42. Религиозные ценности и свобода совести
Во многих религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу -через обожении, через личное совершенствование и спасение. Бог здесь выступает как абсолют, а мораль - как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности - это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие - такие, которые отвращают человека от Бога. Иначе: посредством высших ценностей личность получает возможность трансценденции, выхода за пределы своего частного существования, возвышения над ними, а ориентируясь на низшие, индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание в потаканиях плоти.
К важнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. В христианстве богоподобие человека проявляется, в частности, в даре свободы. Бог подарил человеку свободу, и только подлинно свободные приходят к подлинному Богу. Заставить человека верить - значит заставить поклоняться лже-богам. «Всевышний обращает к вере умы доводами, а сердце благодатью, ибо оружие Его - кротость. Но обращать умы и сердца силой и угрозами - значит наполнять их не верой, а ужасом» (Б. Паскаль). Бесчеловечные эксцессы христианского прошлого и настоящего являются яркими примерами измены религиозным заповедям.
В условиях отсутствия прямого давления, непререкаемого авторитета, человек может сам, по достижению способности и желания мыслить, самостоятельно, из множества ценностей выбирать себе те, которые ему представляются верными или приходятся по вкусу. Эти ценности ведут между собой, в ментальности индивида, или диалог, или войну. Можно сказать, что они являются нашими богами, если мы отводим им в своей жизни самое почетное место. Апостол Павел пишет, что «есть так называемые боги, или на небе, или на земле, - так как есть много богов и господ много», но «мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого». В «Послании к Колоссянам» он дает расширительное понимание идолопоклонства, называя таковыми распутство, безнравственность, страсти, дурные желания, жадность. Таким образом, богом для нас является все то, к чему «липнет» наше сердце (М. Лютер). Это может быть не только Творец, которого человек легко заменяет идолом, оправдывая верой в него стремление насильственно оградить других людей от заблуждений, фанатизм, нетерпимость, злодеяния. Богами становятся для нас и мы сами, и наши желания или нация, государство, человечество, культура и ее ценности и т.д.
Человеку невозможно уйти от акта ценностного предпочтения. В этом смысле свобода выбора, писал М. Шелер, у него заключается лишь в избрании из множества ценностей хорошую и разумную или плохую, противную разуму идею абсолютного. Отметим, что от выбора ценности зависит весь строй человеческой жизни, его культуры и цивилизации. В этих условиях свобода мысли, совести, религии и убеждений являются противоядием от насильственного внедрения какой-либо идеологии.
Понимание (и требование) свободы в аспекте религиозных отношений в разных исторических ситуациях наполнялось разным содержанием. В условиях соединения государственной и церковной власти, подчинения церкви государству или государства церкви возникали идеи независимости церкви от государства, взаимного невмешательства церкви и государства в дела друг друга. Господство какого-то религиозного направления и стеснение инаковерия обуславливало оформление принципов веротерпимости, религиозной свободы, свободы религиозной совести. Складывающийся религиозный плюрализм приводил к мысли о необходимости признания свободы и равенства религий и вероисповеданий. По мере становления и развития правовых государств формулировалось равенство политических и гражданских прав независимо от вероисповедания. Расширение процесса секуляризации способствовало появлению представлений о свободе совести, осознанию права не только на исповедание религии, но и на неисповедание религии, на атеистические убеждения, утверждению светского государственного образования и воспитания.
Исторический опыт нашей страны показывает, к каким негативным последствиям приводит идея государственной религии и связанное с ней попрание свободы совести. В условиях несвободы происходит вырождение самой религии и ее ценностей. Так, многие русские мыслители социальные катастрофы, случившиеся в России в ХХ в., связывали с тем, что Русская Православная Церковь, находившаяся на положении служанки царизма, утратила доверие народа. Ее значительная часть, избавленная от необходимости перепроверять свое повседневное бытие, переродилась в закостенелую организацию, не отвечающую запросам жизни, духовным нуждам людей. А культ личности Сталина, в котором государственная власть пришла к собственному самообожествлению и утвердила себя как высшую ценность, привел к существенной деморализации общества, когда классовые ценности ставились выше родственных и общечеловеческих.
Секулярное государство, защищающее свободу совести своих граждан, содействует единству общества, построенному на терпимости, уважении к правам и достоинству личности.
- 3. Древнегреческая философия, ее истоки. Первые философские школы (Милетская, Гераклит Эфесский, Элейская (Парменид), Атомизм Левкиппа-Демокрита, Сократа, Платона).
- 4. Особенности философии в средние века. Номинализм и реализм.
- 5. Гуманизм в философии Возрождения.
- 6. Материализм XVII в.И развитие науки. Проблема метода: эмпиризм и рационализм.
- 7. Немецкая классическая философия: и.Кант – учение о познании, явлении и «вещи в себе»; Гегель – его философская система и диалектика.
- 8. Философия марксизма. Концепция социального развития – формационный подход.
- 9. Русская философия – западничество и славянофильство.
- 10. Русский космизм (н.Федоров, в. Вернадский, к.Циолковский).
- 12. Материя как философская категория. Развитие представлений о материи в истории философии.
- 13. Атрибуты материи: движение, пространство, время.
- 14. Возникновение сознания. Роль труда, языка и общения в формировании сознания.
- 15. Сущность человеческого сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
- 16. Проблемы познаваемости мира. Субъект и объект познания.
- 17. Чувствительное и рациональное в познании, их единство и основные формы.
- 18. Проблемы истины и ее критериев.
- 19. Научное познание: метод и методология.
- 20. Философия человека. Проблема антропосоциогенеза. Учение о личности.
- 22. Права и обязанности личности. Историческая необходимость и свобода личности. Свобода и ответственность.
- 23. Проблема смерти и бессмертия. Самооценка человеческой жизни.
- 24. Философские подходы в решении проблемы возникновения и функционирования общества.
- 26. Формационный и цивилизационный подходы к решению перодизации общественно-исторического развития.
- 27. Источники и движущие силы исторического процесса.
- 28. Культура и цивилизация (н.Я. Данилевский, о.Шпенгер, а.Тойнби).
- 32. Диалектика как учение о развитии. Диалектика Древней Греции.
- 38. Человек в системе социальных связей.
- 39. Общественное сознание и его структура.
- 41. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
- 42. Религиозные ценности и свобода совести