Цель и задачи дисциплины
«Логика» является учебной дисциплиной, которая составляет основу юридического образования в Хабаровской государственной академии экономики и права. Она предваряет изучение многих специальных дисциплин, позволяет студентам сформировать и развить у себя рациональное мышление, способствует приобретению навыков использования дедуктивных и индуктивных методов мышления в учебной и профессиональной деятельности, развивает доказательное рассуждение и убедительную аргументацию. Логика формирует основы профессионального знания, выступает в роли методологии правовых наук, учит грамотно и умело использовать учебный материал для самосовершенствования.
Учебная дисциплина «Логика» изучается студентами очной формы обучения на 1-м курсе (1-й семестр) и завершается зачётом.
Главная цель учебной дисциплины – сформировать у студентов логически корректное (рациональное) мышление и научить его использовать в учебной и профессиональной деятельности.
Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач в преподавании учебной дисциплины:
научить студента понимать и различать основные формы мышления;
добиться знания и умения применять на практике законы демонстративного и правдоподобного мышления;
научить использовать язык логики в исследованиях права и закона;
научить использовать правила определения, классификации, аргументации в изучении юридических дисциплин и комментировании законов;
сформировать методологическую культуру рационального понимания права и юридических законов;
привить навыки самостоятельной и научно-исследовательской работы в области логического анализа права;
закрепить знание законов логики в решениях задач и упражнений.
В результате обучения студент должен знать:
логические формы мышления, как они связаны между собой;
законы возникновения, развития мысли, правильного мышления, выводного знания, аргументации и принятия квалифицированных решений;
законы истинности мышления и уметь в письменной и устной речи правильно (логично) их использовать;
логические приёмы толкований правовых актов;
рациональные виды познания, понимать значение вопросов в получении истинных, достоверных и правдивых знаний в различных сферах жизнедеятельности общества, государства, социума;
логические основы и приёмы ведения аргументации и уметь использовать эти знания в профессиональной деятельности юриста.
В результате обучения студент должен уметь:
владеть методами анализа различного вида и уровня социальных ситуаций, получения и использования информации о возникновении и развитии правонарушений для обоснования и реализации гражданских прав и обязанностей каждого человека в нашей стране, каждого субъекта общественных отношений;
логически грамотно обосновывать свою точку зрения в письменной и устной речи;
свободно оперировать логическими приёмами образования (функционирования) правовых понятий в мышлении и логикой нормативных высказываний;
логически верно и ясно строить устную и письменную речь;
анализировать социально значимые проблемы и процессы на основе законов и правил логики.
В результате обучения студент должен владеть:
логической культурой мышления и искусством логического анализа;
логическим анализом социально значимых проблем и феноменов;
логическим анализом составления и толкования юридических актов;
законами и правилами логики в профессиональной деятельности;
культурой логического мышления при принятии решений и совершении профессиональных действий;
навыками работы с документами и другими источниками, позволяющими получать истинные или достоверные знания, раскрывающими происхождение, развитие и разрешение различного вида и уровня правонарушений.
- Хабаровск 2012
- Оглавление
- Цель и задачи дисциплины
- 2. Объём дисциплины и виды учебной работы
- 3. Программа дисциплины Раздел 1. Введение в логику
- Тема 1. Предмет и значение логики для юристов
- Тема 2. История логики: от формальной к современной логике
- Тема 3 . История логики в России
- Тема 4. Логика и язык. Язык юридических терминов и высказываний
- Тема 5. Основные законы логики
- Раздел 2. Понятие и суждение
- Тема 6. Понятие
- Тема 7. Деление (классификация) понятий
- Тема 8. Определение понятий. Теория определений юридических терминов
- Тема 9. Простые суждения
- Тема 10. Сложные суждения
- Тема 11. Модальность суждений
- Тема 12. Логические операции между суждениями
- Раздел 3. Дедуктивные и индуктивные умозаключения
- Тема 13. Дедуктивные умозаключения. Непосредственные логические выводы
- Тема 14. Простой категорический силлогизм
- Тема 15. Полисиллогизмы
- Тема 16. Умозаключения из сложных суждений
- Тема 17. Недедуктивные умозаключения. Индукция
- Тема 18. Аналогия
- Раздел 4. Аргументация и доказательство для юристов
- Тема 19. Логические основы аргументации. Доказательство и доказывание
- Тема 20. Логика вопросов и ответов
- 4. Тематический план лекций и семинарских занятий
- 5. Планы семинарских (практических) занятий
- Тема 1. Предмет и значение логики для юристов (2 часа) План
- Тема 2. История логики: от формальной к современной логике (2 часа) План
- Темы рефератов
- Тема 3. Логика и язык. Язык юридических терминов и высказываний (2 часа) План
- Тема 4. Основные законы логики (2 часа) План
- Темы рефератов
- Тема 5. Понятие как форма мышления (2 часа) План
- Библиографический список
- Тема 6. Деление (классификация) понятий (2 часа) План
- Библиографический список
- Тема 7. Определение понятий. Теория определений юридических терминов (2 часа) План
- Библиографический список
- Тема 8. Простые суждения (2 часа) План
- Тема 9. Сложные суждения (2 часа) План
- Библиографический список
- Тема 10. Модальность суждений (2 часа) План
- Тема 11. Логические операции между суждениями (2 часа) План
- Семинар 13. Дедуктивные умозаключения. Непосредственные логические выводы (2 часа) План
- Семинар 15. Полисиллогизмы (2 часа) План
- Семинар 16. Умозаключение из сложных суждений (2часа) План
- Семинар 17. Индуктивные умозаключения. Аналогия (2 часа) План
- Библиографический список
- Тема 18. Логические основы аргументации (4 часа) План
- Тема 19. Логика вопросов и ответов (2 часа) План
- 6. Вопросы для повторения к зачёту
- 7. Библиографический список
- Марков Сергей Михайлович Логика