21. Экзистенциализм, его представители.
Экзистенциализм (позднелат. existentia - существование) - "философия существования", иррационалистическое течение в философии 20 столетия. Идейными истоками экзистенциализма являются философские учения С. Кьеркегора (1811-1855), литературное творчество Ф.М Достоевского (1821 -1881), "философия жизни" Ф. Ницше (1844-1900), феноменология Э. Гуссерля (1859-1938).
Как философское направление экзистенциализм формируется в начале 20 в. в России [Л. Шестов (1866-1938), Я. Бердяев (1874-1948)], Германии [К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889-1976). М. Бубер (1878-1965)], после 2-й мировой войны во Франции [Ж.-П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), М. Мерло-Лонти (1908-1961), Г. Марсель (1889-1973)]. Наибольшую популярность взгляды представителей экзистенциализма приобретают в 40-60 г.г., чему способствовало их представление в литературной форме (Камю, Сартр, С. де Бовуар).
В основе экзистенциальной философии лежит идея постижения бытия как непосредственного переживания субъектом собственного существования (экзистенции). Существование полагается первичным но отношению к сущности. В трактовке экзистенции многие философы (Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти) прибегают к сформулированному в феноменологии Гуссерля положению об изначальной интенциональности (направленности) сознания. С точки зрения Хайдеггера и Сартра экзистенция направлена на ничто, собственную конечность. Это определяет значимость «пограничных ситуаций», которые стимулируют осмысление человеком собственного бытия. Основными категориями, выражающими негативные психологические состояния, определяющими суть экзистенциального переживания, являются так называемые экзистенциалы: страх, тоска, забота и т.п. Центральной проблемой экзистенциальной философии является проблемы свободы человека, выбора им собственного существования. Сартр полагает что будучи абсолютно свободными человек в то же время является абсолютно ответственным за себя и других людей.
Принято различать два направления экзистенциализма - религиозный и атеистический. В концепциях представителей первого (Ясперс. Шестов. Бердяев, Марсель, Бубер) человеческое существование определяется в отношении высшего начала. Так, в философии Ясперса экзистенция проявляется лишь в стремлении, в "прорыве" к трансценденции (Богу). В концепциях второго (Сартр, Камю, Хайдеггер) отсутствует понятие трансцендентного высшего начала. Однако термин атеистический здесь носит условный характер, поскольку его представители не ставят целью опровержение существования Бога. Они лишь констатируют предоставленность человека самому себе, из чего следует абсурдность его существования. В то же время в их концепциях присутствуют понятия, выражающие некие определяющие человеческое существование изначальные данности ("Бытие" и "Язык" у Хайдеггера, "Взгляд Другого" у Сартра. При этом любые формы экзистенциализма придают возможность рационального постижения человеческого существования и апеллируют к интуитивно-эмоциональному переживанию.
Философия экзистенциализма является мировоззренческим выражением осознания личностью своего отчужденного состояния в социуме 20 столетия, потрясшего мир грандиозными катаклизмами революций и мировых войн. Одновременно экзистенциальная философия пыталась представить альтернативу классическому рационалистическому пониманию человека.
- Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.
- Предмет философии. Структура и специфика философского знания.
- Основные направления философии.
- 5.Специфика античной философии. Досократический этап античной философии.
- 6.Поворот философии к человеку: Софисты и Сократ.
- 8. Философские взгляды Аристотеля.
- 9. Этапы развития средневековой философии. Патристика и схоластика.
- 10. Принципы и идеи философии эпохи Возрождения.
- 11. Особенности и основные направления философии Нового времени.
- 12. Главные идеи французского Просвещения XVIII в.
- 13. Немецкая классическая философия, ее основные проблемы.
- 14. Философские взгляды г. Гегеля.
- 15.Специфика философии марксизма, ее основные принципы.
- 16. Философия истории к. Маркса.
- 17. Философские взгляды и. Канта.
- 18. Русский космизм.
- 19. Позитивизм XIX века.
- 20. Неопозитивизм, пост позитивизм и аналитическая философия.
- Постпозитивизм
- 21. Экзистенциализм, его представители.
- 22. Иррационализм XIX в.(Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше).
- 23. Славянофилы и западники в русской философии.
- 24. Русский марксизм: т.В. Плеханов, в.И. Ленин.
- 25. Философия всеединства в. Соловьева.
- 26. Философия пост модернизма.
- 27. Антропологический фактор в развитии природы. Экологические проблемы современности.
- 28. Феноменология и герменевтика.
- 29. Проблема смысла жизни человека.
- 30. Антропосоциогенез и становление человеческого сознания.
- 31. Язык и сознание. Природа языка и его функции.
- 32. XX век в истории русской философии.
- 33Понятие о бытии. Мировоззренческий смысл проблемы бытия.
- Свойства пространства и времени.
- 42. Типология общества, формационный и цивилизационный подходы.
- 60. Философская антропология.
- 61. Творчество как философская проблема.
- 62. Будущее человечества. Возможные сценарии будущего.
- Оптимистические сценарии будущего
- Технологическая сингулярность
- Возникновение искусственного интеллекта
- 63. Символический мир культуры.
- 64. Особенности современной техногенной цивилизации.