Вопрос 59 виды знания, разграничение знания и незнания
Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Рациональное познание – познание посредством мышления. Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Формы чувственного познания: 1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета; 3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти
Формы рационального познания: 1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; 3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Виды интуиции: мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.
Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.
Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
Особенности интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны.
Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании
Над проблемами достоверности и истины Витгенштейн напряженно размышлял в последние годы своей жизни. Написанные в этот период заметки были опубликованы позднее его душеприказчиками под заголовком «О достоверности». Непосредственным поводом для этих заметок явилась попытка британского философа-аналитика Дж.Э.Мура опровергнуть скептицизм. Мур заявлял, что есть очень много вещей, которые я на самом деле знаю и которые обладают для меня такой достоверностью, что бесполезны изощренные скептические философские аргументы. При этом Мур имел в виду знание такого рода, что у меня есть рука, что существует внешний мир, что существовали люди до моего рождения. Но эти рассуждения Мура в корне противоречили основным философским установкам Витгенштейна, которые он сохранил со времен «Трактата». Мур, таким образом, неявно допускал в своем подходе, что знание, достоверность, несомненность суть особые состояния сознания. Но это шаг на том пути, который приводит в конечном счете к расколу мира на «внутреннее» (то, что «в» моем сознании) и внешнее (то, что «вне» его). Сомнения в существовании внешнего мира составляют неизбежное следствие этого раскола. Поэтому Витгенштейн стремится показать, что Мур идет по ложному пути. Витгенштейн выносит обсуждение вопроса о достоверности знания из «тумана внутреннего» в сферу всем нам видимых и в общем хорошо известных фактов относительно знания, познания, сомнения.
О знании, заявляет Витгенштейн, имеет смысл говорить тогда, когда есть надлежащие основания для утверждения «я знаю, что...». В связи с подобным утверждением можно задавать вопросы типа: откуда я это знаю, когда я это узнал, чем оправдано или подтверждено мое знание, как я собираюсь его использовать и т.д. Однако такие вопросы становятся абсурдными в случае утверждения: «Я знаю, что у меня есть рука».
рассуждения Витгенштейна приводят к тому, что выражения типа: «Это моя рука», «Земля существовала до моего рождения», «Существуют физические объекты» — истинны в силу значений входящих в них слов, хотя вовсе не являются аналитическими. Витгенштейн даже критикует идеализм и прагматизм, но это совершенно не означает, что он материалист. Просто для него вопрос, который задают идеалисты, — «существует ли внешний мир?», — есть псевдовопрос, а ответы прагматистов или идеалистов — псевдоответы. Немного утрируя мысль Витгенштейна, можно сказать, что, с его точки зрения, человек, требующий доказательств существования внешнего мира, подобен человеку, который отказался бы принимать на веру «догматический» постулат, что ножницы всегда множественного числа, и требовал бы, чтобы ему это доказали. Столкнувшись с подобным требованием, мы были бы просто поставлены в тупик. Если бы мы убедились, что такой вопрос задает иностранец, не понимающий грамматического строя русского языка, мы смогли бы ответить ему, только описав грамматику русского языка и сказав: «Так организован наш язык. Поупражняйтесь в нем, и это перестанет вас смущать». И никакого иного ответа дать невозможно. Тем более было бы нелепым искать объяснений в «множественной» сущности самих ножниц, предаваться спекуляциям на тему о том, что ножницы — сложный объект, состоящий из двух половинок.
- Вопрос 1 предмет ф., место и роль в сист. Культуры.
- Вопрос 2 структура и осн. Ф-ции.
- Вопрос 3 истоки и генезис ф., предпосылки.
- Вопрос 4 специфика ф. Знания, овф.
- Вопрос 5 ф. И мировоззрение, мифология и религия.
- Вопрос 6 философия и наука, проблема научности
- Вопрос 7 ф. Древнего китая. Даосизм и конфуцианство
- Вопрос 8 ф. Древней индии
- Вопрос 9 ф. Др. Греции, космоцентризм, ф. Гераклида, Милетская и Пифагорейская школы
- Вопрос 11 софисты
- Вопрос 12 платон
- Вопрос 13 аристотель
- Вопрос 15 ф. Стоиков
- Вопрос 16 гиппократ, гален
- Вопрос 17 средневековая ф., теоцентризм, патристика.
- Вопрос 18 схоластика, аквинский
- Вопрос 19 возрождение как синтез, антропоцентризм
- Вопрос 20 гуманизм, человек – творец самого себя
- Вопрос 21 пантеизм, натурфилософия, диалектика ренессанса
- Вопрос 22 новое время, научная революция, ф. Бэкон.
- Вопрос 23 декарт, спиноза, лейбниц, рационализм
- Вопрос 24 эмпиризм, гоббс, локк, юмм, беркли
- Вопрос 25 ф. Идеи эпохи просвещения
- Вопрос 26 кант
- Вопрос 29 парацельс, принцип, «делай добро»
- Вопрос 30 русская ф., Славянофилы и западники.
- Вопрос 32 бердяев н.А., русский космизм, федоров циолковский, вернадский.
- Вопрос 33 маркс, диалектика природы и мышления.
- Вопрос 34 современная «ф. Науки» позитивизм, прагматиз.
- Вопрос 35 иррационализм, экзистенциализм, ф. Жизни
- Вопрос 36 бытие и субстанция, атрибут, бытие и ничто.
- Вопрос 40 мировозз., методологич значение материи
- Вопрос 41 проблема сознания, отражение.
- Вопрос 42 сущность сознания
- Вопрос 43 сознание как субек. Образ объектив. Мира
- Вопрос 44 структура сознания
- Вопрос 45 сознательное и бессознательное, фрейд
- Вопрос 46 диалектика, понимание развития…
- Вопрос 52 категории диалектики. Кажимость - видимость
- Вопрос 53 часть и целое, принципы целостности системности
- Вопрос 55 диалектика случайности и необходимости и т.Д.
- Вопрос 56 категории причины и следствия, детерминизм.
- Вопрос 59 виды знания, разграничение знания и незнания
- Вопрос 60 специфика научного знания
- Вопрос 61 проблема классификации наук о природе и о культуре.
- Вопрос 62 эпистемологический фундаментализм
- Вопрос 63 структура научного познания
- Вопрос 64 проблема роста и развития научного знания
- Вопрос 65 ф. Здоровья человека, здоровье и болезнь.
- Вопрос 66 проблема жизни, смерти.
- Вопрос 67 понятие истины
- Вопрос 68 свойства истины, критерии истинности знания
- Вопрос 69 истина как процесс, истина и правда.
- Вопрос 70 роль практики в познании, практика - критерий истины
- Вопрос 71 понятие практики, её особенности и генезис
- Вопрос 72 методы научного познания
- Вопрос 74 диагностика как познавательный процесс
- Вопрос 75 глобальные проблемы современности
- Вопрос 76 ф. Медицины