33. Проблема первоначала в ранней греческой натурфилософии
В VIII - VII вв. до н. э. зародилась древнегреческая философия, восходящая к учениям «семи мудрецов». Одним из семи был Фалес — основатель Милетской школы. Фалес и его ученики Анаксимен и Анаксимандр переосмыслили мифологические представления о возникновении мира и создали философское учение о первоначале бытия — архэ. Фалес считал первоначалом воду, Анаксимандр – апейрон (безграничное, беспредельное), Анаксимен – воздух.
Гераклит из Эфеса (520 - 460 гг. до н. э.), утверждавший, что первоначало - это огонь, рассматривал всеобщую гармонию космоса (логос) как результат борьбы противоположностей, заложенных в природе вещей. Он сформулировал принципы диалектики – учения об изменчивости бытия и развитии мира.
Пифагорейская философия представляла собой синтез религиозных, научных, политических идей. Основателем пифагорейской школы был Пифагор, живший во второй половине VI - начале V вв. до н. э. Пифагорейцы рассматривали числа как сущности вещей, изучали природу чисел, отношения между ними. Они предприняли первую попытку постижения количественных отношений бытия.
Представители элейская философской школы были Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Ксенофан занимался теологическими и космологическими проблемами. Он критиковал традиционную религию, утверждая, что люди сотворили богов по своему образу и подобию. Стремясь к натуралистическому объяснению природных явлений, Ксенофан рассматривал универсальное бытие как вечное и неизменное, что сообщает его философии черты метафизики.
Парменид (540 — 470 гг. до н. э.) считал, что мнений о любой вещи можно высказать много, но истина одна. Что же представляет собой истинное бытие? Лишь руководствуясь разумом, а не чувствами, можно найти ответ на этот вопрос. Бытие едино, неделимо, неподвижно и неизменно. Парменид указал три пути познания: путь разума, путь изменчивых мнений и путь мнений, достойных похвалы. Заявив, что бытие и мысль о бытии – одно и то же, Парменид выразил идею тождества бытия и мышления.
Противоречия между знанием рациональным и чувственным рассматривал ученик Парменида — Зенон Элейский. Зенон привёл примеры апорий – неразрешимых затруднений, возникающих на пути мышления, допускающего существование движения и делимости бытия. И хотя это противоречило очевидности, он доказывал, что летящая стрела в каждый момент покоится в определенной точке, а быстроногий Ахиллес не сможет догнать медлительную черепаху.
Анаксагор (500 - 449 гг. до н. э.) считал первоначалом бытия гомеомерии («подобные части»)— семена вещей, приводимые в движение космическим разумом - Нусом, илиУмом.
- 1. Мировоззрение и его структура (в тетради)
- 2. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 3. Историко-культурные предпосылки возникновения философии
- 4. Предмет философии
- 5. Структура философского знания (в тетради)
- 7. Роль философии в культуре личности и общества
- 9. Проблема бытия в истории философии: монистические, дуалистические и плюралистические концепции
- 10. Понятия материального и идеального в философском материализме и идеализме
- 11. Философские концепции развития: метафизика, диалектика, синергетика
- 12. Методы философского исследования
- 14. Сущность и структура познавательной деятельности
- 15. Научное познание и его структура
- 16. Проблема истины в философии и науке
- 17. Сознание как философская проблема
- 18. Философские проблемы антропосоциогенеза
- 19. Общество как предмет философского исследования
- 20. Структура общества и сущность общественной жизни
- 22. Проблема сущности и существования человека в истории философии
- 23. Личность и общество. Проблема свободы личности.
- 24. Религия и её роль в жизни общества. Свобода совести
- 28. Философия истории о смысле и направленности исторического процесса. Проблема исторической закономерности.
- 30. Историко-культурные предпосылки древнеиндийской философии и её основные категории
- 31. Философия буддизма
- 32. Философские школы Древнего Китая: сравнительный анализ даосизма и конфуцианства
- 33. Проблема первоначала в ранней греческой натурфилософии
- 34. Учение Демокрита о структуре мира и природе человека
- 35. Проблема человека в философии софистов и Сократа
- 36. Проблема бытия и познания в философии Платона
- 37. Учение Платона о государстве
- 38.Учение Аристотеля о структуре бытия и сущности познания
- 39. Социальные и этические взгляды Аристотеля
- 40. Философские школы эпохи эллинизма
- 41. Социокультурные предпосылки средневековой философии
- 43. Учение Аврелия Августина о Боге, мире и человеке
- 44. Систематизация схоластики в философии Фомы Аквинского
- 45. Социальные и духовные предпосылки философии эпохи Возрождения
- 46. Картина мира в натурфилософии Возрождения
- 48. Социально-философские идеи Возрождения. Проблема социального идеала
- 49. Социально-исторические и теоретические предпосылки философии Нового времени и её особенности
- 50. Проблема познания в философии Нового времени: принципы эмпиризма и рационализма
- 51. Социально-правовой идеал эпохи Просвещения и его философское обоснование
- 52. «Критическая философия» и.Канта
- 53. Система «абсолютного идеализма» г.В.Ф.Гегеля
- 54. Антропологический материализм л.А.Фейербаха. Религия в системе материалистической философии
- 55.Мировоззренческие основания позитивизма. «Философия науки» о.Конта
- 56. Основные этапы эволюции позитивизма
- 57. Проблема человека в «философии жизни»
- 58.Философские проблемы психоанализа. З.Фрейд о структуре личности и сущности культуры
- 59. Философия марксизма о законах развития и принципах познания мира
- 60.Основные направления зарубежной философии в хх в.: неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм
- 62. Философия прагматизма
- 63. Особенности формирования и основные этапы истории русской философии
- 64. Спор о судьбе России в философии западников и славянофилов
- 65. Философия русской истории п.Я.Чаадаева
- 66. Л.Н.Толстой о смысле жизни
- 67. Философские взгляды ф.М.Достоевского
- 68. «Философия Всеединства» в.С.Соловьёва
- 69. Проблемы русского религиозного Ренессанса в начале хх в. Философия богоискателей и богостроителей