1.1 Предпосылки для возникновения марксистской философии
Марксистская философия возникла в середине XIX века и оставалась влиятельным течением в мировой философской мысли до 90-х годов ХХ века. Ее основоположниками явились немецкие мыслители Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). По своей сути она является философией диалектического материализма, с присущими ей особыми принципами объяснения и понимания бытия мира, человеческой истории и их развития. Как мы видели из предыдущих лекций, развитие философской мысли и выражается в изменении принципов философствования. Необходимо отметить, что марксистская философия подвергла радикальному пересмотру сложившиеся традиции и принципы в Европейской философии к середине XIX века. Не было ни одного течения в философии, которое не подвергалось бы критике основоположниками диалектического материализма, инкриминируя им общий "грех" - с их точки зрения они были или недостаточно научными, или ненаучными вовсе.
В марксистской философии сформулирован исходный принцип понимания задачи новой философии, который во многом определили ее черты: прежние "философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". В своей философии они видели орудие революционного, радикального изменения мира. Но прежде чем изменять мир, его необходимо объяснить и познать. Поэтому они вырабатывают адекватные этой задаче теоретические принципы своей философии, то есть марксистской философии. Они считают, что основным вопросом философии является вопрос о соотношении материи и сознания, бытия и мышления. Те философы, которые признают первичность материи, природы, бытия, как мы знаем, являются материалистами. Марксистская философия исповедует принцип материализма, хотя новый материализм отличается от предыдущих форм материализма, например, материализма французских философов или антропологического материализма Л. Фейербаха. Любая форма материализма исходит в объяснении бытия мира из самого мира, основанием которого является природа, которой ничто не предшествует, которая не творится никем. Философия диалектического материализма не только исповедует этот философский постулат, но признает и обосновывает саморазвитие природы и вне нас существующего мира по своим естественным, а не сверхъестественным законам. В отличие от предыдущих форм материализма, которые признавали объективные формы движения материи, природы преимущественно с точки зрения механицизма, который соответствовал естественнонаучным представлениям XVIII - начала XIX веков, в марксистской философии утверждается принцип диалектики, развития объективного мира, его качественного и направленного изменения. Необходимо подчеркнуть, что на формирование марксистской философии оказали влияние материализм Л. Фейербаха и учение Г. Гегеля о развитии и саморазвитии, которое он создал в рамках своей объективно- идеалистической философии. Как признавали сами родоначальники марксистской философии, философия Л. Фейербаха и Гегеля послужили теоретической предпосылкой формирования диалектико-материалистической теории бытия и развития мира, как природного, так и общественного. Они придали материализму, как принципу объяснения мира, диалектический характер, а диалектике Гегеля, преобразовав ее, придали материалистический характер.
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения - марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв.
В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.
Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:
1. предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. - Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);
2. бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);
3. крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
4. нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 - 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
5. кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).
В XIX веке Англия, а вслед за ней и другие капиталистические страны Европы время от времени переживают экономические кризисы перепроизводства, следствием которых является усиление безработицы, нищета и голод трудящихся. Таким образом выявилось несоответствие между производительными силами и производительными отношениями.
Значительно разросшийся за несколько лет пролетариат в XIX веке впервые стал выступать в качестве самостоятельной политической силы. Постепенно объединяясь в национальном масштабе, английские рабочие создали чартистскую партию, главной задачей которой была борьба за предоставление трудящимися гражданских прав и возможности участвовать в управлении страной. Неоднократные восстания рабочих в 1830-х гг. происходили во Франции, правда, "июльская революция" 1830 года завершилась не в их пользу.
Германия - родина Карла Маркса - была по сравнению с Англией и Францией отсталой страной, она находилась в основном на мануфактурной стадии развитии капитализма. Немецкая буржуазия не обладала политической властью, хотя представляла значительную экономическую силу. Это означало приближение буржуазной революции. Здесь она вызревала в условиях, когда капитализм уже господствовал в западноевропейских странах, а в самой Германии был более развитый пролетариат, уже заявлявший о своих классовых притязаниях. Таким образом, здесь создавались условия для развёртывания классовой борьбы пролетариата и буржуазии в самом ходе буржуазной революции. Это своеобразие социально-экономического развития Германии и обусловило то обстоятельство, что она стала родиной марксизма, исторически подготовленного развитием капитализма и классовой борьбы пролетариата во всех странах Европы.
Теоретическими источниками марксизма являются:
1. классическая немецкая философия, в особенности идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха;
2. классическая английская политическая экономия, и прежде всего учения Смита и Рикардо;
3. критически-утопический социализм начала XIX в., в первую очередь учения Сен-Симона и Ш. Фурье.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс критически восприняли, материалистически переработали и развили дальше на новом фактическом и теоретическом материале "рациональное зерно" гегелевской диалектики и основные положения фейербаховского материализма.
Заслуга А. Смита и Д. Рикардо заключается в том, что они положили начало трудовой теории стоимости. Они утверждали, что стоимость товара определяется не его физическими свойствами, полезностью, спросом или предложением, а количеством общественно необходимого труда, затраченного на производство товара. Закон стоимости Смит и Рикардо рассматривали как вечные естественный закон экономической справедливости. Марксисты высоко оценивали идеи Смита и Рикардо о стоимости как воплощении общественно необходимого труда.
Сен-Симон и Ш.Фурье пытались обосновать возможность и целесообразность перехода от капитализма к такому общественному устройству, основой которого будет общественная собственность и коллективный труд, где будет покончено с нищетой масс и все смогут удовлетворять свои разумные потребности. В трудах Карла Маркса дана высокая оценка тех рациональных идей, которые были высказаны Сен-Симоном, Фурье и другими утопическими социалистами. Революционно-критически переработав их, основоположники марксизма подвели под социализм научное материалистическое основание, связали его с экономическим учением о прибавочной стоимости. Создание научного социализма имело громадное значение для развития философии марксизма как теоретической основы научного социализма.
Создание философии марксизма представляет собой исторический процесс, совершившийся в течение примерно одного десятилетия, с конца 30-х до конца 40-х годов XIX века. В историческом процессе формирования философии марксизма следует отметить две основных ступени:
1. переход Маркса и Энгельса с позиций идеализма и революционного демократизма на позиции диалектического материализма и научного коммунизма, который завершается к началу 1844 г.,
2. разработка основных положений диалектического и исторического материализма, увенчивающуюся созданием первых произведений зрелого марксизма -- "Нищеты философии" (1847) и "Манифеста Коммунистической партии" (1848).
Эволюция мировоззрения Карла Маркса:
1841 год - докторская диссертация "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура". Маркс ещё находится под влиянием идеализма Гегеля, однако интересуется античным материализмом. Он высоко оценивает борьбу Эпикура против религиозности сознания, вкладывает в свою работу политический протест против порабощения личности социальной действительностью. Молодой Маркс приходит к выводу, что развитие философии неизбежно приводит к превращению мысли в дело, к практике.
1842 год - Маркс становится редактором либеральной "Рейнской газеты", впервые решается высказаться в защиту интересов рабочего класса, отстаивает свободу печати, критикует отдельные законопроекты. Совершается переход от идеализма к материализму и коммунизму.
1843 год - "Рейнская газета" закрыта, Маркс переезжает в Париж и вместе с А. Руге начинает издавать "Немецко-французские ежегодники". На мировоззрение Маркса в этот период влияет антропологический материализм Л. Фейербаха. Однако он отрицает естественную природу возникновения религий, утверждая о том, что любое верование является следствием извращённых социальных отношений, попыток порабощения и эксплуатации. Маркс видит назначение философии в "беспощадной критике всего существующего, беспощадной в двух смыслах: эта критика не страшится собственных выводов и не отступает перед столкновением с властями предержащими". Он не отделяет философию от практической деятельности, от борьбы и развития в обществе.
1844 год - в объединённых номерах "Немецко-французских ежегодников" окончательно фиксируется переход Маркса (а также и Фридриха Энгельса) от идеализма к диалектическому материализму и формулируется положение о всемирно-исторической миссии пролетариата, излагаются сходные положения диалектического материализма и исторического материализма. В этот год создаются такие работы, как "К критике гегелевской философии права", "К еврейскому вопросу", "Экономическо-философские рукописи 1844 года". Главная идея рукописей - идея об определяющей роли труда и материального производства в антропологическом становлении и последующем развитии человечества. Главной целью производительного прогресса Маркс считает устранение "отчуждённого труда", то есть, такой деятельности, которая, будучи основным условием жизни, лишает человека возможности развивать и удовлетворять свои способности и потребности. Наконец, в 1844 начинается активное сотрудничество Карла Маркса с разделяющим его философские и политические убеждения Фридрихом Энгельсом, благодаря которому в окончательном виде формируется течение диалектического материализма.
Судьба Марксизма в различных странах складывалась неодинаково: в одних он был несколько оттеснён другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Особенно зримо влияние марксизма на жизнь общества проявилось в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, существовали и существуют по сей день во многих странах мира. Несомненно также воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное создание и практическую жизнь людей.
Сердцевину, суть философии марксизма образуют исследования фундаментальных классических проблем, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы (или сущности) человека вообще. Это - мировоззренческое "ядро" любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальной революции и т.д.), которые уже более тесно связаны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре.