выслали идеологически неугодных за границу. Этой участи подверглись Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин. Немалое число философов погибло а тюрьмах и ссылке.
Оказавшись в насильственной эмиграции, философы занимались педагогической и творческой деятельностью, разрабатывая многие философские проблемы. На этом мы кратко и остановимся.
Н.А. Бердяев (1874—1948) — философ и публицист. В начале своего творчества примыкал к “легальному марксизму”, а позже, став активным противником учения К. Маркса, был членом религиозно-философского общества, выступал в сборниках “Проблемы идеализма”, “Вехи” и др. В Париже основал и редактировал русский религиозно-философский журнал “Путь”. Особой чертой его творчества была страсть к философской публицистике, имевшей чаще всего характер проповеди; в этом он был моралист. К философской систематике Бердяев относился довольно презрительно. Мышление его весьма афористично и фрагментарно, что нашло выражение в разработке им отдельных тем (“О назначении человека”, “О смысле творчества”, “О рабстве и свободе человека” и др.). Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в его творчестве были все же этические искания.
П.А. Флоренский (1882—1937) — религиозный философ, ученый-энциклопедист. Обладал блестящими дарованиями и изумительной ученостью в самых различных областях. Закончив математическое отделение Московского университета, поступил в Московскую духовную академию, читал лекции по философии. Его диссертация “Столп и утверждение истины (Опыт православной теодицеи в 12 письмах)” обратила на себя всеобщее внимание. Здесь он изложил свои идеи не от своего имени, а как выражение церковной незыблемой истины. Хотя Флоренский блестяще знал западную философию, он искал для себя опору в православном сознании и развивал свои философские взгляды в пределах религиозного сознания. Космология у Флоренского развертывается в систему философии и облекается богословскими данными. Решая проблему всеединства, Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну природного бытия.
С.Н. Булгаков (1871—1944) был философом-богословом. В молодости испытал влияние марксизма, но впоследствии резко его отверг (сб. “От марксизма к идеализму”). Духовный кризис, обративший его к религии, не позволил ему ограничиться “чистой философией”. Это свидетельствует о его зорком уме, ибо философия всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда соприкасается с богословием, и поэтому “чистой философии” быть не может. Углубив темы космологии, философское творчество Булгакова повлияло на развитие русской философии. В “Свете Невечернем” они связал проблемы космологии с религиозной тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков развивает учение о Софии — Премудрости Божией — как предвечно сущей в божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу, вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София имеет действенный характер — одновременно небесный, божественный, и тварно-человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего.
Серьезным успехом отечественной философии “шестидесятников” было создание пятитомной “Философской энциклопедии”, что для общественной мысли, живущей в “безвоздушном пространстве”, значило примерно то же, что “Энциклопедия” для французского Просвещения. Она освоила (конечно, с точки зрения марксизма) и сделала материалом для обучения и просвещения всю мировую социально-философскую мысль, включая зарубежную современную философию. Это — значительная интеллектуальная ценность и, может быть, пока единственное фундаментальное завоевание нашей современной общественной науки.
События начала 90-х гг. кардинальным образом изменили социально-политическую ситуацию в России. Наше общество вступило в период созидания демократического правового государства. В этих условиях открылась возможность свободного творчества вообще и философского в частности.
- Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.
- Предмет философии. Структура и специфика философского знания.
- Основные направления философии.
- 5.Специфика античной философии. Досократический этап античной философии.
- 6.Поворот философии к человеку: Софисты и Сократ.
- 8. Философские взгляды Аристотеля.
- 9. Этапы развития средневековой философии. Патристика и схоластика.
- 10. Принципы и идеи философии эпохи Возрождения.
- 11. Особенности и основные направления философии Нового времени.
- 12. Главные идеи французского Просвещения XVIII в.
- 13. Немецкая классическая философия, ее основные проблемы.
- 14. Философские взгляды г. Гегеля.
- 15.Специфика философии марксизма, ее основные принципы.
- 16. Философия истории к. Маркса.
- 17. Философские взгляды и. Канта.
- 18. Русский космизм.
- 19. Позитивизм XIX века.
- 20. Неопозитивизм, пост позитивизм и аналитическая философия.
- Постпозитивизм
- 21. Экзистенциализм, его представители.
- 22. Иррационализм XIX в.(Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше).
- 23. Славянофилы и западники в русской философии.
- 24. Русский марксизм: т.В. Плеханов, в.И. Ленин.
- 25. Философия всеединства в. Соловьева.
- 26. Философия пост модернизма.
- 27. Антропологический фактор в развитии природы. Экологические проблемы современности.
- 28. Феноменология и герменевтика.
- 29. Проблема смысла жизни человека.
- 30. Антропосоциогенез и становление человеческого сознания.
- 31. Язык и сознание. Природа языка и его функции.
- 32. XX век в истории русской философии.
- 33Понятие о бытии. Мировоззренческий смысл проблемы бытия.
- Свойства пространства и времени.
- 42. Типология общества, формационный и цивилизационный подходы.
- 60. Философская антропология.
- 61. Творчество как философская проблема.
- 62. Будущее человечества. Возможные сценарии будущего.
- Оптимистические сценарии будущего
- Технологическая сингулярность
- Возникновение искусственного интеллекта
- 63. Символический мир культуры.
- 64. Особенности современной техногенной цивилизации.