Вопрос 42 сущность сознания
Философский подход к проблеме происхождению и сущности сознания предполагает рассмотрение его как целостной структурно–организованной системы. Можно выделить следующие концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая. Объективно-идеалистический концепция при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог – у теологов. Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которому – психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции (Рене Декарт). Метафизический материализм признает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира. Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека. Представители этого направления утверждают, что «мозг вырабатывает мысль подобно тому, как печень вырабатывает желчь»
Важнейшим свойством сознания, как уже упоминалось, является идеальность. С точки зрения Э.В. Ильенкова, идеальное не тождественно субъективной реальности. Это компонент общественного сознания, это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Идеальное – это то, чего нет в природе, это форма вещи, существующая в сознании человека. Идеальное существует в деятельности, а не в результатах. Когда предмет создан, исчезает и идеальное. По мнению Э.В. Ильенкова, к идеальному относятся нравственные нормы, правовые установления, обязательные для всех правила. Эти структурные формы общественного сознания детерминируют индивидуальное сознание. Человек обретает идеальное в ходе приобщения к исторически изменяющимся формам общественной жизни. Вне человека идеального нет. Идеальное есть субъективный образ объективного мира, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Другой подход к проблеме идеального представлен Д.И. Дубровским. Это направление отстаивает неразрывную связь идеального с психикой человека и полагает неверным положение о внеличностном отношении идеального и независимости его от мозга человека. Идеальное связано с материальными мозговыми процессами и, следовательно, объективировано. Идеальное - это сугубо личностное явление, реализуемое мозговыми нейродинамическими процессами и существующее только в голове индивида. Идеальное есть способность личности иметь информацию и оперировать ею во времени. Подчеркивается основополагающий характер индивидуального сознания по отношению к общественному сознанию.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос 1 предмет ф., место и роль в сист. Культуры.
- Вопрос 2 структура и осн. Ф-ции.
- Вопрос 3 истоки и генезис ф., предпосылки.
- Вопрос 4 специфика ф. Знания, овф.
- Вопрос 5 ф. И мировоззрение, мифология и религия.
- Вопрос 6 философия и наука, проблема научности
- Вопрос 7 ф. Древнего китая. Даосизм и конфуцианство
- Вопрос 8 ф. Древней индии
- Вопрос 9 ф. Др. Греции, космоцентризм, ф. Гераклида, Милетская и Пифагорейская школы
- Вопрос 11 софисты
- Вопрос 12 платон
- Вопрос 13 аристотель
- Вопрос 15 ф. Стоиков
- Вопрос 16 гиппократ, гален
- Вопрос 17 средневековая ф., теоцентризм, патристика.
- Вопрос 18 схоластика, аквинский
- Вопрос 19 возрождение как синтез, антропоцентризм
- Вопрос 20 гуманизм, человек – творец самого себя
- Вопрос 21 пантеизм, натурфилософия, диалектика ренессанса
- Вопрос 22 новое время, научная революция, ф. Бэкон.
- Вопрос 23 декарт, спиноза, лейбниц, рационализм
- Вопрос 24 эмпиризм, гоббс, локк, юмм, беркли
- Вопрос 25 ф. Идеи эпохи просвещения
- Вопрос 26 кант
- Вопрос 29 парацельс, принцип, «делай добро»
- Вопрос 30 русская ф., Славянофилы и западники.
- Вопрос 32 бердяев н.А., русский космизм, федоров циолковский, вернадский.
- Вопрос 33 маркс, диалектика природы и мышления.
- Вопрос 34 современная «ф. Науки» позитивизм, прагматиз.
- Вопрос 35 иррационализм, экзистенциализм, ф. Жизни
- Вопрос 36 бытие и субстанция, атрибут, бытие и ничто.
- Вопрос 40 мировозз., методологич значение материи
- Вопрос 41 проблема сознания, отражение.
- Вопрос 42 сущность сознания
- Вопрос 43 сознание как субек. Образ объектив. Мира
- Вопрос 44 структура сознания
- Вопрос 45 сознательное и бессознательное, фрейд
- Вопрос 46 диалектика, понимание развития…
- Вопрос 52 категории диалектики. Кажимость - видимость
- Вопрос 53 часть и целое, принципы целостности системности
- Вопрос 55 диалектика случайности и необходимости и т.Д.
- Вопрос 56 категории причины и следствия, детерминизм.
- Вопрос 59 виды знания, разграничение знания и незнания
- Вопрос 60 специфика научного знания
- Вопрос 61 проблема классификации наук о природе и о культуре.
- Вопрос 62 эпистемологический фундаментализм
- Вопрос 63 структура научного познания
- Вопрос 64 проблема роста и развития научного знания
- Вопрос 65 ф. Здоровья человека, здоровье и болезнь.
- Вопрос 66 проблема жизни, смерти.
- Вопрос 67 понятие истины
- Вопрос 68 свойства истины, критерии истинности знания
- Вопрос 69 истина как процесс, истина и правда.
- Вопрос 70 роль практики в познании, практика - критерий истины
- Вопрос 71 понятие практики, её особенности и генезис
- Вопрос 72 методы научного познания
- Вопрос 74 диагностика как познавательный процесс
- Вопрос 75 глобальные проблемы современности
- Вопрос 76 ф. Медицины