logo search
мгта философия / мгта философия / Философия

9.3. Время

Время — сторона движения, соотносительная с пространством. Само по себе время еще не есть движение. Только в единстве с пространством оно становится движением. С другой стороны, время не существует вне единства с пространством, т. е. вне движения. Отсюда следует, что время, рассматриваемое отдельно, — лишь абстракция реального времени.

Время выражается в системе определений-понятий, представленной на диаграмме (структурной схеме)— см. ниже. Прежде всеговремя есть единство длительности и

(эра, год, секунда, миг)

(вечное — преходящее)

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

СПИРАЛЕОБРАЗНОСТЬ

(взаимоопосредствование

ОБРАТИМОСТЬ обратимости и необратимости) НЕОБРАТИМОСТЬ

(«КРУГ ВРЕМЕНИ») {«СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ»} [«CТРЕЛА ВРЕМЕНИ»]

(время устойчивых {биологическое, челове- [время внешних

неорганических ческое, социальное взаимодействий,

систем) время} столкновений

неорганических

систем]

ПОРЯДОК ВРЕМЕНИ

[одновременность-последовательность]

[момент; прошлое-насто-

ящее-будущее]

Рис. 9. Диаграмма (структурная схема)

категории «В Р Е М Я»

порядкавремени. Длительность выражает непрерывно-количественный аспект, порядок времени — дискретно-количественный аспект времени.

Длительностьделится на конечную (временное,преходящее) и бесконечную

(вечность,непреходящее,бессмертие). Конечная длительность характеризуется следующими понятиями:миг,мгновение, секунда, минута, час, день, сутки, неделя, месяц, год, век,эраи т. д.

Порядоквремениесть тождество, различие и противоположностьмоментов. Частным случаем порядка времени являетсяпоследовательность. Последняя выражает только различие или противоположность моментов времени.

Порядок времени или временной порядок включает помимо последовательности тождество, обратимость моментов времени (одновременность, одномоментность). Виды последовательности: «прошлое-настоящее-будущее», «утро-день-вечер-ночь», «весна-лето-осень-зима», «детство-юность-зрелость-старость» и т. д.

Момент— ячейка времени, в которой пребывает или совершается что-либо, откуда или куда изменяется что-либо. Момент — чисто временное понятие; в движении во времени (изменении и сохранении) ему соответствуетсостояние.

Длительность и последовательность выражаются в понятии «течениевремени». Последнее означает переход от одного момента времени к другому. «Течению времени» в системе субкатегорий пространства соответствуетпуть(дорога, траектория и т. п.).

«Течение времени» не тождественно изменению. Первое является абстракцией второго так же, как время является абстракцией движения во времени или вообще движения.

Когда мы говорим: «время не ждет» или «время остановилось», то этим выражаем объективныйхарактер движения во времени, что что-то изменяется или сохраняется независимо от нашей воли и сознания. «Течение времени» или его «нетечение» указывает нам, что мы должны действовать, чтобы успеть «вовремя» или, напротив, не должны торопиться, «подгонять время». «Течение времени», являясь абстракцией движения во времени, является также и абстракциейреальноговремени. Измеряемое секундой, минутой, часом, сутками, годом и т. п., оно являетсяформальным,искусственнымвременем и служит лишь в качествесредствачеловеческой деятельности. Такое время характеризует некоторое абстрактное изменение, общее, ритмически однородное, на фоне которого происходят реальные изменения или сохраняется что-то. Течение времени или формальное время есть не что иное, как система отсчета для всех реальных изменений, временных процессов, служащая для их сравнения (оценки их последовательности, одновременности, длительности, равномерности и неравномерности). Реальное время для каждого реального изменения свое, конкретное. Оно не является единым, общим для всех реальных изменений. В этом смысле человек не может использовать в своей деятельности только такое реальное время. Ему нужно единое «мировое» время, равномерно и непрерывно текущее. Оно будет формальным для почти всех реальных изменений кроме одного: времени обращения 3емли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Формальное время — это как деньги; на него можно все обменивать; с его помощью можно все сравнивать, оценивать. Формальное время — инструмент человеческой деятельности подобно тому, как деньги — инструмент товарообмена, экономических отношений производителей и потребителей. Часы служат для измерения формального времени (течения времени) и для относительного измерения реального времени.

Из того факта, что формальное время равномерно и непрерывно течет в одном направлении, от прошлого через настоящее к будущему, не следует, что реальное время реальных процессов также равномерно и непрерывно течет от прошлого к будущему. Реальное время, как установил А. Эйнштейн, может течь быстрее или медленнее в зависимости от скорости реальных изменений, а может и вообще не течь, как бы стоять на месте или быть обратимым.

Когда все время имеют дело с формальным временем в конкретных видах деятельности, то это порождает иллюзию тождества формального и реального времени. Последнему приписываются, навязываются свойства, черты формального времени, а именно: непрерывность, равномерность, заданный темп, необратимость (течение от прошлого к будущему).

Здесь мы переходим ко второму «внутреннему» определению времени: время есть единство обратимости и необратимости.

Это определение соответствует определению пространства как единства симметрии и асимметрии.

Реальное время столь же обратимо, сколь и необратимо. Оно протекает как бы в двух противоположных ипостасях: в виде обратимого и необратимого времени. Соответственно ему и все процессы в неорганической природе делятся на обратимые и необратимые. Существование необратимых процессов делает невозможной абсолютную обратимость времени, а существование обратимых процессов делает невозможной абсолютную необратимость времени.

В неорганической природе имеет место взаимовлияниеобратимого и необратимого времени. В живой природе и человеческом обществе к этому взаимовлиянию прибавляетсявзаимоопосредствованиепротивоположных «ипостасей» времени. В процессах развития и становления мы воочию видим органическое соединение, взаимоопосредствование обратимости и необратимости. В этих процессах время имеетспиралевиднуюформу, соединяющую «стрелу времени» и «круг времени», ритмичность, обратимость временного порядка.