[Править] Индийская логика
Истоки логики в Индии можно проследить в грамматических текстах V века до н. э.. Две из шести ортодоксально-индуистских (ведийских) школ индийской философии — ньяя и вайшешика — занимались методологией познания, из этого проблемного поля и выделилась логика.
Само название школы «ньяя» значит «логика». Главным её достижением и была разработка логики и методологии, ставших впоследствии общим достоянием (ср. аристотелевская логика в Европе). Основным текстом школы были Ньяя-сутры Акшапады Гаутамы (II век н. э.). Поскольку ньяики считали единственным путём освобождения от страданий достижение надёжного знания, они разрабатывали тонкие методы отличения надёжных источников знания от ложных мнений. Есть только четыре источника знания (четыре праманы): восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство. Строгая пятичленная схема умозаключения включала в себя: начальную посылку, основание, пример, приложение и вывод.
Буддийская философия (не входившая в число шести ортодоксальных школ) была главным оппонентом ньяиков в логике. Нагарджуна, основатель мадхьямики («срединного пути»), развил рассуждение, известное как «катускоти», или тетралемма. Этот четырёхсторонний аргумент систематически проверял и отклонял утверждение высказывания, его отрицание, соединение утверждения и отрицания и, наконец, отклонение и его утверждения, и его отрицания.
у Дигнаги и его последователя Дхармакирти буддийская логика достигла вершины. Центральным пунктом их анализа было установление (определение) необходимой логической присущности (включённости в определение), «вьяпти», также известное как «неизменное следование» или «убеждение». Для этой цели они развили учение об «апоха» или различении, о правилах включения признаков в определение или исключения их из него.
Школа навья-ньяя («новая ньяя», «новая логика») была основана в XIII веке Ганешей Упадхьяей из Митилы, автора «Таттвачинтамами» («Сокровище мысли о реальности»). Впрочем, и он опирался на работы своих предшественников X века.
- Предмет и значение формальной логики
- Понятие доказательства и его логическая структура.
- Опровержение.Способы опровержения.
- Понятие как форма мышления.
- 6. Основные законы логики.
- 7. Отношения между понятиями и их отображение на круговых схемах
- 8. Гипотеза и следственная версия
- 1. Общая характеристика гипотезы и версии
- 9. 1. Обобщение и ограничение понятий.
- 10. Построение следственных версий
- 11. Операции деления.Правила и ошибки при делении.
- 2. Правила и ошибки при делении понятий
- 12. Операции определения понятий. Правила и ошибки.
- Правила определения и типичные ошибки
- 13. Общая характеристика суждений. Виды и структура простых суждений
- 14. Отношения между суждениями по логическому квадрату
- 15. Сложные суждения и их виды
- 16. Умозаключения как форма мышления
- 17. Категорический силлогизм, его структура. Фигуры и модусы.
- 18. Правила категорического силлогизма
- 19. Виды индуктивных умозаключений.
- 20. Умозаключения по аналогии.
- 21.Логика и другие науки
- 22. Понятие распределенность субъекта и предиката в суждениях
- 23. Разделительные умозаключения
- 24. Основные этапы развития логики
- [Править] Логика в Древнем Китае
- [Править] Индийская логика
- [Править] Европейская и ближневосточная логика
- [Править] Логика античности
- [Править] Логика в Средневековье
- [Править] Логика в эпоху Возрождения и в Новое время
- [Править] Современная логика
- 25. Искусство ведения дискуссии (спора) эристика (от греч. Eristika - искусство спора) - искусство ведения спора
- 26. Правила доказательного рассуждения
- 28. Формы познания
- Основные формы познания
- Вненаучное познание
- A) вненаучное наивное познание
- B) вненаучное теоретическое познание
- 29. Условные умозаключения и их модусы условное умозаключение
- 30.Классификация суждений