3. Эстетические ценности
Отрасль философского знания, занимающаяся исследованием эстетического сознания и деятельности художественного творчества, закономерностей развития художественной культуры, называется эстетикой (термин, впервые употребленный А. Баумгартеном в XVIII в.). Первая попытка обоснования эстетических категорий была предпринята античными мыслителями – пифагорейцами, Сократом и Платоном. Аристотель исследовал влияние искусства на человека, его воспринимающего.Он считал искусство средством избавления от аффектов: сопереживание произведению искусства приводит к катарсису (очищение, термин пифагорейцев).
Средневековая этика была сосредоточена на проблеме выражения средствами искусства высшего духовного начала – Бога, считавшегося символом красоты и гармонии. В наибольшей степени поэтому исследовались искусства, способствовавшие усилению влияния и авторитета церкви - архитектура, живопись, скульптура, декоративно-монументальное и декоративно-прикладное.
В центре внимания эпохи Возрождения оказывается человек - мыслящий, чувствующий, созидающий художник, деятельность которого творит мир красоты.
В эпоху Просвещения искусство низводится до роли средства решения социальных задач: на первый план выходит его воспитательная, просветительная функция.
Немецкая классическая философия сделала значимый шаг в постижении сущности прекрасного. Кант рассматривает эту категорию в тесной связи с категорией целесообразности, Гегель анализирует в контексте человеческой деятельности и трактует как универсальное, предельно широкое понятие. И Кант, и Гегель строят систематизацию искусств.
В современных эстетических концепциях (начиная с XIX века) преобладает смещение акцентов в сторону интереса к творческой личности. Искусство рассматривается в качестве средства самораскрытия внутреннего мира художника, а также универсального средства общения и осмысления действительности.
Эстетические воззрения являются частью собственно философских исследований, искусствоведческих изысканий, явно прослеживаются в произведениях художественной литературы (что особенно характерно для экзистенциальной эстетики).
Центральное понятие в категориальном аппарате эстетической теории – «эстетическое», иногда отождествляемое с понятием «прекрасное».
Эстетическое – как чувственно воспринимаемое и приносящее удовольствие и наслаждение, присуще различным сферам человеческого бытия. Носителями эстетического потенциала являются природа, человек, процесс и результат творческой деятельности. Но в поисках прекрасного мы прежде всего обращаемся к искусству, ибо именно в нем гармония и совершенство есть цель, воплощенная в творениях художников.
Наряду с прекрасным существует и то, что принято обозначать категорией «безобразное». Представления о нем связаны с дисгармонией, уродством, несоответствием частей и целого, внешним несовершенством, внутренней рассогласованностью, безнравственностью, ущербностью, бездуховностью.
«Возвышенное» и «героическое» - понятия, охватывающие собой разнообразные явления реальности. Возвышенными могут быть мысли, чувства, стремления, мотивы действий, характер отношений. Возвышенному противопоставляется низменное.
Героическое – свойство человеческих мыслей, порывов и поступков. Героическое часто выступает объектом искусства, и здесь эстетическое отношение к нему сопряжено, как правило, с нравственной оценкой.
Трагическое и комическое – категории-антиподы: восприятие первого вызывает чувство потрясения, эмоционального напряжения, страха, отчаяния; второе порождает положительные эмоции, удовольствие, смех. Трагическое в жизни является причиной сильнейших эмоциональных переживаний, состояний стресса, которые в свою очередь могут привести к трагическим последствиям. Трагическое в искусстве приобретает черты возвышенного. Восприятие трагического в искусстве приводит к катарсису.
Эффект комического обычно связан с несоответствием между явлением и сутью, между сущим и кажущимся, между формой и содержанием. Юмор, как проявление комического, имеет временную (историческую), национальную, социокультурную обусловленность. Юмор одной эпохи или одного народа зачастую непонятен в другую эпоху или в другой национальной атмосфере.
Смех – собственно человеческое проявление чувства, не свойственное другим существам. Подобно тому, как, страдая, мы внутренне очищаемся, смеясь, мы излечиваемся от собственных несовершенств.
Комическое несет в себе и разрушающее, и созидающее начала. Борясь с одним, оно утверждает другое, ведя от несовершенства – увиденного и преодоленного – к совершенству, которое почти всегда есть результат борьбы и преодолений, итог перерождения.
Помимо рассмотренных выше эстетических категорий в структуру сознания включаются такие элементы, как эстетическое чувство, эстетический вкус и эстетическая оценка.
Практической сферой реализации эстетических представлений является эстетическая деятельность. Наивысший ее вид – художественное творчество, как стремление к реализации потребности самовыражения и к эстетическому освоению мира.
- Лекция 10 Учение о бытии (онтология)
- 1. Проблема бытия
- 2. Основные формы бытия
- 3. Учение о субстанции
- 4. Материя и её системная организация
- 5. Движение, пространство, время как атрибуты материи
- 6. Негативные категории онтологии
- Лекция 11 Учение о развитии (диалектика)
- 1.Диалектика как учение о развитии
- 2. Законы диалектики
- 3. Основные категории развития
- 4.Детерминизм и индетерминизм
- 5. Синергетика как современная альтернатива диалектики
- Лекция 12 Природа человека и смысл его существования
- 1. Проблема человека в истории философии
- 2. Проблема антропогенеза
- 3. Биологическое и социальное в природе человека
- 4. Деятельность как способ существования человека
- 5. Проблема смысла жизни человека
- Лекция 13 Общество как объект познания
- 1. Социальная философия и ее проблематика
- 2. Общество как система
- 3. Основные подходы к структурированию общества
- 4. Теории исторического процесса
- Лекция 14 Проблема сознания в философии
- 1. Происхождение и сущность сознания
- 2. Структура сознания
- 3. Мышление и язык
- 4. Проблема идеального
- Лекция 15 Познание как деятельность
- 1. Познание как проблема
- 2. Познавательные способности человека
- 3. Проблема истины
- 4. Научное познание и его методы
- Лекция 16 Ценность как способ освоения мира человеком
- 1. Общая теория ценностей
- 2. Мораль и нравственность
- 3. Эстетические ценности
- 4. Динамика религиозных ценностей
- Лекция 17 Будущее человечества: философский аспект
- 1. Проблема будущего человечества в философии
- 2. Социальный прогноз в истории философии
- 3. Глобальные проблемы современности
- 4. Основные сценарии будущего