logo
философия_1 / философия

Немецкая классическая философия.

Кант сделал предметом философии познание субъекта. Главным предметом философии, по Канту, является человек.

1. Докритический период (до 70-х гг. XVIII в.). В этот период он развивал идею саморазвития природы.

2. Критический период (после 70-х гг. XVIII в.) характеризуется созданием системы критического (трансцендентального) идеализма.

По Канту, философия есть форма критики, а именно – выяснения границ рассудка, воли и способности суждения.

Кант делит все знание на априорное (доопытное) и апостериорное (послеопытное).

Познание человека начинается с ощущения, но с помощью ощущений человек познает лишь явления (феномены), а сущность вещей (ноумен) остается непознаваемой, т.к. мир бесконечен и всегда находится сущность более глубокого порядка. Поэтому вещи остаются «вещами-в-себе» и в процессе познания не становятся «вещами-для-нас». В этом состоит агностицизм Канта (агностицизм – это учение, отрицающее познаваемость мира).

Диалектика Гегеля (1770–1831). Исходное положение философии Гегеля: тождество бытия и мышления, то есть понимание реального мира как проявление идеи. Его философская система строится на понятии «абсолютная идея». Абсолютная идея есть результат логического процесса самореализации высшего разума, выраженного через систему философских категорий.

Высший разум является субстанцией мира, его основой и сущностью. Дух обнаруживает себя через внешнее бытие предметов и явлений. Первой ступенью самореализации духа является природа. Вторая ступень – это формирование сознания и его проявление в деятельности человека, то есть в истории. Это ступень пробуждения духа, осознания духом самого себя. Этому процессу соответствуют три формы развития духа:

1) субъективный дух;

2) объективный дух;

3) абсолютный дух.

Субъективный дух – это этап формирования индивидуального сознания. Когда субъективный дух достигает зрелости, он выходит за пределы индивидуального существования, то есть объективируется. Объективный дух проявляется в общественных формах деятельности, в истории. Когда человечество путем совершенствования своего сознания и общественных форм жизни достигает абсолютной свободы, тогда наступает освобождение духа. Дух становится абсолютным. На этой ступени человек познает свою духовную сущность: понимает, что он – проявление духа. Ему открывается абсолютное знание мира, знание истины мира, то есть абсолютной идеи, как единой и единственной реальности.

Материализм Фейербаха. Л. Фейербах (1804-1872)-нем. философ-материалист, атеист. В центре его фил-ии человек как «единственный, универсальный и высший предмет философии». Его материализм носит антропологический характер. Однако природа человека трактуется биологически, а не социально. Выступал против идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является теоретической основой религии. Любовь к человеку заменяется любовью к богу, объединяя человечество. Фейербах предполагает, что прежние религии будут заменяться связью непосредственно человека с человеком на основе антропологии как науки о человеке. Т.о . Фейербах остался метафизическим материалистом, а в понимании общества – идеалистом. Поэтому его антропологизм был развит, идеализм – преодолен его последователями.

Критически оценивал агностицизм Канта. Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно есть образ объективного мира.