1.1 Обзор аналитической литературы
Конфуцианский корпус источников является самым обширным, поскольку конфуцианство как философская система Китая и шире - как основная культурная доминанта китайской цивилизации является для нас отправным пунктом сравнительного (философско-компаративистского) анализа. Помимо основополагающих конфуцианских текстов, таких, как «Луньюй», «Мэн-цзы», «Сюнь-цзы» и пр., нами был изучен фактически весь историко-культурный и теоретический материал по проблеме конфуцианства в отечественной синологии, прежде всего, работы Н.Я. Бичурина, В.М. Алексеева, Ю.К. Щуцкого, Н.С. Конрада, В.А. Рубина, Л.С. Переломова и мн. др. Кроме того, мы привлекли зарубежные источники, в частности, основные работы современных китайских, а также немецких и израильских синологов по проблеме конфуцианства, таких как Ду Вэй-мин (Tu Wei-ming), Г. Пауль (G. Paul), Х. Ретц (H. Roetz). и др. Следует отметить, что при изучении конфуцианства мы опирались не только на опубликованные работы в мировой синологии, но и на архивные материалы, в частности, нами были тщательно проработаны «конфуцианские» рукописи в архиве академика В.М. Алексеева (Санкт-Петербургский филиал РАН, фонд. 820, оп. 1), а также конфуцианские тексты в переводах выдающегося немецкого синолога Р. Вильгельма (Немецкий Литературный архив г. Марбаха, Германия). Большую помощь в работе оказали нам справочники и энциклопедии по конфуцианству на китайском языке, например, шанхайское издание 1992 г. «Большой энциклопедический словарь Конфуция». Для изучения проблем современного конфуцианства нам пришлось обратиться к анализу трудов таких современных китайских мыслителей, как Фэн Юлань, Ху Ши, Сюн Шили, Моу Цзуйсин, Ду Вэймин. Среди работ отечественных китаеведов по проблемам современного конфуцианства стоит выделить фундаментальные исследования А.В. Ломанова и А.И. Кобзева.
Историко-философский корпус источников представлен, с одной стороны, конкретными трудами философов Запада (Г.В. Лейбниц, Хр. Вольф, И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, Вольтер, М. Вебер, Э. Гуссерль, А. Бергсон, М. Хайдеггер, Ф. Ницше и т.д.), в которых они под тем или иным углом анализируют традиционную философию Китая, с другой - исследованиями современных отечественных и зарубежных авторов, посвященных рецепции конфуцианства в европейской философии XVI-XX вв., а также его влиянию на отдельных западноевропейских мыслителей. К последним относится прежде всего работы О.Л. Фишман, А. Ся (A. Hsia), А. Земплинера (A. Zempliner), Х.Т. Туй-чхе (Hang Thaddaeus Tui-chieh)
1.2 Конфуций - древнекитайский мыслитель
КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (551-479 до н.э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства.[1]
551 до н.э. - рождение Конфуция (возможно, 28 сентября, до сих пор отмечаемое в некоторых частях Юго-Восточной Азии как его день рождения).
548 до н.э. - смерть отца Конфуция.
536 до н.э. - погружение в учебу.
533 до н.э. - женитьба на Пею.
520-510 до н.э. - создает школу, обучая своей новой «религии».
510-500 до н.э. - назначен министром внутренних дел провинции Лу.
500 до н.э. - уходит с государственной службы провинции Лу.
500-490 до н.э. - отправляется в странствие в поисках дальнейшей работы.
484 до н.э. - возвращается домой в провинцию Лу.
479 до н.э. - смерть Конфуция в 73 года.[1]
Кун Фу-цзы дословный перевод учитель Кун. Кун родовое имя Конфуция, а при рождении его назвали Цю. Детство его было довольно обычным и прошло в бедности и лишениях: отец умер, когда ему было всего три года, его воспитывала мать. Его отец был знаменитым воином своего времени. Когда Конфуцию было семнадцать лет, умерла его мать. С огромным трудом он разыскивает могилу отца (ни его, ни даже его мать старшие жены не пустили проводить Шу Лянхэ в последний путь) и в соответствии с религиозными обрядами похоронил рядом мать. Выполнив свой сыновний долг, юноша возвращается домой и живет один. Из-за бедности он вынужден был делать даже женскую работу, которой раньше занималась его умершая мать. О том, как Конфуций относился к работе, не соответствовавшей его происхождению, разные источники сообщают по-разному, но более вероятно, что отвращения к "низкому" труду он не испытывал. В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим слоям общества и усиленно занимался самообразованием. Позднее он скажет: « В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений, в шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала»[2] . Судьба, словно в компенсацию за неудачно начавшуюся жизнь, наделила его здоровьем, недюжинной силой, природным умом. Женившись в 19 лет, он поступил на государственную службу, надеясь в практической деятельности реализовать свои идеалы. Конфуций получил незначительный пост надзирателя за сбором налогов с земель Лу, но карьеры не сделал и, прослужив десять лет на чиновничьем поприще, вышел в отставку, чтобы целиком посвятить себя преподаванию тех идей, которые он постиг в непрестанном чтении древних книг и размышлениях [3].
Много лет он странствовал вместе с учениками, надеясь найти приложение своим идеям у правителей царств, на которые в те времена был раздроблен Китай. Однако все они, безусловно, проявляя к нему уважение, отвергали его идеи, и в конце концов он отказался от намерения занять государственный пост и вернулся в родное царство Лу, где посвятил себя карьере учителя. За оставшиеся годы он составил так называемый «конфуцианский канон», включавший в себя такие древнейшие памятники, как «Ши цзин» («Книга песен»), «Шу цзин» («Книга истории», или «Книга документов»), «И цзин» («Книга перемен»).[4]
Несмотря на неудавшуюся государственную карьеру, Конфуций имел высокий авторитет Учителя. Многих людей привлекало его личное обаяние, честность и бескорыстное служение Истине. Ученики Конфуция, поколение за поколением, распространяли его учение по территории Китая, и в конце концов, во II в. до н.э., во время правления династии Хань, оно заняло положение государственной идеологии, а сам Конфуций стал именоваться не иначе как «Великий мудрец-Учитель». Его философию на протяжении веков изучали и продолжают изучать не только в Китае, но и в Японии, Корее, Сингапуре. Как Пифагор и Сократ, Конфуций учил изустно и не оставил потомкам ни строчки. Все известное нам - это записи его учеников. Со своих слушателей Конфуций брал скромную плату, а впоследствии стал жить на средства нескольких богатых учеников, предоставивших ему помещение для «школы». Он имел 3000 учеников, 72 из них - особенно близкие, 12 - были при нем безотлучно. Высказывания Конфуция переходят из поколения в поколение, его учение и сегодня имеет огромное культурное значение. Конфуций в Китае занимает то же место, что Шекспир у англичан или Гете у немцев. [3].
1.3 Основные положения Конфуцианства
Человеческая жизнь - главный предмет конфуцианства
Конфуцианцы - прежде всего общественники и человековеды. В школе Конфуция преподавались мораль, язык, политика и литература. Главная характеристика школы и направления Конфуция может быть определена как принципиальный традиционализм. Сам Конфуций говорил о своем учении: «Излагаю старое и не создаю нового».[4]
Основные взгляды Конфуция изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения")[5], которая была составлена уже после его смерти, пережив века. Эта книга донесла учение Конфуция и до нас . На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают.
Конфуций был обеспокоен социальной и нравственной незрелостью своего поколения. На вызов, брошенный жизнью, Конфуций дал радикальный ответ, что законы и обычаи его времени противоестественны, и поэтому следует уклоняться от их исполнения. Конфуций как истинный консерватор учил, что следует сохранять и должным образом развивать все лучшее, что осталось от прошлого. В этом прошлом находится ключ к настоящему и грядущему. Он не стремился основать ни новую религию, ни новую этическую систему [6].
Основные вопросы Конфуция: Что такое жизнь? Как я могу наилучшим образом прожить в этом мире? Как жить, чтобы быть счастливым? Кто я? За частью ответов Конфуций, обратился к природе.[6] Он заметил, что все в природе находится в гармонии друг с другом. Он пришел к заключению, что человек может учиться у природы. Самое лучшее, что люди могут сделать в этом мире, это следовать путем природы и гармонии. Гармония в то время была идеалом для Конфуция.
Общественный порядок зиждется на основах морали - морали надлежащих слов и поступков. Как и древние, Конфуций считал, что мораль должна использоваться во все сферах жизни, но особенно важно ее применение в сфере управления, так как правители являются учителями для всех. Они могут преподать урок нравственности, когда сами являются примером высокой нравственности и добродетели. Только через это мог бы окончательно установиться новый золотой век, когда все люди относились бы друг к другу доброжелательно и с уважением [7].
Конфуцианцы часто говорили об "истинной гуманности". Человек может прийти к ней, потому что, как считали конфуцианцы, она присутствует в каждом еще при рождении [8]. Эти природные доброта и любовь могут быть развиты через чувство полезности для других. Когда Конфуций говорил о человеческой доброте, он имел в виду его способность жить в постоянном согласии с другими людьми.У человека должно быть усовершенствовано поведение, привычки, образ мыслей и суждения, Когда человек разовьет себя до уровня совершенного человека, он сможет быть душевным, полезным и добрым. Человек становится способным на такое количество хороших дел, что китайцы даже не пытаются перечислить их одно за другим. Их "Золотое правило" выражено через отрицание, тем не менее оно полно смысла для других. "Не делай другому того, чего не хочешь себе" [2,6].
Конфуцианцы действительно придерживались идеалов доброты и милосердия ко всем своим ближним и ко всем людям на земле. Однако один человек не сталкивается со всеми другими людьми на земле. Его круг общения ограничен. Действительно, гораздо лучше, когда человек относится доброжелательно и с уважением к нескольким людям, с которыми он общается часто, чем торжественно провозглашать о своей "любви" ко всем людям. Он никогда не узнает всех людей. Правильная жизнь заключается в правильных действиях по отношению к людям, с которыми постоянно встречаешься в повседневной жизни [9].
Конфуций поощрял культ или почитание предков потому, что полагал, что это помогает человеку выработать верную позицию и правильное поведение. Когда человек приносит дары к мемориальной доске в память об умершем предке, он вспоминает о своих истоках и своей любви. Это вызывает у него чувство уважения и преданности. Сохранение сыновней почтительности даже после смерти предков свидетельствует о еще большем почитании, чем просто уважение по отношению к живым родителям [10].
Конфуций настаивал на важности в повседневной жизни этикета и выполнения традиционных обрядов. Но это выполнение должно быть осмысленным; превращаясь в простую формальность, оно вызывает духовные болезни как личности, так и общества в целом. Целью Конфуция было воспитание цзюнь-цзы (благородных мужей), которые жили бы гармоничной и добродетельной жизнью, свободной от тревог и страданий. "Когда его спросили, что означает Жэнь, Конфуций ответил: "Он означает любовь к окружающим человеческим существам".[2]
2. Исследовательская часть
2.1 Анализ высказываний Конфуция
В данной таблице сделана попытка самостоятельно проанализировать и разделить на тематические группы высказывания Конфуция. После того как мной были изучены общие высказывания Конфуция, я решила подойти к этому более подробней и разбить их на 4 группы которым Конфуций посвятил больше своих мыслей. В эти 4 группы вошли: мудрость, доброта, человеколюбие, власть. И мне захотелось попробовать самой проанализировать высказывания и написать свое понимание этих высказываний простым языком.
Тематические группы |
Высказывания |
Мое понимание высказываний. |
|
Мудрость |
1. Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии. 2. Благородный муж думает о Пути, а не о еде. Когда пашут, за этим стоит страх голода. Когда учатся, за этим стоит стремление к жалованью. Благородный муж заботится о Пути и не заботится о бедности. 3. Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни. 4. Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться всякий раз, когда падаешь. 5. Глупец жалуется, что люди плохо знают его, а мудрец, наоборот, что он не знает людей. 6. Когда ты видишь доброго человека, старайся превзойти его; когда видишь дурного - изучи свое сердце. 7. Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей. |
Умные люди дружат с другими, но идут своим путем, глупые люди идут путем других, но не дружат с ними. Хороший муж думает о будущем. И за каждым делом стоит определенная причина. Относитесь к другим трепетно, но к себе жестко. Если упал, главно не падать духом! Надо встать с поднятой головой и идти дальше! Глупый думает о себе, благородный о других. Если человек хороший, постарайся быть лучше, если плохой изучи себя. Если не общаешься с человеком, то ты его и не узнаешь. |
|
Доброта |
1. Платить добром за зло - нелепость. Чем же тогда платить за добро? 2. Тот, кто желает сохранить добро других людей, уже сохранил свое собственное. |
Поступать с людьми так, как они с тобой! Если человек думает о других, то у него все хорошо. |
|
Человеколюбие |
1. Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать учением о человеколюбии. 2. Для людей человеколюбие важнее, чем вода и огонь. Я видел, как люди, попадая в воду и огонь, погибали. Но не видел, чтобы люди, следуя человеколюбию, погибали. |
Людей надо уважать так, как себя, и поступать с ними хорошо, чтоб с тобой поступали хорошо. Человеку важнее другой человек, хотя на свете есть то что может принести ему гибель и это вовсе не человек. |
|
Власть |
1. В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах. 2. Как на небе не может быть двух солнц, так и у народа не может быть двух правителей. 3. Когда имущество сосредоточено в одних руках, народ рассеивается. Когда имущество распределяется, народ объединяется. 4. Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных. - Почему же ты не покидаешь этой местности? - удивился мудрец. - В других областях князья угнетают народ. - Видите, - сказал тогда Конфуций ученикам, - жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь. |
Там где все хорошо, будь смелым, где все плохо обдумывай свою речь, но действуй. Власть не может быть у двоих, руководить должен - один. Все должно быть поровну, иначе не будет мира, дружбы в стране. Иногда бывает так, что человек страшнее самого страшного и жестокого зверя. |
Судя по этой таблице можно сделать вывод что Конфуцию ближе две темы - это мудрость и власть. Своими высказываниями Конфуции учит людей доброму, терпимому отношению друг к другу, в них заложено стремление к всеобщей гармонии. Правитель, начальник, воспитатель, по мнению Конфуция должен показывать подчиненным и воспитанникам образец поведения. [12,13].
2.2 Сравнение Западной и Китайской философии по Конфуцию
При изучении китайской философии я наткнулась на Западную философию. Эти две философии очень разные, но в то же время есть в этом что-то общее и интересное, и мне захотелось сравнить их. Вы спросите - почему?
Потому, что в последнее десятилетия ХХ в. проблема изучения конфуцианской традиции, а также ее взаимодействия с западноевропейской философией стала центральной темой в творчестве ведущих китайских мыслителей. Запад испытывает давний и устойчивый интерес к китайской философии, особенно к конфуцианству. Однако, анализ конфуцианства в Европе ХVI - XXвв. показывает, что до сих пор Запад принципиально не готов вести на равноправной основе диалог с конфуцианской и шире - с не западными цивилизациями.
Западная культура очень сложно воспринимает и усваивает конфуцианство. В этом и состоит весь интерес сравнения. И опираясь на средства массовой информации (телевидение, книги, газеты, журналы) я выделили 3 основные пункты сравнения - Дети, Проблема человека, Религия.
Тема сравнений |
Китай |
Запад |
|
Дети |
1. Нет свободы выбора; 2. Воспитание жесткое, но доброжелательное; 3.Непослушание встречается очень редко; 4. Подчинение решениям родителей, вплоть до выбора мужа или жены; 5. Почитание родителей. |
1. Свобода выбора; 2.Следование родителей интересам ребенка; 3. Непослушание встречается чаще, чем в Китае. |
|
Проблема человека |
1. Исследование проблемы человека с точки зрения практики; 2. На вопросы проблем человека ищут ответ в природе, через принцип познания или постижения мира; 3. Огромное внимание сосредоточенно на этикете и практических наставлениях; 4. Стремление к гармонии с природой. |
1. Обращение к человеку чаще не через его психическое бытие или этикет, а через принципы познания; 2. Средство общения человека с природой и окружающим миром выбрано через различные технологии; 3. Важная черта западного менталитета- склонность к методам познания и исследования мира. |
|
Религия |
1. Развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как философия, и как религия; 2. Человек отбрасывает выбор той или иной религии, а стремится к одной центральной точке. |
1. Наиболее ценит научную методологию и отмеживается от религии; 2. Религиозная структура устанавливает, является ли человек католиком или протестантом. |
Из данной таблицы можно сделать вывод, почему Западная философия не хочет принимать Китайскую. В китайской философии традиции очень жесткие и должны соблюдаться, запад же к такому, конечно не привык и не захочет привыкать. На западе свода выбора, в Китае нет, я думаю это уже говорит о чем-то.
2.3 Сравнительный анализ «Слов назидания» Абая и мудрых высказываний Конфуция
Для молодого поколения Казахстана актуален вопрос выбора пути в жизни, поиски путей нравственного самоопределения. Что мы можем взять за основу? Есть ли в казахской литературе мыслители, которые говорят о высоком предназначении человека? Безусловно есть.
Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы. Родился он 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак.
Абай сочинил много песен. Большинство из них не были записаны и потерялись навсегда, некоторые песни Абая в наши дни воспринимаются как народные творения .[14]
Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Кара соз» (в дословном переводе «Черное слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Кара соз» создана Абаем на склоне лет. Попыток перевода данного произведения немного, так как оно требует не только поэтического дарования, но и философского мышления. Известны три перевода на русский язык этого творения Абая. Первые сделаны в советский период: в 1970 году казахским писателем Сатимжаном Санбаевым под названием «Слова назидания», в 1979 году Виктором Шкловским и в 1990 году земляком Абая, родом из Семея, проживающим ныне в Лондоне писателем Роланом Сейсенбаевым. [15]
Но есть ли точки соприкосновения Абая и Конфуция? Это я и попыталась выяснить.
Темы |
«Слова назидания» Абая |
Мудрые высказывания Конфуция |
|
Знания |
Невежда, не способный мыслить, не приученный трудиться, пытается свалить свою нерадивость на Бога. |
Учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно. |
|
Богатство |
Все, что добывается трудом и находится вне тебя, называется богатством. Не зная всех перипетий и тонкостей ведения хозяйства, трудно удержать в руках свое добро. Так же трудно уберечь нажитое духовное богатство - ум и знания, от которых может быть и немалый вред. Не зная этого, потеряв бдительность, можно легко лишиться приобретенного. |
Знатность и богатство - это то, к чему люди стремятся; если они нажиты нечестно, благородный муж от них отказывается. Бедность и униженность -это то, что людям ненавистно. Если они незаслуженны, благородный муж ими не гнушается. |
|
Человек |
О достоинствах человека суди по тому, каким путем он идет, а не по тому, как ему удалось завершить его. |
Достойный человек не идет по следам других людей |
|
Мудрость |
Будь откровенен с тем, кто одинок, поддерживай хорошие отношения с теми, у кого много друзей. Будь осторожен с беспечным, и стань опорой обездоленному |
Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни. |
|
Помощь |
Будь откровенен с тем, кто одинок, поддерживай хорошие отношения с теми, у кого много друзей. Будь осторожен с беспечным, и стань опорой обездоленному |
Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни. |
|
Мудрость |
Кому из нас не приходилось бывать в беде? Теряет надежду только слабый. Верно, что в мире нет ничего неизменного, но ведь и зло не вечно. Разве после суровой зимы, не приходит |
Жаловаться на неприятную вещь - это удваивать зло; смеяться над ней - это уничтожить его. |
Таким образом, данный сравнительный анализ доказывает, что высказывания Абая (казахского поэта и мыслителя XIX века) и Конфуция (древнекитайский мыслитель 551-479 гг. до н.э.) совпадают по основным
Темам: человека, богатства, знаний и т.д.
2.4 Положительные и отрицательные высказывание ученых о Конфуции
В данной таблице представлены положительные и отрицательные высказывания многих ученых и философов о философии Конфуция. Лично мое мнение о учении Конфуция только положительные. Они умные, грамотные, доброжелательные, учат жизни, как вести себя с другими, я ничего отрицательного сказать о нем не могу и не хочу, потому что просто нечего. Но не у всех ученых совпадают мнения с моим. И в следующей таблице я решила выписать все мнения ученых
Ученый или философ |
Положительные высказывания |
|
Вольтер |
"Я уважаю Конфуция. Он был первым человеком, не принявшим божественного вдохновения". |
|
Уильям Мак Нотон |
"Что он передал, так это именно те ценности, которые китайский народ лелеял веками до него. Китай не конфуцианский, это конфуцианство китайское" [16]. |
|
Доктор Ту Вей-Мин, профессор китайской истории и философии Гарвардского университета |
"Если бы нам пришлось выбрать для определения конфуцианской этики одно слово, этим словом был бы "гуманизм". Конфуцианская этика призвана научить тому, как быть человеком. Предполагаются абсолютная обязательность, непрестанное самоочищение или самосовершенствование, целостное представление о внутреннем плане нравственного образования". |
|
Эзра Паунд |
«Конфуций более, чем какой-либо другой философ, сосредоточивался на нуждах правительства и правительственного аппарата». |
|
Отрицательные высказывания |
||
Л.С. Васильев |
Описывает китайцев довольно черными красками |
|
Георгиевский |
В своей книге «Принципы жизни Китая» пишет: «Сознавая силу европейской позитивной науки, китайцы, поскольку им приходится видеть европейцев у себя дома или вне своей родины, в то же время сознают, что действительная жизнь последних не обосновывается на твердых принципах, что идеал не воплощается в реальности, что дела все чаще противоречат словам» [17]. |
|
Легг |
«После долгого изучения характера его и мнений я не могу почитать его за великого человека» [17]. |
Делая вывод по этой теме ясно, что все же больше положительного о нем говорят, чем отрицательного. У каждого свое мнение, и оно не всегда положительное. И у него было свое личное мнение и представления жизни, и он говорил это не стесняясь и не боясь, что с ним может что-то случиться. Он ведь даже ничего не записывал сам, но его ученики, видя и слыша то, что он говорит истинную правду и его учение учат жизни.
Да он описывает китайцев черными красками, но это правда, правда лучше лицемерия. Не все в этой жизни в ярких красках. Он говорил то, что видел. Лично я думаю что выдумать он что либо не мог.
3. Анкетирование
конфуций философия абай
Чтобы понять, как воспринимают и понимают высказывания Конфуция простые ученики 6-11 классов средней школы, а не философы, мыслители, ученые. Я решила провести анкетирование, в которое включила некоторые его высказывания. Ученикам предстоит прочитать, понять и ответить на один вопрос, согласны ли они с этим высказыванием или нет, либо сомневаются в ответе.
Анкета
“Актуальность философии Конфуция в наши дни”
Согласны ли вы с данными высказываниями Конфуция?
а) да; б) нет; в) сомневаюсь.
1. Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.______
2. В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивлять других.______
3. Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать учением о человеколюбии.______
4. Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться всякий раз, когда падаешь._____
5. Для людей человеколюбие важнее, чем вода и огонь. Я видел, как люди попадая в воду и огонь, погибали. Но не видел, чтобы люди, следуя человеколюбию погибали._____
6. Достаточно, чтобы слова выражали смысл._____
7. Достойный человек не идёт по следам других людей._____
8. Единственная настоящая ошибка - не исправить своих прошлых ошибок.____
9. Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этике и музыке?______
10. Знать, что нужно сделать, не делать этого - худшая трусость._____
11. Когда имущество сосредоточено в одних руках, народ рассеивается.
Когда имущество распределяется, народ объединяется._____
12. Когда ты видишь доброго человека старайся превзойти его;
Когда видишь дурного - изучи своё сердце.______
13. Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей.______
14. Остерегайтесь делать то, о чем можете рано или поздно пожалеть._____
15. Платить добром за зло - нелепость. Чем же тогда платить за добро?_____
Результаты анкетирования
Классы |
Согласны |
Опровергли |
Сомневаются |
|
6 |
25% |
- |
75% |
|
7 |
30% |
- |
70% |
|
8 |
45% |
5% |
30% |
|
9 |
50% |
20% |
30% |
|
10 |
75% |
10% |
15% |
|
11 |
80% |
10% |
10% |
Результаты данного анкетирования показали, что учащиеся старших классов лучше понимают и осознают проблемы человека, его поступков, мыслей, действий и специфику философии, чем учащиеся младших классов. Данное анкетирование доказывает актуальность философии Конфуция в наши дни.
Заключение
Переходя к религии китайцев - конфуцианской, следует заметить, что Конфуций никогда не касается таких вопросов, как создание мира, конец мира и т.п. Его никогда не беспокоил вопрос о происхождении человека, никогда не пробовал он искать того, что будет с человеком потом. Его не затрагивала ни физика, ни метафизика. Вот каково свидетельство «разговоров» по поводу предметов его учения. «Наиболее частыми темами его разговоров были книга поэзии, книга истории и поддержание правил благочиния». «Он учил наукам, этике, преданности своей душе, правдивости». «Не любил же он рассказывать о необычайных вещах, о какой-нибудь необычайной силе, о каких-нибудь беспорядках, о духовных существах и т.п.».
Конфуций призывал к гуманным отношениям между людьми, поэтому пропаганда конфуцианства призвана обеспечить спокойствие в семье и трудовых коллективах. В то же время конфуцианство на протяжении веков сложилось в довольно стройную систему этических принципов взаимоотношений людей, общества и природы, межгосударственных отношений.
1. Конфуций и конфуцианцы считали преданную любовь к родителям, природу, государство высшим идеалом в Китае.
2. Между Западной и Китайской философией присутствуют определенные противоречия.
3. Философия Конфуция актуальна в наши дни, она соответствует как заповедям ислама, так и заповедям христианства.
4. Высказывания Абая (казахского поэта и мыслителя XIX века) и Конфуция (древнекитайского мыслителя 551-479 гг. до н.э.) совпадают по основным критериям: человеколюбие, добродетель, миропонимание.
5. Анкетирование доказало актуальность философии Конфуция в наши дни.
Классическое конфуцианство содержит в себе не только специфический, но и общечеловеческий культурный потенциал, способствуя, или, во всяком случае, не препятствуя современным процессам в сфере политики, экономики и культуры.
Рекомендации по использованию:
Данная работа может быть применена на спецкурсах по философии, в педагогике, на уроках истории, литературы, религиоведение.
Список использованной литературы
1. Алексеев В.М. «Китайская литература (Избранные труды)» М. - 1978 г.
2. Головачев Л.И. Изучение «Лунь юя» и гипотеза развития китайской письменности// Проблемы Дальнего Востока, 2000 № 3.
3. Головачев Л.И. раннеконфуцианский памятник «Лунь юй»// 14 научная конференция «Общество и государство в Китае». - М., 1983.
4. Головачев Л.И. раннеконфуцианский памятник «Лунь юй»// 21 научная конференция «Общество и государство в Китае» М., Ч.I. 1990 г.
5. Головачев Л.И. раннеконфуцианский памятник «Лунь юй»//ХХII научная конференция «Общество и государство в Китае». - Ч.II., М., 1998 г.
6. Головачев Л.И. изъяснение плана «Лунь юй»// ХХVIII научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.II., М., 1998 г.
7. «Конфуций изречение» изд-во МГУ. М. - 1992 г.
8. Литературная энциклопедия 1929-1939. СССР. С 1929, прервано после выхода в 1939 году одиннадцотого тома.
9. Майтанов Б. Абай: история, личность, время. - Алматы: Аруна, 2004 г.
10. Переломов Л.С. «Конфуций: жизнь, учение, судьба». М., 1989 г.
11. Переломов Л.С. «Слово Конфуция» - М., 1992 г.
12. Переломов Л.С. «Слово Конфуция» - М., 1992 г.
13. Переломов Л.С. Конфуций: «Лунь юй». - М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998 г.
14. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987 г. (стр. 302).
15. Философская энциклопедия. / ред. Константинов В.Ф. М., 1970 г. Т.5., (стр. 332).
16. «Энциклопедия мудрости», Изд-во «РООССА», 2007 г.
17. Зорин В.И. «Международная конференция «Как возродить любомудрие?».