logo
Философия

33. Проблема первоначала в ранней греческой натурфилософии

В VIII - VII вв. до н. э. зародилась древнегреческая философия, восходящая к учениям «семи мудрецов». Одним из семи был Фалес — основатель Милетской школы. Фалес и его ученики Анаксимен и Анаксимандр переосмыслили мифологические представления о возникновении мира и создали философское учение о первоначале бытия — архэ. Фалес считал первоначалом воду, Анаксимандр – апейрон (безграничное, беспредельное), Анаксимен – воздух.

Гераклит из Эфеса (520 - 460 гг. до н. э.), утверждавший, что первоначало - это огонь, рассматривал всеобщую гармонию космоса (логос) как результат борьбы противоположностей, заложенных в природе вещей. Он сформулировал принципы диалектики – учения об изменчивости бытия и развитии мира.

Пифагорейская философия представляла собой синтез религиозных, научных, политических идей. Основателем пифагорейской школы был Пифагор, живший во второй половине VI - начале V вв. до н. э. Пифагорейцы рассматривали числа как сущности вещей, изучали природу чисел, отношения между ними. Они предприняли первую попытку постижения количественных отношений бытия.

Представители элейская философской школы были Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Ксенофан занимался теологическими и космологическими проблемами. Он критиковал традиционную религию, утверждая, что люди сотворили богов по своему образу и подобию. Стремясь к натуралистическому объяснению природных явлений, Ксенофан рассматривал универсальное бытие как вечное и неизменное, что сообщает его философии черты метафизики.

Парменид (540 — 470 гг. до н. э.) считал, что мнений о любой вещи можно высказать много, но истина одна. Что же представляет собой истинное бытие? Лишь руководствуясь разумом, а не чувствами, можно найти ответ на этот вопрос. Бытие едино, неделимо, неподвижно и неизменно. Парменид указал три пути познания: путь разума, путь изменчивых мнений и путь мнений, достойных похвалы. Заявив, что бытие и мысль о бытии – одно и то же, Парменид выразил идею тождества бытия и мышления.

Противоречия между знанием рациональным и чувственным рассматривал ученик Парменида — Зенон Элейский. Зенон привёл примеры апорий – неразрешимых затруднений, возникающих на пути мышления, допускающего существование движения и делимости бытия. И хотя это противоречило очевидности, он доказывал, что летящая стрела в каждый момент покоится в определенной точке, а быстроногий Ахиллес не сможет догнать медлительную черепаху.

Анаксагор (500 - 449 гг. до н. э.) считал первоначалом бытия гомеомерии («подобные части»)— семена вещей, приводимые в движение космическим разумом - Нусом, илиУмом.