3. Учение о субстанции
Понятие «бытие» еще не обеспечивает единство мира. Для обозначения этого применяется категория «субстанция». Проблема субстанции (от латинского substantia - сущность, то, что лежит в основе) во все времена философы уделяли большое внимание. Под субстанцией понимали первооснову и первопричину бытия, т.е. то, к чему сводится все многообразие мира.
Для того, чтобы обеспечивать единство мира, субстанция должна обладать рядом мыслимых свойств:
а) не иметь другой причины, кроме самой себя, несотворенность, неуничтожимость;
б) не показываться сама через себя, всегда полностью воплощаясь в отдельных вещах;
в) обладать свойством самоорганизации, которое может пониматься как сила, активность сознания, движение и т.д.
В зависимости от того, сколько субстанций выделяется в качестве первоосновы бытия, в философии различаются три направления: монизм (одна субстанция), дуализм (две субстанции), плюрализм (много субстанций). Подавляющее большинство философов при разработке картины мира исходят из признания одной субстанция как первоосновы бытия, в качестве которой принимают либо материю, либо сознание. Отсюда - материалистический или идеалистический монизм.
Материалистический монизм считает, что единственной субстанцией является материя, а сознание признается как одно из свойств материи, а именно: свойство высокоорганизованной материи, головного мозга отражать реальный мир в идеальных образах.
Идеалистический монизм исходит из того, что в качестве единой основы бытия признается только духовная субстанция, выступающая в виде сознания индивида (Беркли), ступени развития «абсолютной идеи» (Гегель), рудимента объединенного сознания, проникшего в науку (неопозитивизм), бога (богословы) и т.д. Интересную позицию в этом вопросе занял Б. Спиноза, который отождествлял субстанцию с богом. Но бог, в его понимании, - не творец материального мира, не духовная субстанция, а сама природа. Начало и причина всего существующего («causa sui») и конкретные вещи суть видоизменения субстанции.
Противоположную позицию занимает дуализм, который при создании философской картины мира исходит из признания двух первооснов, равноправных и несводимых Друг к другу: материальной и индивидуальной. Наиболее известным представителем дуализма является Р. Декарт, который разделил бытие на субстанцию мыслящую (духовное сознание) и субстанцию протяженную, телесную (материя).
Ряд философов считают, что в основе бытия лежит множество субстанций (плюрализм). Например, представители персоналистического экзистенциализма первоосновой бытия определяют личность. Следовательно, сколько личностей - столько и первооснов.
- Лекция 10 Учение о бытии (онтология)
- 1. Проблема бытия
- 2. Основные формы бытия
- 3. Учение о субстанции
- 4. Материя и её системная организация
- 5. Движение, пространство, время как атрибуты материи
- 6. Негативные категории онтологии
- Лекция 11 Учение о развитии (диалектика)
- 1.Диалектика как учение о развитии
- 2. Законы диалектики
- 3. Основные категории развития
- 4.Детерминизм и индетерминизм
- 5. Синергетика как современная альтернатива диалектики
- Лекция 12 Природа человека и смысл его существования
- 1. Проблема человека в истории философии
- 2. Проблема антропогенеза
- 3. Биологическое и социальное в природе человека
- 4. Деятельность как способ существования человека
- 5. Проблема смысла жизни человека
- Лекция 13 Общество как объект познания
- 1. Социальная философия и ее проблематика
- 2. Общество как система
- 3. Основные подходы к структурированию общества
- 4. Теории исторического процесса
- Лекция 14 Проблема сознания в философии
- 1. Происхождение и сущность сознания
- 2. Структура сознания
- 3. Мышление и язык
- 4. Проблема идеального
- Лекция 15 Познание как деятельность
- 1. Познание как проблема
- 2. Познавательные способности человека
- 3. Проблема истины
- 4. Научное познание и его методы
- Лекция 16 Ценность как способ освоения мира человеком
- 1. Общая теория ценностей
- 2. Мораль и нравственность
- 3. Эстетические ценности
- 4. Динамика религиозных ценностей
- Лекция 17 Будущее человечества: философский аспект
- 1. Проблема будущего человечества в философии
- 2. Социальный прогноз в истории философии
- 3. Глобальные проблемы современности
- 4. Основные сценарии будущего