5. Гуманизм в философии Возрождения.
Гуманизм (человечный, человечность, человеколюбие) представляет собой первый период философской мысли эпохи Возрождения. Он охватывает период времени примерно в сто лет - от середины XIV до середины XV вв. В противовес христианско-теологическому религиозно-аскетическому пониманию человека, как «подобия божьего», рассуждениями церковной идеологии, которая всячески принижала человека и внушала мысль, что он слаб и беспомощен, гуманисты этого времени провозглашали человека венцом природы, центром мироздания и высшей ценностью; прославляли свободно действующую, всесторонне развитую живую человеческую личность, сочетающую естественные и духовные начала, обладающую широкими творческими возможностями и способностью к безграничному прогрессу. Эта личность имеет право не наслаждение и счастье в земной жизни, на все земные радости в соответствии со своей «человеческой природой». «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» - было основным лозунгом гуманистов. Таким образом, в центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, именно его они выдвигали на передний план, а не Бога, поэтому такую философию называют антропоцентристской с принципиально новым пониманием человека, предназначенного не столько к «спасению» во имя жизни вечной, сколько к земным делам.
Особенно большое значение гуманисты придавали человеческому разуму, его безграничным возможностям, они воспевали творческие дерзания разума, который в то же время способен подчинить своему контролю все чувственные побуждения, все добрые начала человеческой натуры. Поэтому гуманисты требовали наряду с политической свободой избавления от засилья Церкви и её притязаний на политическое господство, умственной свободы, которая представляла бы возможность человеку беспрепятственно развивать свои способности и творческие силы, создавать новую светскую культуру, способную противопоставить себя церковной культуры средневековья. Гуманисты были убеждены в могуществе человеческого знания, отсюда их жадность к всемерному накоплению знаний, которая являлась одной из характерных их черт. Они стремятся возродить античную культуру, вернуться к истокам античной мудрости, изучают Платона, Аристотеля и других античных мыслителей, много внимание уделяют античному искусству, истории, литературе, естествознанию. Гуманисты породили новое жизнеутверждающее мировоззрение. Стремление к высшему культурному и нравственному развитию многообразных человеческих способностей в сочетании с мягкостью и человечностью, т.е. с тем, что еще во времена Цицерона называлось гуманизмом, было целью мыслителей эпохи Ренессанса.
По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями.
У истоков философской культуры эпохи Возрождения стоит величественная фигура Данте Алигьери (1265 - 1321гг.). «Последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени», Данте был выдающимся мыслителем, заложившим в своих произведениях (прежде всего в бессмертной «Божественной комедии», а также в философских трактах «Пир» и «Монархия») основы нового гуманистического учения о человеке
В своем творчестве Данте был теснейшим образом связан с современной ему философией, теологией, наукой. Он воспринял разнообразные течения тогдашней философской культуры. Предстающая перед читателем картина мира по своей структуре еще вполне средневековая. Дело здесь не только в унаследованной от античности геоцентрической космологии, согласно которой Земля есть центр Вселенной, но и в том, творцом мира и его организатором является Бог. И всё же картина мироустройства в сравнении с Библией и представлениями философов раннего Средневековья значительно усложнена и иерархически устроена более обстоятельно и детально. Принимая в качестве непостижимой и непреложной истины догматы христианства, Данте идет своим путем в толковании соотношения природного и божественного начал - и в мире, и в человеке. Мысль о постепенном, опосредованном переходе от божественного первоначала к стихиям «нижнего» мира составляет важнейшую часть его представлений о мироустройстве.
Что касается предназначения человека, то Данте видит его не в подвижничестве во имя отречения от мира и ухода от земных забот, а достижении высшего предела земного совершенства. И напоминание о краткости земного существования, и ссылка на божественное происхождение человека служат не утверждению ничтожества человека в его земном существовании, а обоснованию призыва “к доблести и знанью”.
Так вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте создать в “Божественной комедии» первый гимн достоинству человека. Данте открывает путь к новому гуманистическому учению о человеке.
Начало гуманизма, определившего собой основное содержание философской мысли эпохи Возрождения в XIV - XV вв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, «первого гуманиста» Франческо Петрарки (1304-1374). Петрарка был создателем новой европейской лирики, автором всемирно прославленных сонетов «на жизнь» и «на смерть», «Мадонны Лауры», канцон, мадригалов, эпической поэмы «Африка». Однако свои гуманистические идеи Петрарка развивал не только в гениальной, новаторской поэзии, но и в латинских прозаических сочинениях - трактах, многочисленных письмах, в том числе в его основном эпистолярии «Книге о делах повседневных».
Петрарка выступал против схоластического способа философствования. Свое неприятие схоластической учености он демонстрировал в тракте «О невежестве собственном и многих других». Петрарка говорил о своем невежестве (мнимом), подчеркивая абсолютную бесполезность схоластики в современном ему мире. В этом же тракте он призывал к переосмыслению античного наследия. В философии он желал видеть не толкователя чужих текстов, а создателя своих собственных. Объектом философии, считал Петрарка, должен быть только человек, а ее методом - опыт, прежде всего внутренний опыт личности, то есть её самопознание и самоанализ, но также и опыт, возникающий в результате соприкосновения человека с природой, обществом и историей. В произведениях мыслителя на смену теоцентрическим системам средневековья пришел антропоцентризм ренессансного гуманизма. Петрарковское «открытие человека» дало возможность для более глубокого познания человека в науке, литературе, искусстве.
Большой интерес Петрарка проявлял и к вопросам морали, которая у него расходилась с догмами аскетической христианской морали и отражала его гуманистические взгляды. В сочинениях «О презрении к миру», «Об уединенной жизни», «О средствах против страданий и радостей» основоположник итальянского гуманизма занимается разработкой «искусства жизни», поисками путей достижения душевного покоя, самообладания, благородства, достоинства и полной независимости при наличии разного рода потребностей, страстей, переживаний. Благородство, по его представлению, не является врожденных свойством и не определяется принадлежностью к знатному роду. Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым своими великолепными делами. Петрарка считал (в сочинении «О республике»), что лучшим государством является то, которое основывается на высокой морали его граждан.
- 3. Древнегреческая философия, ее истоки. Первые философские школы (Милетская, Гераклит Эфесский, Элейская (Парменид), Атомизм Левкиппа-Демокрита, Сократа, Платона).
- 4. Особенности философии в средние века. Номинализм и реализм.
- 5. Гуманизм в философии Возрождения.
- 6. Материализм XVII в.И развитие науки. Проблема метода: эмпиризм и рационализм.
- 7. Немецкая классическая философия: и.Кант – учение о познании, явлении и «вещи в себе»; Гегель – его философская система и диалектика.
- 8. Философия марксизма. Концепция социального развития – формационный подход.
- 9. Русская философия – западничество и славянофильство.
- 10. Русский космизм (н.Федоров, в. Вернадский, к.Циолковский).
- 12. Материя как философская категория. Развитие представлений о материи в истории философии.
- 13. Атрибуты материи: движение, пространство, время.
- 14. Возникновение сознания. Роль труда, языка и общения в формировании сознания.
- 15. Сущность человеческого сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
- 16. Проблемы познаваемости мира. Субъект и объект познания.
- 17. Чувствительное и рациональное в познании, их единство и основные формы.
- 18. Проблемы истины и ее критериев.
- 19. Научное познание: метод и методология.
- 20. Философия человека. Проблема антропосоциогенеза. Учение о личности.
- 22. Права и обязанности личности. Историческая необходимость и свобода личности. Свобода и ответственность.
- 23. Проблема смерти и бессмертия. Самооценка человеческой жизни.
- 24. Философские подходы в решении проблемы возникновения и функционирования общества.
- 26. Формационный и цивилизационный подходы к решению перодизации общественно-исторического развития.
- 27. Источники и движущие силы исторического процесса.
- 28. Культура и цивилизация (н.Я. Данилевский, о.Шпенгер, а.Тойнби).
- 32. Диалектика как учение о развитии. Диалектика Древней Греции.
- 38. Человек в системе социальных связей.
- 39. Общественное сознание и его структура.
- 41. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
- 42. Религиозные ценности и свобода совести