logo search
Горбачев

II русская религиозная философия XIX - XX вв.

Религиозная философия существует практически во всей истории русской общественной мысли, начиная с введения христианства в Ки­евской Руси. Ее расцвет пришелся на конец XIX и начало XX веков, когда религиозная философия развивалась в качестве своеобразной аль­тернативы по отношению к философии Запада с ее культом научного разума и техники, духом антропоцентризма и прагматизма. Духовным источником русской религиозной философии явилось православие как ^ецифический духовный и жизненный уклад, а в центре ее внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. В этой философии, которая по своему содержанию носит всеохватный харак-^, с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как при-Рода человека, его свобода, смерть и бессмертие, гуманизм и его кри­зис, смысл человеческой истории, ряд важных социальных вопросов. В середине ХЕХ века многие идеи религиозной философии были представ­лены в творчестве славянофилов. Большой вклад в ее развитие внесли писатели Л.Н. Толстой и Ф.М.Достоевский.

Центральной фигурой во всей русской религиозной философии XIX века является В.С.Соловьев — сын известного русского историка, фило­соф, поэт и публицист. В своих произведениях ("Оправдание добра", "Смысл любви", "Духовные основы жизни") он излагал '''философию все­единства". Творчество Соловьева часто называют также "философией любви", поскольку любовь рассматривалась им в качестве животворя­щего принципа всего мироздания и его бытия (".. .Все, кружась, исчезает во мгле; /Неподвижно лишь солнце любви", — писал об этом Соловьев языком поэзии).

Исходной и основной идеей философии Соловьева является идея всеединства, или мировой целостности и гармонии. Эта идея имеет кос­мическое значение, поскольку охватывает все сферы и проявления бы­тия. Окружающий человека мир иерархичен, в нем низшее и высшее взаимосвязаны. Он пронизан божественным началом и предстает в дей­ствительности как творение Божье, воплощение Истины, Добра и Кра­соты. Бог — это некий космический разум, организующая сила мироз­дания. Будучи создан своим Творцом, мир, однако, не завершен и не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе внутреннее активное начало, или мировую душу. Она представ­ляет собой особого рода энергию, носитель творческой идеи и принци­па всеединства.

Божественная идея всеединства была названа Соловьевым мудро­стью, или Софией. Она есть как бы источник мира и его душа, связы­вающая воедино Творца и его творения, природу и человечество, ин­дивида и общество. В обществе единство всех людей существует в фор­ме православной церкви. Она сближает людей и активно способству­ет становлению "царства Божьего" на земле. Целью истории является соединение человека с Богом и становление богочеловечества. Симво­лом этого единения является фигура Иисуса Христа, сына Божьего в образе человека. Процесс приобщения людей к ценностям христиан­ства есть одухотворение — приобщение к божественному началу, на­растание меры любви и добра в обществе. Идеалом общественного устройства Соловьев считал свободную теократию как единство все­мирной церкви и монархии. Русский философ верил, что в таком со­стоянии будут сполна реализованы идеалы добра и красоты, справед­ливости и мира, произойдет слияние западного и восточного право­славия, соединение власти светской и духовной.

В.С.Соловьев подчеркивал мысль о свободе и бессмертии челове­ка, его высоком космическом призвании. По убеждению философа, человек своей деятельностью призван соединять и "небо", и "землю", все части мира в единое и гармоничное целое. Ведь человек — это бо­гочеловек, т.е. всемогущее существо. Мировая гармония возможна лишь с помощью любви, взаимного стремления всех живых существ друг к другу, людей — к Богу. Человеку свыше предназначено соби­рать всех живых тварей воедино и созидать цельный и стройный мир. Путь к мировой гармонии лежит не через насилие, а через веру, лю­бовь и согласие, милосердие ко всему живому, как это делал когда-то Иисус Христос. Любовь создает нового человека, формирует в нем высокие духовные качества. На деле любовь всегда означает творе­ние Добра, сохранение жизни во всех ее проявлениях. Любовь — это бескорыстное служение другим людям, самопожертвование. Творение добра любовью должно стать общим делом, проявлением подлинной соборности православных людей.

Ярким и многогранным явлением в русской религиозной филосо­фии была фигура Н.А.Бердяева. Ряд его крупных трудов ("Философия свободы", "Философия свободного духа", "Смысл творчества") оставил заметный след в истории мировой философской мысли. Как и многие видные представители русской интеллигенции, не принявшие Советскую власть, Бердяев был в 1922 году выслан за рубеж, где и прошла вся его дальнейшая жизнь. Вся философия Бердяева, по его словам, антрополо-гична. Она непосредственно обращена к проблемам духа и духовности, свободы и творчества, смысла жизни и призвания человека, а себя фило­соф часто называл "очень русским философом", "дитя Достоевского".

Тему человека Бердяев рассматривал с позиций христианского модернизма, т.е. обновленного христианского вероучения. В отличие от мыслителей средних веков, русский философ подчеркивал актив­ность природы человека, его возможность и способность обретать свое бессмертие путем преображения окружающего мира и самого себя в нем. Человек является носителем высоких духовных качеств — рели­гиозных, нравственных, эстетических и иных. Он представляет собой как бы точку, в которой пересекаются два мира — земной и боже­ственный, низший и высший. Человек — это малый бог, активный со­участник божественного миротворения, иерархический центр всего мироздания. Его душа — это божественный элемент в нем.

Одним из важнейших в философии Бердяева является понятие творчества, которое раскрывает фундаментальное свойство челове­ка — способность к активной созидательной деятельности в окружа­ющем мире. Творчество представляет собой направленность челове­ка к более совершенному бытию, созидание новизны в нем. Способ­ность к этому укоренена в человеке, проистекает из недр его духовно­сти и является ответом на призыв Бога к человеку. Соответственно, свобода человека также происходит изнутри, от его духовности, а не Даруется извне. Человек призван осуществить, по словам Бердяева, "восьмой день творения". "Поступай так, — писал философ, — как ! будто бы ты слышишь Божий зов и призван в свободном и творчес- ком акте соучаствовать в Божьем деле..." Подлинная творческая сво-бода (в отличие от "негативной" свободы) на деле всегда означает не только созидание новизны в мире, но и формирование личности. Сво­бода всегда духовна по своему происхождению и имеет индивидуаль-;

ный характер. Определяя человека как носителя творческой свободы, Бердяев тем самым как бы оправдывал человека. Он подчеркивал его особое призвание в мире — участвовать в процессах дальнейшего тво­рения мира и его совершенствования. "Человек, — подчеркивал Бер­дяев, — живит, духотворит природу своей творческой свободой и мер­твит, сковывает ее своим рабством и падением в материальную необ­ходимость". Сохранение мира от смертоносной власти времени, за­щита от зла — в этом и должен состоять подлинный смысл жизни че­ловека, цели и содержание его деятельности.

К числу самых лучших моментов философии Бердяева относится также характеристика им XX столетия. Русский мыслитель расценивал это время как античеловеческую эпоху, поскольку в ней происходи "эрозия гуманизма" и "истребление духовности". В этом веке был с здан огромный технический мир, и человек становится космиургом • мощной космической силой с колоссальным потенциалом энерги Однако техника разрушает человека, опустошает его душевный и эм циональный мир, уничтожает индивидуальность. К сожалению, в наше время вещь нередко становится ценнее человека, вытесняет высокую' культуру. Размышляя об этом, Бердяев замечал, что вполне может на-| ступить такой момент, когда человека уже не будет, он просто пере-| станет существовать в качестве человека. '

НА.Бердяев известен также и как глубокий исследователь "русской1;

души", т.е. национального самосознания. Определение им России как ве­ликого и цельного "Востоко-Запада" имеет большое познавательное зна­чение. Значительное место в его творчестве занимала тема русской интел­лигенции — класса искателей Правды, класса жертвенников. Глубоки, ^ точны и интересны рассуждения Бердяева об истоках и природе русского! коммунизма, о социальных революциях как аномалиях в развитии об-6 щества. Философ внес большой вклад в изучение смысла, движущих сил;

и направленности человеческой истории. Личность этого мыслителя,' "русского Гегеля", является одной из самых ярких, и вместе с тем — тра­гических в истории мировой и отечественной философии. "Есть только одна страна, в которой меня почти не знают, — это моя родина", — с1 горечью писал Бердяев, несколько десятков лет проведший в изгнании. ^ Заметное место в истории русской религиозной философии занима-';

ет творчество С.Л.Франка. В своих работах ("Духовные основы обще-| ства" и др.) он разрабатывал концепцию интуитивизма и подчеркивал, что русский человек воспринимает мир всем своим духом, непосредствен­но и целостно. Франк подчеркивал, что общество —это единое духовное целое, объединяющим началом которого является соборность.

Религиозное течение в философии было представлено творче­ством и многих других мыслителей (Н. О.Лосский, И.А.Ильин, И.А.Флоренский). В начале XX века в среде либеральной интеллиген­ции возникло богоискательство, — идейное течение, в котором име­ли место поиски "нового религиозного сознания". К сожалению, в со­ветский период истории религиозная философия, как самостоятель­ное течение, перестала существовать и получила дальнейшее разви­тие лишь в условиях эмиграции за рубежом. Что же касается ее значе­ния, то можно сказать, что она до сих пор современна, поскольку об­ращена к вечным философским вопросам: к проблеме Истины, Добра и Красоты, к теме Человека и его духовного мира.