5.1. Особенности философии Возрождения.
Два столетия Возрождения - от Фр. Петрарки до Г. Галилея - знаменуют собой разрыв со средневековой философской традицией и переход к философии Нового времени. Главной проблемой философии Возрождения оставалась проблема Человека и Бога, проблема соотношения Природы и божественного первоначала. Но философы Возрождения искали и находили новые, неожиданные решения традиционных проблем.
Водораздел между средневековой философией и философией Возрождения пролегал через область столкновений схоластической "учености" и гуманистической "образованности". Философия Ренессанса - мысль, ведущая свое происхождение из очищенных, заново открытых истоков европейского философствования (Греция, Рим); мысль, возникшая из ощущения обретаемой Человеком свободы (крушение феодального строя; кризис католицизма, проч.); мысль, окрыленная новым знанием об огромности и величии ойкумены (первые кругосветные путешествия, др.) - эта мысль явила миру причудливые сочетания различных философских традиций: от соединения схоластического перипатетизма к возрожденным стоицизмом (П. Помпонацци); эпикуреизма и платонизма (П. А. Мандзолли, Дж. Бруно) до "согласования" аристотелизма и платонизма (Дж. Пико делла Мирандола; Ф. Патрицци).
В эволюции философской мысли Возрождения принято выделять три периода: гуманистический (середина XIV - середина XV вв.) - в этот период на смену средневекового теоцентризму пришел интерес к Человеку во всем многообразии его отношений с миром; неоплатонический (середина XV-первая треть XVI вв.), связанный с постановкой широких онтологических проблем; и натурфилософский (вторая половина XVI - начало XVII вв.).
История философии Возрождения началась с неприятия философских доктрин средневековья. Ренессансный антропоцентризм явственно противостоял антропоцентризму средневековому. Так, в средневековой философии Человек полагался в центре мироздания. Он полагался там потому, что был создан по образу и подобию Бога; наделен вечной душой и тленным телом. Человек - по Аквинату - "излюбленное дитя Божие". Но Человек греховен. Человек греховен потому, что тело его причастно к тленному миру и ведет его по стезе греха. Человек алчен, порочен, развратен. Зверь не ведает греха, так как не имеет души. Человек дважды греховен - и по своей телесной природе, и от того, что осознает свою греховность и живет во грехе. Человек у схоластов - в центре мироздания. Он соединяет в своей сущности мир вечный, благостный и мир тленный, греховный. Функциональная роль Человека - роль "винтика" в сакральной системе мироздания. Человек не более чем слуга, "раб Божий". Если он будет послушным рабом, его допустят к Господу (в рай), если худым - накажут, отправят в ад.
Иначе понимали Человека мыслители Возрождения. Человек для Петрарки - венец мироздания. Он наделен свободой воли, и вправе собственным трудом обретать личное достоинство. Человек гуманистов - творец. Он почти равен Богу. В добрых делах он Бог. Человечество - не общность, не толпа. Человечество - масса индивидов. Свободному Человеку нет нужды в Боге. Ему нужны основания для реального бытия в "этом", "тленном" мире. Ему нужны практические знания. Его интересуют законы Природы, но не отношение Природы к Богу. Человек - центральное звено космического бытия. Но это звено рассматривается гуманистами в его земном предназначении, а не в отношении космической иерархии.
Обожествление Человека (уподобление Человека Богу) "взрывало" сакральную картину мира, сформированную в контексте средневековой философии.
Возродившаяся в неоплатонизме онтология сформировала новое представление о мироздании. На смену учений, признающих сакральную структуру Космоса - ценностную иерархию пространства, противостояние бесконечного Бога и конечного Мира, вечного Транцендентуума и тленного бытия - приходит представление об однородности физического пространства вечной и бесконечной Вселенной. В философии Возрождения (в конечном счете, у Дж. Бруно) снималось традиционное деление Космоса на конечный замкнутый материальный мир и нематериальную окружающую его бесконечность: конечное представало как проявление бесконечного; мир земной и человеческий вписывались в бесчисленное множество миров в беспредельном пространстве; Вечность из атрибута божества превращалась в атрибут бесконечной Вселенной; всякое данное мгновение трактовалось как момент самоосуществления вечно текущего бытия.
Обретая атрибуты Бога, Мир, природа, материя становились уже как бы Богом. Каждая вещь наполнялась духом, каждая - обретала самодостаточность. Бог неоплатоников уже лишен свободы воли. Он не творит мир из "ничего", но "со-вечен" миру и сливается с законом естественной необходимости. Именно Природа, материя выступали у ренессансных неоплатоников божественным первоначалом. Пантеизм, многобожие Возрождения означал не только отождествление сущности и существования вещей, внутренних сил движения материи. На смену статичной гармонии незыблемого мироздания приходила гармония становления - динамическая картина мира. "Всеобщая одушевленность" вещей толкуется гуманистами, как движение творческой жизненной силы. Исполненная внутренних сил материя уже не аристотелевская "пустая абстракция"; у неоплатоников она "играет" всеми красками индивидуализированного, чувственно воспринимаемого бытия.
Идеологический стержень этой философии составляет постулат "единства многообразия сущего" - учение о качественной разнородности и сущностном единстве природы вещей: каждая вещь причастна Единому (Природе, материи); каждая исполнена его (ее) устремленностью к самосовершенствованию; каждая одушевлена. Все вещи подлежат материи - Природе. Многообразие вещей и форм бытия вещей бесконечно. Отсюда - "единство многообразия сущего".
Вопросы и задания
В чем отличие между средневековой философией и философией эпохи Возрождения?
Назовите три этапа в становлении философии Возрождения.
Что такое ренессансный антропоцентризм? Чем ренессансный антропоцентризм отличается от средневекового?
Как трактовали отношение материи и Бога философы Возрождения?
…Как вы понимаете следующее высказывание "Если средневековый ученый обретал любого рода достоверность из веры и освященных авторитетом Церкви писаний, если все свои познавательные и даже практические усилия он основывал на вере в истину Откровения, если благодаря вере в эту истину он обретал гарантию спасения и тем самым вечную жизнь, то после эпохи Возрождения, после Ф. Бэкона, Гоббса и Декарта, все достоверное возможно лишь в той мере, в какой освобождающий сам себя и лишь для самого себя человек оказывается способным гарантировать себе несомненность всего им знаемого и познаваемого”?
Расшифруйте понятие “единство многообразия сущего”.
- Глава 1. Основные философские картины мира
- 1.1. Материализм
- 1.2. Идеализм
- 1.3. Дуализм
- 1.4. Философия тождества
- Глава 2. Основные религиозно-философские учения Древнего Востока
- 2.1. Мифология - колыбель философии
- 2.2. Идеи о брахмане и атмане в индийской философии
- 2.3. Буддизм о преодолении желаний
- 2.4. Конфуцианство о небесном порядке вещей
- 2.5. Даосизм о всеобщей предопределенности
- Глава 3. Античная философия
- 3.1. “Золотой век” человечества
- 3.2. Милетская школа и Пифагор о первоначале мира
- 3.3. Элейская школа и Гераклит об изменении и неизменности
- 3.4. Атомистическое учение Демокрита
- 3.5. Сократ и софисты: майевтика против релятивизма
- 3.6. Платон и Аристотель: идеализм и дуализм
- 3.7. Эпикурейцы, стоики, скептики, киники: поиски счастья
- Глава 4. Средневековая философия
- 4.1. Основные идеи патристики
- 4.2. Схоластика и мистика
- 4.3. Доказательства существования Бога
- 4.4. Реализм и номинализм в средневековой философии
- 4.5. Фома Аквинский о гармонии веры и разума
- 4.6. Дунс Скот и Уильям Оккам: теория двойственной истины
- Глава 5. Философия Возрождения
- 5.1. Особенности философии Возрождения.
- 5.2. Философия гуманизма.
- 5.3. Метаморфозы и кризис средневекового аристотелизма
- 5.4. Ренессансный неоплатонизм
- 5.5. Томазо Кампанелла о городе всеобщего счастья
- Глава 6. Философия Нового времени
- 6.1. Эмпиризм Френсиса Бэкона
- 6.2. Рационализм Рене Декарта
- 6.3. Субъективизм Дэвида Юма
- 6.4. Основные идеи и представители Просвещения
- 6.5. Критическая философия Иммануила Канта
- 6.6. Пантеистический идеализм Георга Гегеля
- 6.7. Антропологический материализм Людвига Фейербаха
- Глава 7. Контуры современной философии
- 7.1. Позитивизм о предназначении философии
- 7.2. Философия жизни о разуме и интуиции
- 7.3. Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше о воле к жизни и воле к власти
- 7.4. Зигмунд Фрейд о сознании и бессознательном
- 7.5. Экзистенциализм о человеческой свободе
- Глава 8. Русская философия
- 8.1. Особенности русской философии)
- 8.3. А. И. Герцен о личности и обществе
- 8.6. Русский космизм о предназначении человека
- Глава 9. Наука в духовной культуре общества
- 9.1. Наука как форма духовной культуры
- 9.2.Особенности науки и ее отличия от псевдонауки
- 9.3. Как происходит научное познание?
- 9.4. Границы науки
- 9.5. Общие модели развития науки
- 9.6. Научные революции
- 9.7. Основные черты аристотелевской научной картины мира
- 9.8. Основные черты ньютоновской научной картины мира
- 9.9. Основные черты эйнштейновской научной картины мира