4. Проблема идеального
Сознание - реальность особого рода, идеальная реальность. В отечественной традиции ХХ века сформировались две альтернативные традиции в понимании идеального:
1. Идеальное - это «...субъективный образ объективной реальности, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознании и воли» (Идеальное // Философская энциклопедия. М., 1962. Т.2). В этом определении Э.В. Ильенкова подчеркивается вторичность относительно материального мира; отражение объективной реальности (воспроизводство внешнего мира в чувствах, эмоциях, мыслях, памяти, воле); общественно-историческая природа сознания.
2. Идеальное - это полагание предмета в мысли, конструирование предмета мысли, личностное производство смыслов. В этом определении обозначается самодостаточность сознания; его творческая активность; индивидуально-личностная природа. В этом ключе определение познания сформулировал Д.И. Дубровский. «Идеальное есть способность личности иметь информацию в чистом виде и оперировать ею во времени».
В противоречивости подходов выражается двойственная природа сознания как идеальной реальности: сознание направлено на внешний мир (отражение), но и на самого себя (рефлексия); оно связывает человека с миром и одновременно отделяет его от него (самосознание); оно имеет общественно-исторический характер, но и экзистенциально по своей природе. В отличие от других явлений мы можем знать о сознании, лишь переживая его в себе или обнаруживая его проявление через слово, образ, поступок. В любом случае обнаружение сознания ставит проблему понимания, интерпретации, объяснения, т.е. активного соучастия. Сознание — сущностное родовое свойство человека, особая идеальная реальность, воспринимаемая как представленность мира человеку, и одновременно как свободное самоосуществление человека в мире.
Идеальное имеет определенную структуру, в которой, в зависимости от подхода, можно выделить: общественное и индивидуализированное идеальное; гносеологическое или когнитивное (теории, гипотезы) и аксиологическое (добро, красота, справедливость); теоретическое и практическое; конкретное и абстрактное; реальное и формальное.
Согласно структурно-функциональному подходу, идеальное можно определить как гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программ, модели) и высшие ценности бытия человека, которые принадлежат реализации в деятельности человека (П.В. Алексеев, А.В. Панин).
- Лекция 10 Учение о бытии (онтология)
- 1. Проблема бытия
- 2. Основные формы бытия
- 3. Учение о субстанции
- 4. Материя и её системная организация
- 5. Движение, пространство, время как атрибуты материи
- 6. Негативные категории онтологии
- Лекция 11 Учение о развитии (диалектика)
- 1.Диалектика как учение о развитии
- 2. Законы диалектики
- 3. Основные категории развития
- 4.Детерминизм и индетерминизм
- 5. Синергетика как современная альтернатива диалектики
- Лекция 12 Природа человека и смысл его существования
- 1. Проблема человека в истории философии
- 2. Проблема антропогенеза
- 3. Биологическое и социальное в природе человека
- 4. Деятельность как способ существования человека
- 5. Проблема смысла жизни человека
- Лекция 13 Общество как объект познания
- 1. Социальная философия и ее проблематика
- 2. Общество как система
- 3. Основные подходы к структурированию общества
- 4. Теории исторического процесса
- Лекция 14 Проблема сознания в философии
- 1. Происхождение и сущность сознания
- 2. Структура сознания
- 3. Мышление и язык
- 4. Проблема идеального
- Лекция 15 Познание как деятельность
- 1. Познание как проблема
- 2. Познавательные способности человека
- 3. Проблема истины
- 4. Научное познание и его методы
- Лекция 16 Ценность как способ освоения мира человеком
- 1. Общая теория ценностей
- 2. Мораль и нравственность
- 3. Эстетические ценности
- 4. Динамика религиозных ценностей
- Лекция 17 Будущее человечества: философский аспект
- 1. Проблема будущего человечества в философии
- 2. Социальный прогноз в истории философии
- 3. Глобальные проблемы современности
- 4. Основные сценарии будущего