9.9. Основные черты эйнштейновской научной картины мира
На рубеже прошлого и нынешнего столетий произошла третья в истории человечества научная революция. Вспомним, что временем первой называют 5 в. до н.э., а научную картину мира, ставшую ее результатом, – древней, или античной, или натурфилософской, или аристотелевской. Вторая научная революция произошла приблизительно в 16-17 вв. и сформировала вторую научную картину мира, которая называется классической. или механистической, или ньютоновской. Просуществовав около трех столетий и добившись огромных научных результатов, классическое естествознание исчерпало свои возможности и уступило место третьей научной картине мира, которая стала называться неклассической, или современной, или эйнштейновской – по имени ее наиболее выдающегося представителя – знаменитого ученого 20 в. Альберта Эйнштейна.
Если характерной чертой первой научной картины мира был геоцентризм, а второй – гелиоцентризм, то одной из важных особенностей третьей научной картины мира стал релятивизм (вспомним, латинское слово “relativus¹ переводится как “относительный”) – представление, по которому ни Земля, ни Солнце, ни какой-либо другой объект не может быть центром Вселенной, потому что у нее вообще нет центра; а вернее таким центром можно считать любую точку, только этот центр будет условным, или относительным. Если вторая научная революция ознаменовала собой переход от геоцентризма к гелиоцентризму, то естествознание, сформированное третьей научной революцией, принципиально отказалось от всякого центризма вообще, полагая, что “привилегированных”, или особенно выделенных систем отсчета во Вселенной нет, т.к. все они равноправны. Причем любое утверждение имеет смысл, только будучи “привязанным” к какой-либо конкретной системе отчета, соотнесенным с ней; а это означает, что любое наше представление, в том числе и вся научная картина мира, релятивны, или относительны.
В силу геоцентрического взгляда, равно как и гелиоцентрического, Вселенная, у которой есть центр, также имеет и границы (одно обусловливает другое). С точки зрения релятивизма она безгранична (отсутствие центра неразрывно связано с невозможностью границ и наоборот). Важно отметить, что понятия “безграничность” и “бесконечность” часто воспринимаются как равнозначные, а утверждение о безграничности Вселенной отождествляется с тезисом о ее бесконечности. В естествознании вышеупомянутые понятия обозначают не одно и то же. По современным научным представлениям Вселенная безгранична, но не бесконечна. Это положение кажется, на первый взгляд, довольно странным и непонятным. Для того, чтобы разобраться в нем рассмотрим простой пример.
Представим себе отрезок и зададимся вопросом: безграничен ли он? Конечно же, нет, т.к. у него есть границы – точки, между которыми он заключен. Так же отрезок и не бесконечен, потому что его длину можно измерить и выразить в какой-либо конечной числовой величине (10 мм, 5 см, 2 м, 1 км и т.п.). Теперь мысленно искривим этот отрезок и замкнем его, соединив концы. Что получилось? Отрезок превратился в окружность. Вновь зададимся вопросом: есть ли у этого кривого, замкнутого отрезка, или окружности границы? У окружности (обратите внимание – речь идет об окружности, а не о круге!) никаких границ нет (нельзя сказать где она начинается и где заканчивается), т.е. она безгранична. Однако ее длина является такой же, как длина отрезка, из которого она образована, т.е. конечной. Получается, что окружность безгранична, но не бесконечна.
Обратимся еще к одному примеру. Представим себе сферу (обратите внимание – не шар, а сферу, т.е. искривленную плоскость, являющуюся поверхностью шара) и мысленно разомкнем, “распрямим” ее, чтобы она превратилась в плоскую геометрическую фигуру. Будут ли у последней границы? Да, будут. Теперь вновь искривим ее, свернем и замкнем в сферу. Есть ли у сферы границы? Конечно же, нет: она, как и окружность, нигде не начинается и нигде не заканчивается, т.е. является безграничной. Однако площадь сферы можно посчитать и выразить некой конечной величиной, так же, как и площадь плоской геометрической фигуры, в которую можно превратить сферу путем ее развертки на плоскости. Таким образом, сфера не бесконечна. Тем не менее она безгранична.
Мы заметили, что искривление какого-либо геометрического объекта способно сделать его безграничным, но не бесконечным. Прямую линию можно условно назвать одномерным пространством, потому что она имеет только одно измерение, или, иначе говоря, задается только одной координатной осью – “х” или “у”. Плоскость можно условно назвать двухмерным пространством, т.к. она имеет два измерения, задается двумя прямыми, или двумя координатными осями – “х” и “у”. Привычное нам пространство, то, в котором мы находимся, является трехмерным, потому что оно задается тремя прямыми, или тремя координатными осями – “х”, “у”, “z”. Вселенная представляет собой трехмерное пространство. Искривление одномерного пространства (прямой линии) делает его замкнутым (окружность) и безграничным (но не бесконечным). Искривление двухмерного пространства (плоскости) приводит к тому, что оно становится замкнутым (сфера) и не имеет границ (но остается конечным). Так же и искривление нашего трехмерного пространства, или Вселенной превращает его в замкнутое и безграничное (но не бесконечное). Здесь может возникнуть вопрос: что такое искривление трехмерного пространства? Как его себе представить? Мы можем представить искривление одномерного пространства (прямая линия превращается в окружность) или – двухмерного (плоская фигура становится сферой), но мы принципиально не можем представить себе искривление трехмерного пространства, потому что сами являемся трехмерными существами. Для пояснения приведем пример. Представим себе, что в некой плоскости живут двухмерные существа, которые передвигаются по ней во всех направлениях, но не могут покинуть ее, оторваться от нее (например, подняться над ней) в силу своей двухмерности. Теперь представим, что эта плоскость искривилась и замкнулась, превратившись в сферу. Двухмерные жители по-прежнему скользят по своей плоскости (теперь – сфере) во всех направлениях. Будут ли они замечать ее появившуюся кривизну? Не будут – для них она остается плоскостью. Если бы кто-то сказал им, что она искривлена, они не смогли бы себе это представить. Двигаясь по искривленной поверхности, они не воспринимают ее таковой. Кстати, это приводит к удивительным для них результатам. Отправляясь в своей плоскости строго вперед и двигаясь исключительно по прямой (как им кажется) линии, никуда не сворачивая, они, к своему величайшему изумлению, через какое-то время окажутся в той же точке, из которой начинали свой путь. Как двухмерные существа не в состоянии заметить, а также представить кривизну и замкнутость своей плоскости, так и мы – существа трехмерные – не можем заметить и представить кривизну своего трехмерного пространства и его замкнутость. Как то ни удивительно, но отправляясь по прямой линии в бескрайние глубины Вселенной, мы через некоторое время попадем туда же, откуда начинали свое путешествие. Этот необычный эффект обусловлен тем, что Вселенная представляет собой (с точки зрения современного естествознания) искривленное и замкнутое трехмерное пространство и является безграничной, но не бесконечной.
По поводу всего вышесказанного может возникнуть вопрос: каким образом в науке появился вывод об искривленности трехмерного пространства, если человек не в состоянии ни заметить, ни представить себе это. Такой вывод был сделан умозрительно. Там, где бессильны органы чувств и самое живое воображение, на помощь приходит умозрение: то, что нельзя увидеть глазами и наглядно представить, можно вывести умозрительным путем, т.е. усмотреть умом, помыслить. Например, почему мы запросто пользуемся понятием бесконечности, хотя ни увидеть ее, ни вообразить не можем? Потому что вполне способны уловить ее разумом, “увидеть” с помощью мысли.
Итак, одной из характерных черт современной научной картины мира является релятивизм. Другая такая черта – это математизация естествознания, которая, начавшись еще в 16-17 вв., продолжается до настоящего времени и играет в нынешней науке гораздо большую роль, чем в эпоху Галилея и Ньютона. Современная исследовательская мысль начала проникновение в такие области природы, где использование математического языка становится единственно возможным. Например, объекты микромира (атомы и элементарные частицы) вообще не поддаются точному описанию и объяснению с помощью естественного языка и поэтому представляют собой в сегодняшнем естествознании, по преимуществу, набор сложных математических записей, понятных и доступных только специалистам в этой отрасли науки.
Еще одна важная особенность третьей научной картины мира, отличающая ее от классического естествознания, заключается в антимеханицизме. Вспомним, ньютоновская наука характеризовалась прежде всего механицизмом, согласно которому все многообразие природных явлений, в конечном итоге, сводится к простым механическим взаимодействиям между физическими телами; и с помощью механики, следовательно, научное познание может охватить и исчерпать всю природу. С точки зрения современных естественнонаучных представлений Вселенная не является огромной механической совокупностью составляющих ее объектов, а представляет собой нечто неизмеримо более сложное, чем механизм, хотя бы даже грандиозный и совершенный. Многообразие природных явлений не сводится к механическим взаимодействиям, потому что последними объясняется далеко не весь окружающий мир (как казалось Ньютону), но только маленькая его часть. Более того, сами механические взаимодействия не являются в природе базисными, основными, исходными, а представляют собой следствия пли проявления других, более глубоких, фундаментальных взаимодействий (сильных, слабых, электромагнитных, гравитационных).
Следующая характерная черта современного естествознания – это глобальный эволюционизм. Вторая, или классическая научная картина мира утверждала, что Вселенная неизменна. Одной из главных идей третьей, или эйнштейновской научной картины мира является утверждение о том, что все ныне существующее есть результат длительной эволюции, грандиозного мирового развития – от физического вакуума и хаоса элементарных частиц до высокоразвитых форм жизни, включая человека разумного (Homo Sapiens). Раньше Вселенная была совсем не такой, как сейчас, считает современная наука. Вспомним, первую научную картину мира мы сравнивали с живописным полотном (все очень красиво, но сходство с реальностью минимальное), вторую – с черно-белой фотографией (сходство с действительностью достаточно большое, но неудобство причиняет статичность и безжизненность). Третью научную картину мира можно уподобить цветной киноленте, каждый кадр которой соответствует определенному этапу в эволюции Вселенной. Кроме того, если вторая научная картина мира считалась завершенной (и поэтому – классической), описавшей и объяснившей, в основном, всю природу, то современное естествознание вынуждено признать, что вслед за вечным изменением мира будут меняться и наши представления о нем. А это значит, что нынешняя научная картина мира в недалеком или отдаленном будущем уступит место иным научным представлениям. Единственно верную, абсолютно точную, полностью завершенную картину мира не удастся нарисовать никогда, говорит современная наука.
Другой принципиальной особенностью нынешней науки является антропный принцип (греч.anthropos – человек). Классическое естествознание исходило из разделенности и противопоставленности объекта (окружающего мира) и субъекта (познающего человека). Считалось, что человек существует сам по себе, независимо от мира и познает его таким, какой он на самом деле, получая, следовательно, совершенно правильную, истинную картину вещей. Научное познание отражает природную реальность так же, как фотография точно воспроизводит запечатленные на ней объекты. Современная наука базируется на ином представлении: познающий человек смотрит на окружающий мир не извне – как сторонний наблюдатель, совершенно независимый от него, - а, наоборот, изнутри, будучи его неотъемлемой частью. В силу этого познаваемый мир не может быть чем-то исключительно внешним, самим по себе существующим, - объектом, который можно отразить, воспроизвести и описать таким, каким он является “на самом деле”. В результате человек видит мир как бы “через самого себя”, через призму особенностей собственной природы, т.е. получает не “объективную” картину мира”, а “субъективную”. Кавычки здесь употребляются не случайно: под субъективной картиной мира в данном случае подразумевается не то, что каждый из нас видит мир так, как ему хочется, и наука не может достичь ничего общепризнанного и общезначимого; а то, что антропная, или человеческая природа неизбежно накладывает на познание такое ограничение, в силу которого человек принципиально не может быть чисто объективным наблюдателем “самой по себе” существующей Вселенной, потому что сам он является одним из закономерных этапов ее длительной, грандиозной эволюции. Говоря иначе, в силу антропного принципа объект и субъект познания неотделимы друг от друга, что накладывает существенный отпечаток на рисуемую современной наукой картину мира и представляет собой одно из ее важных отличий от ньютоновского, или классического естествознания.
Вопросы и задания
1. Когда начала формировать современная, или эйнштейновская научная картина мира? Почему она называется неклассической?
2. Чем отличается релятивизм от геоцентризма и гелиоцентризма? Как понимать странное, на первый взгляд, утверждение о том, что Вселенная безгранична, но не бесконечна? Какими примерами можно проиллюстрировать возможность одновременного наличия у какого-либо объекта безграничности и конечности?
3. Почему мы не можем представить себе кривизну и замкнутость трехмерной Вселенной? Каким образом, несмотря на это, можно говорить об искривлении трехмерного пространства? К каким парадоксальным, с точки зрения обыденного сознания, эффектам приводит замкнутость Вселенной?
4. Почему в современную эпоху роль математики в естественнонаучном познании становится все более важной?
5. Что представляет собой такие характерные черты третьей научной картины мира как антимеханицизм и глобальный эволюционизм?
6. Что такое антропный принцип? Какую роль он играет в современном естествознании?
Заключение
Мы рассмотрели основные философские вопросы и проблемы, над которыми не уставали трудиться различные народы и эпохи на протяжении нескольких тысячелетий. Перед нами прошла в сжатом виде история мировой философии, которая не отличается, как мы увидели, принципиальным разнообразием своих главных тем. Всегда и везде – вечные вопросы и вечные сюжеты, воплощенные в разных формах в зависимости от временной и национальной специфики. Действительно “старые философские места, одни и те же с начала веков”.
Вспомним, что одной из основных мыслей или “врожденных идей” человеческого ума является утверждение о том, что за видимым разнообразием мира скрывается невидимая, вечная и однородная его основа. Почему бы не предположить, что точно так же дело обстоит и с мышлением: в очевидном многообразии проявлений человеческого духа реализуется некое неизменное его содержание. Разные слова, но одна суть. Тысячи интеллектуальных модификаций, но один и тот же смысл. Вроде бы – постоянно новое, на самом же деле – всевозможные интерпретации старого. “In omnibus aliquid, in toto nixil, - говорили древние римляне, - во всем кое-что, в целом ничто”.
Нет, наверное, думающего человека, который когда-либо самостоятельно не создал бы некую оригинальную мысль или не открыл бы какую-то небывалую истину и не удивился бы до глубины души, когда узнал, что эта его идея уже была когда-то, где-то и кем-то высказана и совсем не является новой. История философии, по крупному счету, может быть охарактеризована формулой: одно и то же и об одном и том же, только в разнообразном выражении. Поэтому тому, кто собирается изучать философию, совсем необязательно подробно знакомиться со всем философским наследием, которое оставили нам прошедшие эпохи, но достаточно будет самостоятельно задуматься об окружающем мире и по-настоящему захотеть найти истину. В этом случае он освоит философскую науку гораздо лучше, нежели путем прочтения сотен книг, потому что мысль его пойдет теми же тропами, будет путаться в таких же лабиринтах и выходить к тем же горизонтам, что и размышления знаменитых философов как древних, так и современных.
По этому поводу знаменитый Артур Шопенгауэр в свое время заметил: “В сущности только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что собственно только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению… Люди, которые провели жизнь за чтением и почерпнули мудрость из книг, похожи на тех, которые приобрели точные сведения о стране по описаниям многочисленных путешественников. Они могут о многом сообщить подробности: однако же в сущности они не имеют никакого связного, отчетливого, основательного познания о свойствах страны. Напротив, люди, проведшие жизнь в мышлении, уподобляются тем, которые сами были в той стране: они одни понимают, о чем собственно идет речь, знают положение вещей там в общей связи и поистине чувствуют себя как дома”.
Рекомендуемые источники и литература.
I. Источники
Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991
Антология кинизма. М., 1996.
Антология мировой философии в четырех томах. Т.I-Т.4. М., 1969-1972.
Бэкон Ф. Новая Атлантида.//Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т.2.М.,1978.
Вольтер Ф.М. Задиг, или Судьба. Кандид, или оптимизм. // Вольтер. Стихи и проза. М., 1987.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М., 1995.
Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
Макиавелли Никколо. Государь. М., 1990.
Мир философии. Книга для чтения.Ч.1-2. М., 1991.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М. 1990.
Паскаль Блез. Мысли. М., 1995.
Платон. Апология Сократа. Горгий. Пир.Федр.Федон. // Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Т.1. М., 1990, Т.2. М., 1993.
Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М., 1995.
Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989.
Хрестоматия по истории философии. Т.1,2,3 М., 1997.
Хрестоматия по философии. 10-11 классы. М., 1997.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. М., 1991.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.
Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 1991.
Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала ХХ в. // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М. 1990. С.43-271.
II. Литература
Губин В.Д. Основы философии. М., 1999.
Гуревич П.С. Введение в философию. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов средней школы. М., 1997.
Гуревич П.С. Методическое пособие по философии. 10-11 классы. М., 1997.
Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. М., 1993.
Дягилев В.В. Занимательная философия. М., 1995.
Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х томах. Л-д., 1991.
Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли в 3-х томах. М., 1997.
История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985.
История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986.
История политических и правовых учений. XVII-XVIII вв. М., 1989.
История философии. Запад-Россия-Восток. Кн.1, 2, 3, 4 М., 1995-1999.
Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.
Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
Малышевский А.Ф. Введение в философию. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1998.
Малышевский А.Ф. Мир человека. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1997.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1, 2, 3, 4. СПб., 1994-1997.
Философский словарь. М., 1990.
Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999.
Краткий словарь терминов
Автотрофность – в философии русского космизма – способность живых организмов поддерживать свое существование без поедания других организмов –путем преобразования мертвого вещества в живое; способность ныне присущая растениям, которую в будущем должны обрести люди
Агностицизм - философская идея о полной или частичной непознаваемости мира
Анархизм - философская идея о безусловной ценности личной свободы человека и необходимости преодоления всех форм ее ограничения
Антропология - раздел философии, посвященный изучению человека
Антропоморфизм - перенесение человеческих черт на предметы внешнего мира
Антропоцентризм - философская идея, по которой человек должен быть главным предметом изучения как центральное звено мироздания (ср. теоцентризм)
Апория - парадокс, безвыходное положение мысли, мыслительный тупик
Априорный - не зависящий от чувственного опыта
Аскетизм - философская теория и практика ограничения желаний (как правило, материальных) для достижения духовного просветления (постижения истины)
Атараксия - душевная невозмутимость в учении античных скептиков
Атеизм - отрицание существования Бога
Атман - индивидуальная душа в индийской философии
Богочеловечество – в русской религиозной философии – идея о совершенном человечестве как конечной цели исторического развития общества
Брахман - душа мироздания в индийской философии или пантеистическое первоначало
Верификация - эмпирическая проверка суждений на предмет их истинности
Виртуальное - возможное, которое при определенных условиях способно превратиться в реальное
Волюнтаризм - идея, по которой человек сам формирует свой жизненный путь (ср. фатализм), а также представление о том, что в основе мира и человеческой деятельности лежит не разум, а воля
Всеединство – философский принцип единства какого-либо множества, когда каждый элемент этого множества является частью целого, но в то же время не сливается с ним полностью, сохраняя свою самостоятельность
Гедонизм - идея, по которой следует стремиться к удовольствиям и избегать страданий
Гелиоцентризм - представление об устройстве мироздания, по которому его центром является Солнце, а другие небесные тела движутся вокруг него
Геоцентризм - представление об устройстве мироздания, по которому его центром является неподвижная Земля, а другие небесные тела движутся вокруг нее
Гилозоизм - философская идея, по которой все предметы живой и неживой природы одушевлены
Гносеология - раздел философии, посвященный исследованию проблем познания
Дао - естественный путь вещей в древнекитайской философии
Дедукция - способ рассуждения, при котором из общего правила делается вывод для частного случая (ср. индукция)
Деизм - представление о Боге, по которому он создал мир, наделил его законами и самоустранился
Диалектика - философское учение о всеобщей взаимосвязи и вечном изменении вещей
Дуализм – одновременное наличие у чего-либо двух, как правило, противоположных качеств или свойств
Идеализм - философское представление, по которому реально и вечно существует некое бестелесное (сверхчувственное) начало, которое порождает (творит) материальный мир (ср. материализм)
Идеальное - не воспринимающееся органами чувств и не имеющее физических качеств (ср. материальное)
Идеальный Абсолют - бестелесное (сверхчувственное) первоначало мира (Бог, Мировой Разум, Душа Вселенной и т.п.)
Изостения - равносилие противоположных суждений в учении античных скептиков
Индукция - способ рассуждения, при котором путем обобщения нескольких частных случаев выводится одно общее правило (ср. дедукция)
Интуиция - способность к непосредственному постижению истины без доказательств и обоснований
Иррационализм - философское положение, по которому действительность невозможно постичь рассудочными способами
Историософия – философское осмысление истории
Карма - в индийской философии - судьба любого живого существа, предначертание, обусловленное всей совокупностью предыдущих жизней
Концептуализм - одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют после вещей в качестве понятий ума (то же, что умеренный номинализм)
Космос – в переводе с греческого – общий порядок мироздания – Вселенная, понимаемая как нечто гармоничное, прекрасное, упорядоченное
Космополитизм – идея, отрицающая национальные и государственные границы во имя единства человеческого рода, рассматривающая человека как “гражданина Вселенной”
Либидо – в учении З.Фрейда – бессознательное сексуальное влечение
Логика – наука о формах и законах правильного мышления
Логос – в учении Гераклита, стоиков и христиан – Мировой Закон, божественный принцип, управляющий миром
Майевтика - философский метод Сократа, помогающий человеку через противоречия, сомнения и рассуждения найти всеобщую истину
Материализм - философское представление, по которому реально и вечно существует физический (материальный) мир, а все духовные явления - это результат деятельности человеческого сознания, которое представляет собой высшую стадию эволюции физического мира (ср. идеализм)
Материальное - воспринимающееся органами чувств и имеющее физические качества (ср. идеальное)
Материя - совокупность всего физического, чувственного (материального)
Метафизика - учение о сверхприродном, сверхчувственном (или о высшем мире, находящимся за пределами нашего физического мира, или об универсальных законах последнего)
Методология - философское учение о методах познания и деятельности, а также - сама совокупность этих методов
Мистика - направление в духовной жизни средневековья, не допускающее возможности осмысления религиозных догматов, их обоснования средствами разума, призывающее только к безрассудной вере в них, а также – шире – направление в духовной жизни, практикующее иррациональное, интуитивно-непосредственное постижение божественного и слияние с ним
Монотеизм - единобожие, религиозное представление, по которому существует только один Бог
Натурализм - философская идея, признающая природу первичной реальностью и главным объектом познания, а также - стремящаяся объяснить все только естественными (природными) причинами
Нирвана - в индийской философии - прекращение земных рождений, воссоединение с Брахманом
Номинализм - одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют после вещей, только в качестве их названий (имен)
Ноосфера – в философии русского космизма – принципиально новая стадия мировой эволюции, когда решающей силой дальнейшего развития становится человеческий разум, целенаправленно преобразующий и совершенствующий Вселенную
Ноумен - в философии Канта - “вещь в себе”, то, что объективно существует, но не дано человеку ни в опыте, ни до него и поэтому непознаваемо
Объект - внешний по отношению к человеку мир (ср. субъект)
Объективное - существующее само по себе, то есть - вне человека и независимо от него (ср. субъективное)
Онтология - раздел философии, посвященный изучению (постижению) Бытия
Отчуждение – в учениях Гегеля, Фейербаха и Маркса – процесс отделения какого-либо творения или продукта от его творца, при котором творение становится независящим от своего создателя и враждебным ему
Пантеизм - представление о Боге, по которому он тождественен мирозданию
Патристика - философская деятельность “отцов” церкви - основоположников христианского миропонимания
Позитивизм - философское направление второй половины XIX-XX вв., по которому философия должна отойти от метафизических вопросов и стать методологией науки
Политеизм - многобожие, религиозное представление, по которому существует много богов (язычество)
Психоанализ – учение З.Фрейда о человеческой психике, а также созданная им теория и практика лечения психических заболеваний, одно из направлений в психологии
Психология – наука, изучающая многообразный мир человеческой психики
Рационализм - философское положение, по которому мир устроен разумно и поэтому вполне может быть познан рассудочными средствами, а также идея о приоритете последних перед чувственным опытом в деле познания
Реализм - одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют до вещей, в особом сверхчувственном мире и являются их причинами
Релятивизм - философское положение, по которому все в мире относительно и поэтому ни о чем нельзя высказываться определенно и окончательно
Сансара - в индийской философии - колесо перерождений индивидуальной души
Секуляризация - идейное и фактическое размежевание светского и духовного, мировоззренческое отделение Бога от человека, религии от философии
Сенсуализм – философская идея, по которой органы чувств предоставляют нам более верную информацию об окружающем мире, чем разум
Силлогизм - дедуктивное умозаключение
Скептицизм - философское сомнение в достоверности каких-либо положений
Соборность – в философии славянофилов – принцип сочетания личного и общего, добровольного союза людей для совместной деятельности
Солипсизм - философская идея, по которой каждый человек может полагать единственной существующей реальностью самого себя, а все остальное - своими ощущениями
Софизм – внешне правильное доказательство заведомо ложных утверждений с помощью преднамеренного нарушения логических законов
Социализм - учение и общественно-политическое движение, выступающее за построение общества без частной собственности, основанного на принципах справедливости и солидарности людей
Софиология – в русской религиозной философии – учение о Божественной Премудрости – главном принципе, по которому устроено мироздание
Сублимация – в учении З.Фрейда – преобразование сексуальной энергии в различные несексуальные виды деятельности
Субъект - человек, познающий внешний по отношению к нему мир (ср. объект)
Субъективизм - философская идея, по которой человек видит мир только в масштабе собственного восприятия
Субъективное - существующее в духовном, внутреннем мире человека и зависящее от него (ср. объективное)
Схоластика - средневековая философия, направленная на рациональное подкрепление религиозных догматов
Тавтология - высказывание, в котором две части одновременно следуют друг из друга (подразумевают друг друга)
Теизм - религиозное представление, по которому Бог является Творцом мира и постоянно его контролирует
Теодицея - богооправдание - религиозно-философская проблема объяснения существующего в мире зла
Теоцентризм - религиозно-философское представление, по которому главным предметом постижения должен быть Бог как причина и цель всего существующего, центральное звено мироздания (ср. антропоцентризм)
Универсалии - в средневековой философии - общие понятия
Утилитаризм - идея, по которой философия должна заниматься не отвлеченными вопросами, а проблемами реальной человеческой жизни и приносить конкретную пользу (см. позитивизм и прагматизм)
Утопия - социально-философское учение, рисующее модель идеального общественного устройства (или вообще какой-либо идеальный проект)
Фатализм - идея о предопределенности всего существующего, в том числе - любой человеческой жизни (ср. волюнтаризм)
Феномен - явление - то, что воспринимает познающий мир человек в своем чувственном опыте
Эвдемонизм - идея о том, что главной задачей философии должен быть поиск индивидуального человеческого счастья
Эволюция – процесс изменения, развития
Эвристика - философский метод, при котором вместо усвоения готовых ответов человек путем размышлений должен сам находить истину
Экзистенциализм - направление в философии ХХ в., полагающее главным предметом изучения (постижения) не объективный мир, а индивидуальное человеческое существование
Экзистенция - индивидуальное существование
Эмпиризм - философская идея, по которой основным источником познания должен быть чувственный опыт
Годы жизни выдающихся философов
(в хронологическом порядке)
Будда ок.583 - ок.483 до н.э.
Конфуций 551-479 до н.э.
Лао-цзы VI-V вв. до н.э.
Фалес ок.625-547 до н.э.
Анаксимандр ок.610 - ок.540 до н.э.
Анаксимен ок.588 - ок.525 до н.э.
Пифагор ок.580 - ок.500 до н.э.
Ксенофан VI-V вв. до н.э.
Гераклит ок.544 - ок.483 до н.э.
Парменид ок.540 - ок.470 до н.э.
Зенон Элейский ок.490 - 430 до н.э.
Горгий ок.483 - ок.375 до н.э.
Протагор ок.480 - ок.410 до н.э.
Сократ ок.469 - 399 до н.э.
Демокрит ок.460 - ок.370 до н.э.
Антисфен ок.435 - ок.370 до н.э.
Платон 428/27 - 348/47 до н.э.
Диоген ок.400 - ок.325 до н.э.
Аристотель 384 - 322 до н.э.
Эпикур 341 - 270 до н.э.
Пиррон ок.360 - ок.270 до н.э.
Зенон стоик ок.336 - ок.264 до н.э.
Климент ок.150 - ок.215
Тертуллиан ок.160 - ок.222
Ориген ок.185 - ок.254
Секст Эмпирик II-III вв.н.э.
Августин 354 - 430
Иоанн Росцелин ок.1050 – ок.1120
Пьер Абеляр Бернар Клервосский Альберт Больштедтский Роджер Бэкон Джованни Бонавентура Фома Аквинский Иоганн Экхарт Дунс Скот Уильям Оккам Иоганн Таулер Николай Кузанский Николай Коперник Джордано Бруно Томазо Кампанелла Фрэнсис Бэкон Томас Гоббс Рене Декарт Бенедикт Спиноза Джон Локк Готфрид Лейбниц Джордж Беркли Шарль Монтескье Франсуа Вольтер Дэвид Юм Жан Жак Руссо Поль Гольбах Адам Смит Иммануил Кант Анри Сен-Симон Георг Гегель Давид Рикардо Шарль Фурье Фридрих Шеллинг Артур Шопенгауэр Петр Чаадаев Огюст Конт Алексей Хомяков Людвиг Фейербах Иван Киреевский Джон Милль Александр Герцен Карл Маркс Фридрих Энгельс Федор Достоевский Сёрен Кьеркегор Герберт Спенсер Лев Толстой Николай Федоров Вильгельм Дильтей Эрнст Мах Рихард Авенариус Фридрих Ницше Владимир Соловьев Георгий Плеханов Зигмунд Фрейд Константин Циолковский Анри Бергсон Сергей Трубецкой Евгений Трубецкой Владимир Вернадский Лев Шестов Николай Лосский Сергей Булгаков Бертран Рассел Николай Бердяев Карл Ясперс Людвиг Витгенштейн Мартин Хайдеггер Алексей Лосев Жан Поль Сартр Сергей Левицкий Альбер Камю | 1079 – 1142 1091 – 1153 1193-1207 – 1280 1214 – 1292 1221 – 1274 1225 – 1274 ок.1260 – 1327 1265/66 – 1308 ок. 1285 – 1349 ок.1300 – 1361 1401 – 1464 1473 – 1543 1548 – 1600 1568 – 1639 1561 – 1626 1588 – 1679 1596 – 1650 1632 – 1677 1632 – 1704 1646 – 1716 1685 – 1753 1689 – 1755 1694 – 1778 1711 – 1776 1712 – 1778 1723 – 1789 1723 – 1790 1724 – 1804 1760 – 1825 1770 – 1831 1772 – 1823 1772 – 1837 1775 – 1854 1788 – 1860 1794 – 1856 1798 – 1857 1804 – 1860 1804 – 1872 1806 – 1856 1806 – 1873 1812 – 1870 1818 –1883 1820 – 1895 1821 – 1881 1813 – 1855 1820 – 1903 1828 – 1910 1828 – 1903 1833 – 1911 1838 – 1916 1843 – 1896 1844 – 1900 1853 – 1900 1856 – 1918 1856 – 1939 1857 – 1935 1859 – 1941 1862 – 1905 1863 – 1920 1863 – 1945 1866 – 1938 1870 – 1956 1871 – 1944 1872 – 1970 1874 – 1948 1883 – 1969 1889 – 1951 1889 – 1976 1893 – 1988 1905 – 1980 1910 – 1985 1913 – 1960 |
Конец формы
Конец формы
- Глава 1. Основные философские картины мира
- 1.1. Материализм
- 1.2. Идеализм
- 1.3. Дуализм
- 1.4. Философия тождества
- Глава 2. Основные религиозно-философские учения Древнего Востока
- 2.1. Мифология - колыбель философии
- 2.2. Идеи о брахмане и атмане в индийской философии
- 2.3. Буддизм о преодолении желаний
- 2.4. Конфуцианство о небесном порядке вещей
- 2.5. Даосизм о всеобщей предопределенности
- Глава 3. Античная философия
- 3.1. “Золотой век” человечества
- 3.2. Милетская школа и Пифагор о первоначале мира
- 3.3. Элейская школа и Гераклит об изменении и неизменности
- 3.4. Атомистическое учение Демокрита
- 3.5. Сократ и софисты: майевтика против релятивизма
- 3.6. Платон и Аристотель: идеализм и дуализм
- 3.7. Эпикурейцы, стоики, скептики, киники: поиски счастья
- Глава 4. Средневековая философия
- 4.1. Основные идеи патристики
- 4.2. Схоластика и мистика
- 4.3. Доказательства существования Бога
- 4.4. Реализм и номинализм в средневековой философии
- 4.5. Фома Аквинский о гармонии веры и разума
- 4.6. Дунс Скот и Уильям Оккам: теория двойственной истины
- Глава 5. Философия Возрождения
- 5.1. Особенности философии Возрождения.
- 5.2. Философия гуманизма.
- 5.3. Метаморфозы и кризис средневекового аристотелизма
- 5.4. Ренессансный неоплатонизм
- 5.5. Томазо Кампанелла о городе всеобщего счастья
- Глава 6. Философия Нового времени
- 6.1. Эмпиризм Френсиса Бэкона
- 6.2. Рационализм Рене Декарта
- 6.3. Субъективизм Дэвида Юма
- 6.4. Основные идеи и представители Просвещения
- 6.5. Критическая философия Иммануила Канта
- 6.6. Пантеистический идеализм Георга Гегеля
- 6.7. Антропологический материализм Людвига Фейербаха
- Глава 7. Контуры современной философии
- 7.1. Позитивизм о предназначении философии
- 7.2. Философия жизни о разуме и интуиции
- 7.3. Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше о воле к жизни и воле к власти
- 7.4. Зигмунд Фрейд о сознании и бессознательном
- 7.5. Экзистенциализм о человеческой свободе
- Глава 8. Русская философия
- 8.1. Особенности русской философии)
- 8.3. А. И. Герцен о личности и обществе
- 8.6. Русский космизм о предназначении человека
- Глава 9. Наука в духовной культуре общества
- 9.1. Наука как форма духовной культуры
- 9.2.Особенности науки и ее отличия от псевдонауки
- 9.3. Как происходит научное познание?
- 9.4. Границы науки
- 9.5. Общие модели развития науки
- 9.6. Научные революции
- 9.7. Основные черты аристотелевской научной картины мира
- 9.8. Основные черты ньютоновской научной картины мира
- 9.9. Основные черты эйнштейновской научной картины мира