logo search
философия_1 / философия

Античная философия.

Милетская школа (натурфилософия). Основателем ее был Фалес (ок. 625–545 гг. до н.э.), кроме него к этой школе принадлежали Анаксимандр, Анаксимен и ряд других философов. Все они искали единую праоснову всего сущего, из которой все в мире происходит и в которую оно в конечном итоге превращается. Фалес один из первых древнегреческих мыслителей утверждал, что первоосновой всего явл. вода. Анаксимен считал субстанцией воздух. Анаксимандр в качестве субстанции рассмт. апейрон (безграничное, беспредельное). Гераклита (ок. 535–475 гг. до н.э.), признают «отцом» древнегреческой стихийной диалектики. Он считал первоосновой огонь. Он первым среди философов сформулировал ее важнейшие принципы: постоянной изменчивости мира, универсальности развития и движения, превращения вещей в их собственную противоположность: «Все течет, все изменяется. В одну и ту же реку нельзя войти дважды…

Пифагорейцы (Эмпидокл и Анаксагор) обращали основное внимание не на предметы и явления, а на их оформление, арифметически-геометр. структуру.

Элейская школа – Парменид (ок. 540 – ок. 470 гг. до н.э.) и Зенон Элейский (490–430 гг. до н.э.). Они противопоставили мышление чувственному восприятию. Парменит и Зенон в качестве первоосновы рассм. бытие. Бытие-то, что познается только разумом. Оно вечно и доступно только мышлению. Бытие вечно и неделимо в отличие от предметов чувственного мира, кот. изменчив, непостоянен.

Платон 4-3в до н.э. утвержд., что субстанцией является идея. Мир идей есть истинное бытие, а конкретные вещи –тени идей. Мир идей – божественное царство, в кот. до рождения пребывает человек и его бессменная душа. Затем она попадает на землю, где временно находясь в чел. теле она вспоминает о мире идей. Аристотель 4в до н.э. выделяет 2 понятия: форма и содержание и признает объективность существования материи как содержания предметов. Утверждая что материя вечна, но пассивна. Она содержит лишь возможность многообразия вещей. Эта возможность превращается в конкретные предметы и явления благодаря соответствующей форме. Форма есть причина мира , его идеальный образ. Бог есть форма форм. Аристотель пытался примерить идею материализма и идеализма в своем философском учении. Аристотель разработал учение о формах и законах мышления науку логику. А также создал систему наиболее общих философских понятий: пространство, время, причина, следствие, возможность, действительность и т.д.